«Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим». Образовательное мероприятие для детей старшей группы

Мария Тумашева
«Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим». Образовательное мероприятие для детей старшей группы

П\С:

«Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим». Образовательное мероприятие для детей старшей группы

Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического экспериментирования. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе природной картины мира, способствующих развитию речи. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. Подвести детей к выводу о том, что язык выполняет много разных функций: у человека определяет вкус пищи, участвует в образовании речи, помогает в переваривании пищи; у животных служит приманкой, ловлей добычи, предупреждением. Познакомить с правилами ухода за языком, полостью рта. Воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познать,

раскрытые секреты.

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим» - скажите, что это (язык)

-Как вы думаете, язык – это друг или враг? Почему? (свободные ответы)

-Что такое язык (ответы)

-Зачем человеку язык (ответы)

-Зачем язык животным (ответы)

-Почему у человека один язык, а руки две, ноги две, глаза – два (ответы)

-Что было бы, если бы у человека было бы два языка (ответы)

-Послушайте:

«Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать-моргать,

Ручки всё хватать-хватать».

-Как вы думаете, почему говорят: «Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами»(ответы)

-Какие ещё пословицы вы знаете?

Острое словечко колет сердечко. (русская пословица) - Миша Л.

Доброму слову и кошка рада. (русская пословица) - Миша Л.

Белоснежная гора от лунного света еще белее становится, разумный человек от хороших слов еще умнее делается. (монгольская пословица) - Илья Свинин

Язык без костей - о человеке, который говорит лишнее. - Сережа

Язык без костей: что хочет, то и лопочет (русская пословица) - Сережа

-«Языком не торопись, а делом не ленись», «Язык до Киева доведет», «Язык без костей: работает на хозяина и на гостей», «Мал язык, да всем телом владеет», «Язык впереди ног бежит» и другие. (показ иллюстраций, раскрывающий смысл пословиц)

-Некоторые ребята, у которых есть животные, проводили исследовательскую работу. И сейчас предлагаю им рассказать нам о результатах своих наблюдений (рассказы детей)

Давайте познакомимся с видами языков некоторых животных.

Посмотрите на экран, кто это? Лера, ты знаешь, какой язык у дятла?

-Все знают дятла. Его называют «санитаром леса», потому что он «лечит» деревья. Стучит по стволу дерева, найдет потайной ход вредителя и начинает сильно и часто долбить, чтобы добраться до жука-вредителя. Но вредитель тоже слышит, что к нему стучат и прячется. Язык у дятла длинный и очень липкий. Запускает его дятел в проход, который он выдолбил и отыскивает свою добычу.

-А это какое животное? – Правильно, муравьед. Машенька, расскажи нам, что ты о нем знаешь.

-Это крупное животное. У него пушистый хвост, длинная морда. Днем и ночью бродит муравьед в поисках пищи, а когда находит муравейник, то передними лапами проламывает крепкие стенки. Потом просовывает в пролом узкую морду и длинным языком добирается до середины муравейника.

Язык в липкой слюне, поэтому к нему легко прилипают насекомые. За 1 день муравьед может слизать до 30 тысяч муравьев.

-А кто же это? – Черепаха. Как черепаха приманивает добычу. Что можешь рассказать нам, Руслан?

-В пресных водах Северной Америки живет самая крупная черепаха – каймановая. Когда она хочет есть, а есть она хочет часто, то раскрывает рот и выставляет язык-приманку, он похож на червячок, который все время извивается. Язык у нее белый или светло-серый, а во время ловли добычи становится красным. И вот рыбка устремляется за аппетитным «красным червячком» и попадает прямо в пасть черепахи.

-Насколько разнообразен окружающий нас мир. Вот поглядите на эту картинку. Что вы видите? Как называется это живое существо? – Змея. А язык у нее рогатина, Наташа, слушаем тебя:

-У змеи язык раздвоен на конце. Часто его ошибочно называют жалом. Змеи могут определять языком вкус и даже запах. Некоторые ядовитые змеи используют язык для предупреждения, угрожающе размахивают им перед противником.

(показ картинки попугая)

-У некоторых попугаев язык-щетка. У них язык на нижней стороне заканчивается коготком, а на верхней стороне есть щеточка из щетинок. С помощью такого языка легко собирать пыльцу растений.

-А вот Геля про язык попугая знает другое, расскажи нам:

-У многих попугаев короткий и мясистый язык, у таких языков на конце есть углубление, как у ложки – чтобы лучше удерживать семена.

(показ картинки с хамелеоном)

-Лера, что ты можешь об сказать?

