Консультация «Взаимодействие педагога с семьей: традиции и современность»

Оксана Муковнина
Консультация «Взаимодействие педагога с семьей: традиции и современность»

«Взаимодействие педагога с семьей: традиции и современность».

Воспитатель:

Муковнина О. В.

2017г.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому…

Себастьян Брандт

Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Цели взаимодействия педагога и семьи:

1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей.

2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.

4. Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни.

В основе концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Открытость дошкольного учреждения включает себя такие понятия, как "открытость внутрь" и "открытость наружу".

"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т. д. Родители, наблюдая жизнь детского сада "изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей и тогда, вместо претензий к педагогу, у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли "работа с семьей". Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.

Включение членов семей воспитанников в деятельность дошкольного учреждения должно подразумевать разнообразные подходы, следует использовать различные формы взаимодействия, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:

- информационно-наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);

- индивидуальные (беседы, консультации);

- коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).

Нетрадиционные формы взаимодействия можно разделить на следующие группы:

- познавательные (семинар-практикум, родительский клуб, педагогическая гостиная, брейн-ринг);

- информационно-аналитические (анкетирование, опрос, почтовый ящик, социальный паспорт семьи);

- досуговые (совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии, ярмарки, школа молодого родителя);

- наглядно-информационные (информационные проспекты, дни открытых дверей, просмотры занятий, режимных моментов, выпуск газеты).

Работа с родителями становится более эффективной, если она осуществляется в рамках проектной деятельности.

Так в дошкольном учреждении могут работать семейные клубы различного направления.

Основными целями работы семейных клубов являются:

-объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

-повышение педагогической компетентности родителей;

-обмен опытом семейного воспитания;

-укрепление детско-родительских отношений;

-предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

«Школа молодой семьи». Участниками являются молодые родители, а так же все желающие поделиться опытом по определенной теме.

«Дни сотрудничества». Эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей в рамках детского сада.

Встречи за «круглым столом». В этой форме работы примечательно то, что ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Взаимодействие с семьей через проектную деятельность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовал от нас пересмотра содержания дошкольного.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с семьей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей» Консультация для педагогов "Взаимодействие с семьей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей" Здоровье ребенка превыше всего, Богатство.

Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие МБДОУ с семьей» Цель: Помочь познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям.

Совместное творчество детей и родителей «Колокольцы, бубенцы, погремушки: традиции и современность» (фотоотчет)Совместное творчество детей и родителей «Колокольцы, бубенцы, погремушки: традиции и современность» (фотоотчет) В рамках 4 районного открытого методико-практического семинара "Свет земли родной" в нашем городском поселении Талинка прошел конкурс "Колокольцы,.

Взаимодействие детского сада с семьей «Мы с моею бабушкой лучшие друзья» «Бабушка» и «детство»-слова, которые хочется поставить рядом. С именем бабушки ребенок связывает все доброе, незабываемое на долгие годы,.

Взаимодействие детского сада с семьей в соответствии с ФГОС ДО Взаимодействие детского сада с семьей в соответствии с ФГОС ДО Для всестороннего развития личности ребёнка необходимо взаимодействие двух.

Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и современность Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и современность «Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная.

Взаимодействие с семьей через реализацию программы «Мамина школа» Содержание Введение 3 1 Разработка проекта 5 1.1 Формы и методы работы 5 1.2 Основные направления проекта 6 2 Этапы проекта 7 2.1 Первый.

Взаимодействие с семьями воспитаников. Проект «Выходной всей семьей» .

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС ДО. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Консультация «Взаимодействие педагога с семьей: традиции и современность»
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 09:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 февраля. Всемирный день защиты морских млекопитающих

Киты — самые большие животные на планете. Длина тела взрослого синего кита равняется длине баскетбольной площадки, а вес соответствует весу пяти железнодорожных вагонов. И даже эти гиганты нуждаются в...

18 февраля. День сказки «Репка» на МААМ

У сказки «Репка» – счастливая судьба. Это произведение устного народного творчества не исчезло в пучине неумолимого времени, а было записано великим исследователем и коллекционером славянского фольклора...

Игровой математический материал по народной кукле Масленица
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию игровой математический материал, который можно использовать при знакомстве детей с народной тряпичной куклой...
Сценарий утренника на 23 февраля «День Защитников Отечества», старшая группа
Цель: расширять знания о защитниках нашей Родины, вызвать желание служить в армии. Задачи: - Привлечь детей и их родителей к занятиям физической...
Детский мастер класс по изготовлению открытки «23 февраля»
Программные задачи:Продолжать учить детей делать открытку, складывать бумагу пополам, разрезать по линии сгиба, вырезать мелкие детали из бумаги...