МААМ-картинки

Выявление условий, затрудняющих социальную адаптацию детей с ОВЗ

Евгения Прокудина
Выявление условий, затрудняющих социальную адаптацию детей с ОВЗ

Выявление условий, затрудняющих социальную адаптацию детей с ОВЗ

В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Публикация «Выявление условий, затрудняющих социальную адаптацию детей с ОВЗ» размещена в разделах

У таких детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом. Такие дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными.

Именно поэтому и возникает необходимость своевременного и целенаправленного развития социального поведения у детей, которое способствует предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка с особыми образовательными потребностями развить умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить основы социального здоровья.

Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка.

1. Выписка из Профстандарта педагога-психолога

Трудовые действия

Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

Профилактическая работа с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни.

Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2. Психолого-педагогическое сопровождение «особых» детей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа «особых» детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является определение организационно-технологических, содержательных основ и разработка инструментария сопровождения такого ребенка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию. Для развития ребенка, имеющего ОВЗ, необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией.

Социализация - это организация детской деятельности и создание специально созданной среды в ДОУ. Эта среда представляет собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребенка.

Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будет эффективным только в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования.

У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения :

очень низкий темп выполнения заданий;

постоянная нужда в помощи взрослого;

отсутствие мотивации к познавательной деятельности

низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);

трудности в понимании инструкции;

нарушения координации движений;

низкая самооценка и повышенная тревожность;

высокий уровень психомышечного напряжения;

низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

В связи с этим перед всеми участниками образовательного процесса ДОУ встаёт вопрос о психолого - педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, которое рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей.

В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают ближайшее окружение ребенка: родители, педагоги.

2.1 Основные направления коррекционной психолого - педагогической работы с «особыми» детьми.

Диагностическое направление.

Психолого-медико-педагогическая диагностика позволяет:

выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

определить оптимальный педагогический маршрут;

обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

определить условия воспитания и обучения ребёнка;

консультировать родителей ребёнка.

Коррекционно-развивающее направление.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии, мандалотерапии и др.);

• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

• формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариабельны, и поэтому программы психологического сопровождения должны быть индивидуализированы.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление.

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

2.2. Организация взаимодействия психолога с педагогами и специалистами ДОУ.

Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации образовательной деятельности.

Формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными:

занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребенка с ОВЗ и его особым образовательным потребностям;

заседания ПМП консилиума с участием педагога-психолога, учителя-логопеда, музработника, инструктора по физическому воспитанию, медика и других специалистов;

Рассмотрим кратко содержание деятельности специалистов ДОУ при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности:

Педагог-психолог:

• разрабатывает комплексы индивидуально-ориентированных мероприятий с каждым ребенком с ОВЗ;

• проводит психодиагностическую и коррекционно-развивающую работу с детьми;

• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

• диагностирует уровень речевого развития;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

• Осуществляет укрепление здоровья детей;

• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

3. Организация взаимодействия педагога-психолога с родителями «особого» ребенка.

Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностямиздоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого типа, где ребёнок может обучаться независимо от состояния здоровья. Перед специалистами ДОУ встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы не только с такими детьми, но и с их родителями.

Общая цель такой работы - повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Для решения данной цели поставлены задачи:

- информировать родителей о психофизических особенностях ребёнка, особенностях воспитания;

- дать необходимые знания и умения в области педагогики и психологии развития;

- формировать позитивную самооценку родителей, оказать помощь в умении снять тревожность.

Принцип работы с родителями - закрепление сотрудничества между родителями и детским садом; разъяснение родителям об их ответственности за воспитание детей; взаимное доверие всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Формы и методы работы с родителями:

Консультирование через индивидуальный подход к каждой семье.

Дни открытых дверей родители посещают вместе с ребёнком, наблюдают за работой специалистов.

Семинары практикумы знакомят родителей с литературой, играми, учат применять знания на практике.

Совместные праздники сплачивают родителей, педагогов и детей, помогают видеть детские успехи в непосредственной деятельности.

Совместное участие в различных конкурсах создаёт позитивный эмоциональный настрой, объединяет детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего детского сада. Атмосфера подготовки к ним – творческая, позитивная и эмоционально насыщенная.

Основные этапы работы с родителями:

1. Диагностика – организация комплексного изучения всех сторон семейного взаимодействия, индивидуальных особенностей каждого члена семьи, а также определение эффективности проведённой работы.

2. Коррекционная работа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей.

3. Обучение родителей направлено на формирования у них представлений о развитии детей, методах воздействия на это развитие и демонстрацию успехов ребёнка.

Подводя итог, можно констатировать, что в настоящее время в практической психологии выделилось и конкретизировалось направление психологического сопровождения «особых» детей. Оно имеет специфические цели и задачи, обусловленные перечисленными в начале статьи особыми образовательными потребностями детей данной категории и моделями интеграции, позволяющими в максимальной степени реализовать потенциальные возможности этих детей в сфере социализации и овладения знаниями.

Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_mafb8.pptx | 686,53 Кб
 
Публикации по теме:

Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ На сегодняшний день проблема инвалидности вообще и детской инвалидности в частности весьма актуальна. Согласно Росстату в настоящее время.

Консультация «Выявление и развитие интересов у детей дошкольного возраста» Интерес-это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или их бедность.

Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста» Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха.

Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Важной задачей.

Работа с родителями, направленная на оптимальную адаптацию детей к детскому садику Работа с родителями, направленная на оптимальную адаптацию детей к детскому садику 1 этап. Консультационно-просветительская работа с родителями.

Сборник игр с правилами, направленных на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОО Сборник игр с правилами, направленных на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации Раздел.

Семинар-практикум «Раннее выявление и сопровождение детей с признаками одаренности в соответствии с ФГОС» Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности,.

Создание психолого-педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ОВЗ Все большее распространение получает создание психолого-педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ограниченными.

Влияние арт-терапии на социальную адаптацию дошкольников Влияние арт-терапии на социальную адаптацию дошкольников. Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом,.

Выявление и сопровождение одаренных детей в детском саду «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выявление условий, затрудняющих социальную адаптацию детей с ОВЗ
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 10:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД