Папки-передвижки

«Времена года. До свидания, Осень!» Конспект занятия

ирина горбунова
«Времена года. До свидания, Осень!» Конспект занятия

Программное содержание: Сформировать у детей обобщенное представление о временах года. Уточнить и расширить представление детей об осени, как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ: укорачивается день, становится холоднее, происходят изменения в жизни растений и животных.

Публикация «„Времена года, До свидания, Осень!“ Конспект занятия» размещена в разделах

Материалы к занятию : Загадки и стихи о временах года. Магнитная доска и карточки по всем четырем временам года, характеризующие времена года по всем признакам.

Персонаж: старичок-лесовичок (кукла, плащ с предметными отличительными карточками по временам года.

Три корзины и муляжи овощей, фруктов, грибов. Картина с изображением деревьев (листья к ним). Иллюстрации картин по всем временам года.

Ход занятия : Ребята, сегодня нам предстоит увлекательное путешествие. И начнем мы его со сказки-загадки. Послушайте ее внимательно:

. Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые 3 птицы: повеял холод, пошел снег, закружили метели.

Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка птиц: снег стал таять, побежали ручейки, появились первоцветы.

Махнул старик-годовик третий раз - и полетела третья тройка: стало жарко, душно, кругом цветов видимо-невидимо.

Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще 3 птицы: подул холодный ветер, посыпался частый дождь из листьев - желтых, красных, оранжевых.

Воспитатель (обращается к детям) :

- Ребята, вы внимательно слушали сказку? Подумайте и скажите, о чем идет речь в этой сказке-загадке? временах года.)

- А какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

- А что это за птицы, которые вылетали из рукавов? (Это месяцы)

- А почему у старика каждый раз вылетало по 3 птицы? (В каждом времени года по 3 месяца.)

- Все правильно. Всего в году 12 месяцев, 4 времени года, а в каждом времени года по 3 месяца.

(Стук в дверь)

В. : Кто это к нам, интересно, стучится? Давайте, ребятки, посмотрим.

( Из-за ширмы выглядывает старичок в необычной одежде: плащ, на котором нарисованы картинки с изображением всех времен года)

Воспитатель обращается к гостю:

- Здравствуйте, заходите, пожалуйста. Гостям мы всегда рады, только бы хотелось нам с ребятами узнать, кто Вы и как Вас зовут?

Старичок: А я именно тот гость, который вовремя оказался в нужном месте. Зовут меня старик-годовик. Обходил я свои обширные владения. Забот у меня много. Проходил мимо вашего садика. Дай, думаю, зайду к ребяткам, посмотрю, как живут, чем занимаются? Услышал, сказку про меня читают. Стоял я и думал: отгадают ли ребята про времена года? Какие молодцы, все правильно сказали, порадовали старика. И так мне захотелось задержаться у вас.

В. : Конечно, оставайтесь. Мы с ребятами приглашаем вас. Посмотрите, как наши ребята стараются. А впереди у нас самое интересное.

Воспитатель обращается к детям: Ребята, посмотрите, какой у нашего гостя плащ необычный. Что вы видите? Дети рассматривают картинки и с помощью наводящих вопросов приходят к выводу: на плаще приметы всех времен года.

Старичок: Ай, какие молодцы, все знаете. Сяду я отдохну, посмотрю на вас.

В. : Ты, гость дорогой, отдохни с дороги, а мы с ребятами продолжим. (На магнитной доске выставляются карточки по всем временам года. Воспитатель предлагает детям дать краткую характеристику по каждому времени года : зима, весна, лето, а про осень предлагает поговорить позже. Воспитатель раздает сюжетные картинки каждому ребенку по разным временам года и дети должны не просто назвать, какое время года, а обосновать свой ответ).

Ст. : А я тоже хочу проверить, как вы угадаете, какое время года. Я прочитаю стихи, а вы попробуйте угадать, какое время года они отражают :

Под голубями небесами великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет.

И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (Зима)

Бежит тропинка через луг, ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь - цветы вокруг, да по колено травы. (Лето)

Ласточки пропали, а вчера зарей все грачи летали, да как сеть мелькали вон над той горой.

С вечера все спится, на дворе темно.

Лист сухой валится, ночью ветер злится, да стучит в окно. (Осень)

Отшумела злая вьюга, стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга, капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лед. Тает баба снеговая и ручьями слезы льет. (Весна)

Ст. : Посмотрите на этих ребят! Опять справились.