-Язык хамелеона «выстреливает» на расстояние. Язык покрыт клейкой слизью, которая помогает хамелеону удержать, подтянуть и отправить в рот не только насекомых, а иногда даже мелких птиц или ящериц…

-А зачем собака высовывает язык? (свободные ответы)

-Маша Лаврентьева наблюдала за своей собакой и кое-что может нам рассказать, пожалуйста:

-Когда становится жарко, человек выделяет пот, так он избавляется от лишнего тепла. У собаки потовые железы находятся только на носу и подошвах. Когда они высовывают язык, у них испаряется слюна – так собака себя охлаждает. Чем животному жарче, тем чаще оно дышит, широко раскрывает пасть.

-Но у нас-то с вами тоже есть язык. Давайте-ка рассмотрим его

овнимательней. Предлагаю перейти к столам. Там есть зеркала, заглянем в них (дети усаживаются за столы, рассматривают свои языки, языки соседей).

-Что вы увидели на своих языках (трубочки и бороздки)

-Где их больше всего?

-На блюдечках у вас сахар и лимон. Лизните сахар. Какой он на вкус (ответы) Лизните кусочек лимона, какой он (ответы)

-Кому-нибудь из детей предлагаю закрыть глаза, открыть рот, положить кусочек сахара подальше на язык, проглотить его. Что было у вас во рту (тяжело определить)

ВЫВОД. Большинство вкусовых рецепторов находится на кончике языка; чтобы меньше ощутить вкус продукта, его нужно положить как можно дальше на язык.

Опыт № 2. «Отличие языка человека от языка кошки»

-Предлагаю вам побыть в роли кошки и попробовать, как она лакает молоко. (дети из блюдца «лакают» молоко)

-Почему не получается?

-Язык кошки устроен так, что она когда зачерпывает жидкость, язык становится похожим на ложку. Кошка опускает язык в молоко и зачерпывает ее. На кошачьем языке есть наросты, которые ей помогают во время питья задерживать жидкость. Из мелкого блюдца порой кошке трудно пить, в глубокую посуду язычок окунается без труда, и кошка получает достаточно жидкости.

ВЫВОД. Язык кошки и человека отличается, поэтому кошка может лакать молоко, а человеку лучше его пить из чашки.

Опыт № 3 «Язычок-трудовичок»

-Скажите, вы умеете читать стихи? Предложить одному из детей взять несколько круглых конфет и прочитать любое стихотворение. Показать детям, как иногда мы не понимаем людей, у которых проблемы с речью.

-Что произошло (трудно произносить слова, язык плохо двигается)

ВЫВОД. Когда дети плохо произносят слова, надо делать зарядку для языка.

-Как вы думаете, нужно ли человеку ухаживать за своим языком? Как это делать (свободные ответы детей)

-Мыть руки с мылом после туалета, улицы, прогулки,

Не брать ничего в рот,

-Не совать пальцы в рот,

-Чистить язык,

-Не облизывать игрушки…В рот могут попасть микробы…

-Заботьтесь о своем языке и помните, «если б не было его, не сказал бы ничего». В следующий раз проведем другие опыты, которые подскажут нам, как заботиться об языке.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об экскурсии в музей воинской славы детей старшего дошкольного возрастаФотоотчёт об экскурсии в музей воинской славы детей старшего дошкольного возраста Наши дети посетили музей воинской славы, что способствует формированию в детях стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

Фотоотчет занятия по математикеФотоотчет занятия по математике Цель: Закреплять представление детей об образовании чисел 6. 7. 8 – используя инейку, открывать на ерхней полоске и нижней соответствующее.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
«Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим». Образовательное мероприятие для детей старшей группы
Опубликовано: 12 марта 2015 в 02:54
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кнопка +1 теперь с бонусами
Теперь звёздочка может подарить не только +1, но и 2, 3, а в редких случаях и 10 баллов рейтинга.
14 ноября. День рождения Астрид Линдгрен

14 ноября 1907 года появилась на свет одна из величайших детских писательниц ХХ века – Астрид Линдгрен. Прежде всего, её имя ассоциируется с Малышом и Карлсоном – трилогия об этих персонажах имела...

14 ноября. Международный день логопеда

14 ноября свой профессиональный праздник отмечают логопеды – специалисты, помогающие людям обрести правильную и красивую речь. Международный день логопеда – молодой праздник, его празднуют всего 15 лет,...

Фотоотчет детского творчества «Осенние фантазии» (часть первая)
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далеки птицы улетели, Если небо хмурое, если...
Детский мастер-класс по аппликации «Снегирь на ветке»
Предлагаю вашему вниманию детский мастер - класс по аппликации "Снегирь на ветке". У нас в Подмосковье ноябрь выдался довольно теплым, и снега еще нет....
Детский мастер-класс по ручному труду «Оформление короба для дидактического материала»
Материал для выполнения мастер – класса: короб для архивных документов, распечатки цветных изображений для оформления коробов, линейка, простой...