«Вулкан». Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в подготовительной группе

Ольга Азимова
«Вулкан». Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в подготовительной группе

Тема: «Вулкан»

Программные задачи:

Образовательные

Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Развивающие

Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д.

Воспитательные

Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

Виды деятельности:

Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно- исследовательская.

Образовательные области:

физическое развитие, личностно-социальное, познавательно-речевое развитие.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, безопасность, здоровье, музыка, художественная литература, социализация, труд.

Оборудование:

Проектор, ноутбук, картинки с изображением вулканов, карта России, флажки, макет горы, смайлики, сигнальные карточки, сода, красная гуашь, моющая жидкость, лимонная кислота, каждому пластиковая одноразовая посуда (поддон (1 шт., стакан 200гр. (1 шт., рюмка (4 шт., чайная ложка (1 шт., не глубокая тарелка (1 шт.) , картонный макет горы (1 шт., пипетка (1 шт.) салфетка, карандаш (1 шт., лист бумаги.

Предварительная работа:

цикл НОД «Загадки природы» (камни, горы). Чтение детской энциклопедии «Все обо всем», Большая энциклопедия «Почемучек», рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сегодня к нам пришли гости и мы рады встрече с вами.

Давайте мы подарим им свои улыбки, и пусть от наших улыбок им будет радостно, ведь каждая улыбка это солнышко, от которого становится тепло и радостно.

Пошлем им поцелуи-бабочки.

2. Разминка.

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

3. Игра «Сложи картинки».

«Вулкан». Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в подготовительной группе

Я вам приготовила на занятия интересные картинки, пройдёмте к столам.

(перед детьми лежат картинки с изображением грозы, дождя, облака, солнечного затмения и восхода солнца).

Что случилось?

Картинки разрезаны на маленькие части, кто это мог сделать.

Кто – то очень не хочет, чтобы их увидели.

Давайте их сложим и рассмотрим.

Беседа по картинкам:

Что изображено на ваших картинках?

Как можно их назвать одним словом?

(явления природы)

У меня есть, ещё одна картинка.

Что на ней изображено?

(вулкан)

4. Загадка.

Сегодня мы поговорим об одном из таких природных явлений.

О каком вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Услышьте ее и постарайтесь отгадать.

Я плююсь огнем и лавой,

Я — опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

(Вулкан)

Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном и загадочном, грозном, но удивительном явлении природы, как вулкан.

5. Проблемная ситуация.

Что такое вулкан?

Кто знает?

Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

Тогда давайте пойдём в гости к вулкану и точно узнаем всё о нём.

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело, мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли

Можно крикнуть 1, 2, 3.

6. Легенда о происхождении названия вулкан.

Вот мы и пришли в гости к вулкану.

Послушайте интересную легенду.

«Жил на свете бог по имени вулкан

(показывает картинку бога «Вулкан»).

И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.

Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.

А гора стояла прямо посреди моря.

Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.

Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел.

Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места.

С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

7. Работа по карте.

В нашей стране очень много горных массивов и среди них есть вулканы.

На карте они отмечены флажками.

8. Просмотр слайдов или фильма о вулканах

В наше время, чтобы не случилось беды, учёные специально наблюдают за вулканами.

Свои наблюдения они снимают на видео – камеру.

Сейчас мы познакомимся с ними.

(просмотр слайдов или фильма о вулканах сопровождается пояснениями педагога)

Строение вулкана

Давайте заглянем внутрь вулкана.

На что похож вулкан?

Какой он формы?

На самой вершине вулкана находится кратер.

Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами.

На дне – красновато – оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю.

Иными словами, жерло - глубокая яма.

Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Лава – это растопленные, очень горячие камни.

Извержение вулкана

Презентация

Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор.

Но иногда они «просыпаются».

Извержение вулкана начинается с появления дыма.

И тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы.

Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток.

Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера.

Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие.

Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.

Вулканы извергаются по- разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны.

А бывает, она вытекает «спокойно».

(Звучит громкая музыка).

Посмотрите, как выглядит извержение вулкана ночью.

Как, течёт огненная река лавы.

Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас.

Но люди жили

и живут рядом с вулканами,

ведь вулканы могут «спать» очень долго.

Для того чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые.

Этих ученых называют вулканологами.

С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» и

когда проснется.

Виды вулканов

А вы хотите стать вулканологами?

Первое, что они должны знать - это какие виды вулканов бывают?

Чем похожи? Чем отличаются?

Ребята вулканы бывают трех видов.

Действующий - это тот, который извергает лаву.

Потухший - который тысячу лет не извергает лаву.

Спящий - он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву. Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может взорваться в любой момент.

Картинка – схема

С чего начинается извержение вулкана?

Что происходит дальше?

Что остаётся после извержения вулкана?

(застывшие камни, сгоревшие деревья)

Как вы думаете, какой вулкан называется спящим? (потухшим? действующий)

Что такое кратер? (жерло? лава)

Как называются люди, изучающие вулканы?

Для чего они это делают?

9. Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше, потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите

Поднимите, опустите,

Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Влево, вправо, повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

10. Опыт.

«Оживление» вулкана.

Наблюдать извержения вулкана интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.

Вулканы начали «вулканить» -

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла

И землю сильно обожгла.

Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом и золой.

Вулкан гремит, вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать -

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул

И на десятки лет уснул.

Интересно? Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыт извержение вулкана?

Правила безопасности.

Прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными.

Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

Надо работать аккуратно:

Ничего не брать в рот

Не нюхать

Быть внимательными

Быть осторожными.

Схема опыта

Давайте посмотрим:

Из чего сделаем основание вулкана?

(из конуса, который мы сделали заранее)

Из чего сделаем жерло вулкана?

Можно вставить внутрь конуса стакан.

Все это ставим на подносы.

Используя схему проведения опыта, начинаем работать.

(воспитатель объясняет последовательность проведения опыта, используя схемы)

- поставьте перед собой тарелочку, в которой находится макет вулкана

- насыпаем ложку соды стакан №1

- добавляем красной краски стакан №2

-добавляем 5 капель моющего средства стакан №3

- насыпаем лимонной кислоты стакан №4

-размешиваем

Запомнили?

Покажите мне свои сигнальные карточки…

Приступаем.

Выполнение опыта

Что вы наблюдаете?

Посмотрите, как извергается ваш вулкан?

(Он извергается спокойно).

Зарисовка вулкана.

Нарисуем схему нашего опыта.

Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно!

Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается?

11. Игра «Хорошо – плохо».

Делимся на две команды.

1 команда – называет почему вулкан - это хорошо.

2 команда – называет почему вулкан - это плохо.

За каждый правильный ответ вы получаете смайлик.

12. Сюрпризный момент.

Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан,

который не извергает лаву и камни,

а извергает только сладкие подарки.

Прикреплённые файлы:

microsoft-powerpoint-presentation_parh6.pptx | 3852,93 Кб | Скачан: 139
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по «Познавательному развитию» образовательная область ФЦКМ: «Свойства камней и ваты» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА Тема: «Свойства.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Комнатные растения» Конспект НОД по познанию в подготовительной группе «Комнатные растения». Цели: Познакомить с комнатными растениями (герань, хлорофитум,.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Где история живет?»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Где история живет?» Цель: Воспитывать бережное отношение к культурному наследию России, формировать патриотические чувства и чувства гражданской принадлежности.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Птицы» Цель: Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде и их местом обитания. Развивать у детей мышление, внимание,.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Удивительный лес» Цель: развитие познавательных способностей и расширение кругозора детей Задачи: Формировать у дошкольников доказательную речь, активизировать.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в музей» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. «Экскурсия в музей» Задачи: Расширять знания детей об историческом прошлом.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Итоговая беседа по теме «Овощи» Цель: Расширять и систематизировать представления детей о многообразии овощей, учить узнавать и.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что такое лето?» Тема НОД: «Что такое лето?» Программное содержание: 1. Уточнить и закрепить представления детей о лете. 2. Обобщить и систематизировать представления.

НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) «Наблюдение за курицей» Познавательное развитие (ФЦКМ) Наблюдение за курицей. (живой объект) Цель:позн-формировать знания у детей о домашней птице-курице, различать.

Занятие по познавательному развитию (ФЦКМ) «История пуговицы» Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира Педагогическая цель: познакомить детей с историей.

Автор публикации:
«Вулкан». Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в подготовительной группе
Опубликовано: 22 октября 2015 в 11:04
+167Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 68.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Отчёт о здоровьесберегающих технологий в ДОУ
В каждом саду проводятся здоровьесберегающие технологии т. к в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психологического развития ребенка....
Экологическая акция «Покормите птиц зимой»
Зима -непростое время для птиц, особенно если зима выдалась морозная и безснежная. С целью :привлечения внимания детей и взрослых к зимующим птицам и...
Карточки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста «Вода вверх ногами»,...
Карточка №1. «ВОДА ВВЕРХ НОГАМИ» Вам будут нужны: веревка, ведро, вода Ход эксперимента: Наполните наполовину водой детское ведерко, привяжите к его...
Конкурс в детском саду «Новогоднее настроение». Отчёт
Самый яркий праздник в мире, Самый сказочный на свете. В каждом доме и квартире Ждут его на всей планете! Он в сердцах детей и взрослых Отзывается так...
Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Новогоднее приключение Снегурочки»
Сценарий новогоднего утренника в старшей группе "Новогоднее приключение Снегурочки" Действующие лица: Метелица, Снегурочка, Дед Мороз Звучат фанфары. Входят...