В. : Стихи вы отгадали, а я вам загадки загадаю. А вы должны не только отгадать загадку, но и сказать, когда это бывает? В какое время года?

1. Он пушистый серебристый, но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)

2. Без досок, без топоров через реку мост готов. Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло. (Лед)

3. Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. (Лыжи)

4. Когда это бывает? (Зимой)

5. Крашенное коромысло через реку повисло (Радуга)

6. Светит, сверкает, всех согревает (Солнце)

7. Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)

8. Когда это бывает? (Летом)

9. Сели детки на карниз, а растут все время вниз (Сосульки)

10. На ветках плотные комочки. В них дремлют клейкие листочки. (Почки)

11. Когда это бывает? (Весной)

В. : Ну что, дедушка? Понравилось тебе, как наши ребята отвечают?

Ст. : Все-то вы знаете. Даже не представляю, что у вас можно спросить. А какое время года сейчас? (Осень) - А какой месяц? (Ноябрь) - А это первый, второй или третий месяц осени? (Последний, третий месяц).

Ст. : Я так рад, что к таким ребяткам в гости попал.

В. : И ребята очень рады, что ты пришел к ним, вот они и стараются. А сейчас попробуем более подробно поговорить о таком прекрасном времени года, красивом - об осени. Многие писатели и поэты в своих произведениях передают неповторимую красоту этого времени года. Послушайте:

Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шуми свежее дыханье.

И мглой волнистого покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

В. : Что же происходит осенью? Какие изменения происходят в природе?

( По карточкам на доске дети все подробно рассказывают: День становится короче, ночь - длиннее)

- А какое основное изменение происходит в неживой природе? (Похолодание. Небо часто закрыто облаками).

- А какие осадки бывают осенью? (Дождь).

- Всегда дождь? (В конце осени бывает снег).

- Что происходит с растительным миром? (Листья на деревьях и кустарниках меняют свой цвет, становятся желтыми, красными, оранжевыми и затем опадают).

- Все деревья сбрасывают свою листву? (Нет, не меняют цвет листья хвойных деревьев. Это ель и сосна).

- Все правильно, ребята. Мы с вами в группе сделали осеннюю коллекцию из осенних листьев : гербарий, рыбок, вазочки с букетами. А вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают свою листву? (Нет). А давайте у нашего гостя спросим. Он точно знает ответ на этот вопрос.

Ст. : Все деревья, ребята, готовятся к зиме. Зимой деревья спят, они не растут зимой, а листья укрывают корни деревьев от холодов.

В. : А сейчас я приглашаю всех ребят поиграть со мной в игру, которая так и называется: "Осенние листочки" (Игра проводится 2 раза по подгруппам) :

Мы - листочки, мы листочки.

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

ветер дунул - полетели.

(Дети стоят кружком с листочками в руках, разбегаются).

Мы летали, мы летали,

а потом летать устали!

Перестал дуть ветерок,

мы присели все в кружок.

(Дети бегают, помахивая листочками, приседают, подбрасывают листья).

Ветер снова вдруг подул

и листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

и на землю тихо сели.

(Дети разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают листья вверх).

Ст. : Как вы красиво танцевали. Я тоже хочу с вами поиграть. Игра называется "Найди свое дерево". Чтобы корни деревьев не замерзли зимой, помогите мне их укрыть листочками. По отдельным признакам попробуйте назвать дерево.

(Воспитатель помогает провести игру)

Ст. : Стоит в белой одежке, свесив сережки. Что это? (Береза).

В. : Ребята, посмотрите. Здесь у нас нарисованы деревья. Около дерева кружок с цифрой. Найдите вазочку с такой же цифрой и туда поставьте листья с этого дерева.

(Дети отгадывают загадки и ставят листья в вазочки. Старичок хвалит детей)

В. : Давайте продолжим нашу беседу об осени. Что ж еще происходит, посмотрите на карточки. Что обозначает эта карточка?

(Д. : Пропадают насекомые. Одни засыпают, другие прячутся под кору деревьев)

В. : А на этой карточке что нарисовано?

(Д. : Птицы улетают в теплые края, потому что корма становится мало)

В. : А как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелетные) Какие птицы улетают? (Ласточка, грач, скворец, соловей.) А какие птицы остаются с нами? (Ворона, воробей, голубь.) А какие птицы прилетают к нам на зиму? (Синички, снегири)

- Вот здесь у нас на картине нарисованы птицы. Около каждой свой номер. Назовите, пожалуйста, этих птиц.

- Звери тоже готовятся к зиме, но по-разному. Расскажем нашему гостю об этом. (Белка, мышки, бурундуки запасаются на зиму, медведь засыпает. У зайца и белки меняется окраска шерстки: белка становится серой, а заяц - белым)

- А почему заяц и белка поменяли свои шубки? (Они маскируются. Так им удобней скрываться от врагов)

- А все звери делают себе запасы на зиму? (Нет. Зайцы, лиса, волки, лоси запасов не делают. Зайчики питаются корой и веточками молодых деревьев, кустарников, а лиса и волк охотятся на более мелких зверей и птиц)

- Мы с вами вспомнили о сменяемости дня и ночи, о6 осадках, о растительном и животном мире. А что мы, люди, продолжаем делать осенью? (Убираем урожай овощей и фруктов и храним их.)

- Как отличаются овощи и фрукты по месту произрастания? (Овощи на земле растут или в земле, а фрукты на деревьях)

- Назовите мне, пожалуйста, какие вы знаете овощи? (Морковка, свекла, лук, помидор, горошек, огурец, тыква, капуста.)

- А какие фрукты вы знаете? (Яблоки, груши, апельсины, бананы, лимон.)

Ст. : Ой, остановитесь, пожалуйста. Не могу больше вас слушать.

В. : Что с тобой случилось?

Ст. : Слюнки у меня текут. Мне сразу захотелось все это попробовать.

В. : Не расстраивайся, мы тебя с ребятами обязательно угостим. Фрукты ты съешь, а из овощей салат сделаешь, суп сваришь.

Ст. : Спасибо! У меня тут и корзиночки припасены для такого случая. Вот вы мне в них гостинцы и положите. Да смотрите, не перепутайте. В одну положите только овощи, а в другую - фрукты (Дети выполняют задание. Можно загадать загадки про овощи.)

Ст. : Большое спасибо. Я тоже приготовил для вас подарки. (Угощает детей орехами и грибами и, прощаясь, уходит.)

В. : Ну вот и подходит к концу наше с вами путешествие. Мне хочется пригласить вас на выставку, которая называется: "Круглый год". На ней представлены картины по всем временам года. Посмотрите и полюбуйтесь ими. Давайте вспомним стихи, которые мы с вами учили, прочитайте их, пожалуйста. (Дети подходят, выбирают картину по любому времени года и читают стихи).

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Времена года» для детей 4–5 лет Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 58 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на тему «Времена года» Цель занятия: Обобщить и систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам. Образовательные задачи: 1.

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе на тему «Времена года» Конспект комплексного занятия в подготовительной группе на тему: «Времена года» Цель: Закрепление знаний о временах года, месяцах и о сезонных.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Времена года» ОРГ. МОМЕНТ. Д/и. «Когда это бывает?» Дождь поливает, листва опадает когда это бывает? (осенью) Мороз донимает, снег выпадает, когда это.

Конспект психологического занятия по рисованию песком «Времена года» для детей 6–7 летКонспект психологического занятия по рисованию песком «Времена года» для детей 6–7 лет Задачи: 1. Развитие межполушарного взаимодействия 2. Развитие воображения 3. Развитие тонкой координации движений Ход занятия: 1. Пальчиковая.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Времена года» Программные задачи: 1. Закреплять знания детей о временах года: их последовательности, взаимосвязи между сезонными явлениями в неживой природе.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Времена года» Цели и задачи: - формировать временные представления, развивать внимание, творческое воображение. - продолжать формировать умение отгадывать.

Музыкальная гостиная «Времена года. Осень» Слайд №1. Звучит музыка А. Вивальди «Времена года» «Осень» («Музыкальные шедевры» О. Радыновой). Дети заходят в зал и занимают соответствующие.

Настольно-дидактическая игра «Времена года. Осень»Настольно-дидактическая игра «Времена года. Осень» Такие дидактические игры мы систематически используем на занятиях,очень удобная сетка-фатин,которая позволяет реализовать любую цель и.

Конспект занятия «Путешествие во времена года» Цель: учить детей называть предметы, явления по общему существенному признаку; упражнять в названии геометрических фигур, счёте, сравнении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Времена года. До свидания, Осень!» Конспект занятия
Опубликовано: 6 октября 2016 в 14:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД