МААМ-картинки

Консультация для родителей «Всегда ли правильно звучит наша речь?»

Салима Сафарова
Консультация для родителей «Всегда ли правильно звучит наша речь?»

"Всегда ли правильно звучит наша речь?"

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Публикация «Консультация для родителей „Всегда ли правильно звучит наша речь?“» размещена в разделах

В 6-7 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.

Особенно важное, значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных. На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей?

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор, а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы - взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т. д., сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.

«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять —

Стрелку будем выполнять.

Динамические упражнения для языка.

«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами

Эй, а где ж улыбка?

Зубки и «прилипка».

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

Упражнения для губ.

«Заборчик». Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Улыбнись и ты,

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

Зубы показали

Губы растянули,

В улыбке утонули.

«Трубочка». Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

И покажем трубочки.

Проговаривание чистоговорок:

Ра-ра-ра,ра-ра-ра-

На дворе у нас гора.

Ру-ру-ру,ру-ру-ру-

Собирайте детвору.

Ры-ры-ры,ры-ры-ры-

Покатаемся с горы!

Ра-ра-ра,ра-ра-ра-

Очень рада детвора.

РА-ЛА

У ежа-игЛА

У лисы -ноРА.

От веселого костРА

Осталась тёплаязоЛА.

Катя маЛА ей спать поРА.

Хоть и сильный куЛАк-обойдусь без дРАк.

Иру мучила жаРА-она сок пиЛА

Была очень добРА.

Дифференциация звуков С-Ш

Проговаривание слогов со звуками"С" -"Ш"

Са-ша-са

Сы-ша-сы

Шу-сы-шу

Шу-су-шу

Ша-со-ша

Проговаривание чистоговорок:

Са-са-са,са-са-са-

Ой-ой-ой!Летит оса!

Сы-сы-сы,сы-сы-сы-

Не боимся мы осы!

Су-су-су,су-су-су-

Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы,сы-сы-сы-

Мы не видели осы.

Са-са-са,са-са-са-

Отгадайте,где оса?

Са-са-са-са-

Это хитрая лиса,

Су-су-су-су-

И живет она в лесу.

Сы-сы-сы-сы-

Много дел у лисы.

Со-со-со-со-

Она крутит колесо.

Ша-ша-ша-

Пойте с нами не спеша.

Шу-шу-шу-

Поем песню малышу.

Ши-ши-ши-

С нами пели камыши.

Шо-шо-шо-

Получилось хорошо.

Дифференциация звуков Т-Д

Произношение цепочек слогов со звуком "Т"

Та-та-та-

Ту-ту-ту-

Ты-ты-ты-

То-то-то.

Проговаривание чистоговорки:

Та-та-та-

Мышь бежала от коТА.

Ту-ту-ту-не догнать меня коТУ.

Ты-ты-ты-

Вот зеленые кусты.

То-то-то-

И коробка от лоТО.

Произношение цепочек слогов со звуком "Д"

Да-да-да

До-да-до

Да-до-до

Ды-ды-да

Ду-ду-да

До-ду-до

До-до-ду

Ду-до-ды

Проговаривание чистоговорки:

Да-да-да-

Мы спросили у дрозДА:

-До-до-до-

Где,скажи,твоёгнезДО?

Ды-ды-ды-

Оно,наверно,увоДЫ?

-Ду-ду-ду-

Своё гнезДО я сам найДУ.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Учимся правильно дышать» Консультация для родителей «Учимся правильно дышать» Автор консультации, воспитатель: Базаева Фатьма Чингизовна. МБДОУ детский сад №64.

Консультация для родителей «Как правильно критиковать ребенка» Как правильно критиковать ребенка С ребенком нужно вести себя не так, как с взрослым, и критиковать по определенным правилам. Времена, когда.

Консультация для родителей «Как правильно играть с матрешкой» В последнее время русская матрёшка стала модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрёшки продаются иностранцам как своеобразный.

Консультация для родителей «Летом отдыхаем правильно» МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №13» Консультация для родителей на тему: «Летом отдыхаем правильно» Подготовил:.

Консультация для родителей «Учимся говорить правильно» Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми.

Консультация для родителей «Учите говорить правильно» Консультация для родителей: «Учите говорить правильно» Воспитатель высшей кв. категории: Маляева Т. Л. Дети должны прийти в школу с правильной,.

Консультация для родителей «Выбираем игрушку правильно» Консультация для родителей «Выбираем игрушку правильно» Подготовила: воспитатель МКДОУ Детский сад «Колосок» Шишова Ю. С. Развитие богатого.

Консультация для воспитателей и родителей «Говорим правильно» Консультация для воспитателей и родителей «Говорим правильно». Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Это клад,это достояние, переданное.

Консультация для родителей «Речь и общение» Консультация для родителей Речь и общение После года, по мере знакомства с разными предметами формируются понятия о них. У ребёнка начинает.

Консультация для воспитателей и родителей «Говорим правильно» (продолжение) 2. Грамматика. Что касается грамматики, то весь объём школьного обучения я Вам предложить не смогу, но буду рада, если какие-то четверостишия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Всегда ли правильно звучит наша речь?»
Опубликовано: 22 января 2019 в 21:35
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД