Лучший педагог года

Взаимодействие педагогов при осуществлении коррекции речевых нарушений у воспитанников ДОУ в контексте ФГОС

Наталья Пашкова
Взаимодействие педагогов при осуществлении коррекции речевых нарушений у воспитанников ДОУ в контексте ФГОС

Взаимодействие педагогов при осуществлении коррекции речевых нарушений у воспитанников ДОУ в контексте ФГОС

Управление образованием Администрации г. Юрги

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №29 «Карамелька»»

Выступление педагога-психолога на семинаре

ГМО объединение педагогов-психологов

МАДОУ ДСКВ №29 «Карамелька г. Юрги»

«Взаимодействие педагогов

при осуществлении коррекции речевых нарушений

у воспитанников ДОУ в контексте ФГОС»

Юрга 2018

Публикация «Взаимодействие педагогов при осуществлении коррекции речевых нарушений у воспитанников ДОУ в контексте ФГОС» размещена в разделах

«Взаимодействие педагогов

при осуществлении коррекции речевых нарушений

у воспитанников ДОУ в контексте ФГОС»

Выступление педагога-психолога :

СЛАЙД №13

Целью моего выступления является раскрытие части организационной работы большого механизма взаимодействия в контексте нашей темы семинара, которое происходит во всех направлениях и отражается в годовом планировании.

1. Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевых нарушений у детей имеются вторичные (относительно этой категории) отклонения

* Исследования физиолога - Ивана Петровича Павлова,

- доктора психологических наук Алексея Алексеевича Леонтьева,

- основателя отечественной нейропсихологии Александра Романовича Лурии показали:! что отставания речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально - личностном развитии детей,

В нашей практике чаще встречаются такие отдельные классификации:

• как легкие когнитивные нарушения;

нарушение активности и внимания (синдром дефицита внимания, может сочетаться и с гиперактивностью);

• уточненные поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция);

• общие расстройства развития (задержка психического развития).

(в нашем саду были дети с нарушением зрения и слуха)

2. Помимо этого, могут так же доминировать личностные факторы, которые выявляются в процессе наблюдения и анализа диагностических данных. Опять же хочется процитировать слова одного из основателей изучения высших функции - Льва Семеновича Выготского: «Ведущую роль играет не первичный дефект, а его социальные последствия».

СЛАЙД №15

Рассмотрим например на слайде выявляющиеся социально-личностные факторы в нашей работе:

• активный темперамент со слабым типом нервной системы может способствовать формированию дефицита внимания

• демонстративные (привлекающие повышенное внимание окружающих, а так же «вербализм»)

• тревожные дети (с ощущением беспричинного страха)

• протестное поведение (негативистические реакции, упрямство – действие по желанию, в разрез с требованиями) путают с непослушанием.

• излишнее фантазирование («уход от деятельности») может сформировать дефицит конструктивного праксиса, и другие примеры.

У вас у каждого есть свои примеры и этот список можно продолжить.

Т. О. в планировании групповой и индивидуальной работы с детьми в группе компенсирующей направленности учитываются рекомендации педагога-психолога. Уточняются запросы по психологическому сопровождению, формы и методы работы, которые будут эффективнее - для выстраивания успешных отношений со всеми участниками образовательного процесса.

И тем самым протекание процесса воспитания таких ребят (с выявленным природным недостатком) - целенаправленного, совместно организованного на основе социальной компенсации - будет идти научно верным путем!

СЛАЙД № 16

Одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения как уже говорилось - является Психолого-медико-педагогический консилиум - и здесь мы все вместе закладываем основу эффективности совместной работы.

Свою роль, я здесь вижу особо. Выявляя особенности психического состояния ребенка и его потенциальные возможности - являюсь проводником при внедрении коррекционно-педагогических технологий - для дальнейшего осуществления дифференцированного подхода к детям имеющим речевые нарушения на непосредственной образовательной деятельности в учебном году.

Совместно составляем персональный путь реализации личностного потенциала ребенка, вырабатываем общее направление по преодолению трудностей выявленных в ходе мониторинга.

! В рамках взаимодействия осуществляю так же и психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса в дошкольном учреждении меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога. Каждый ребенок требует внимания и заботы.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный развивать свои умения, мобилизирующий свой личностный потенциал. Работаем с личностными качествами, с владением речью, убеждениями, педагогическим тактом, желанием работать с детьми, с заинтересованностью в собственных результатах.

Практически применяем психологические знания для решения педагогических задач, тем самым способствуем повышению собственную социально-психологическую компетентности педагогов.

Такая работа планируется, проводится в том числе и по запросу.

Свои встречи я организую с целью повышения знаний педагогов, как минимум по трем технологиям:

- предметно-ориентированной (продуктивной)

- личностно-ориентированной (щадящей)

- партнерской технологии.

Конечно, для овладения такими технологиями есть немаловажное условие – это способность педагога к сотрудничеству.

Развивая эту способность, обращаю внимание на развитие умений формировать свою точку зрения, слушать и слышать других. Это золотое правило у нас в саду во всех группах. Решать разногласия с помощью логически выстроенных аргументов, не переводя в плоскость личных отношений.

Оказывается профилактическая психологическая помощь воспитателю с целью предупреждения у них эмоционального выгорания, встречи с элементами тренинга.

Как и везде, в нашем детском саду организуются и проводятся индивидуальные, групповые, тематические и проблемные консультации)

- по вопросам личностного развития детей, предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах.

! Провожу консультирование и родителей (детско-родительский аспект, особенности ребенка, взаимоотношения в группе сада, а бывает также и самих воспитанников старшего дошкольного возраста (поддержка, ресурсное состояние).

СЛАЙД №17

Примерно в конце второго полугодия когда завершается учебный год, идет набор в компенсирующую группу - для многих родителей таких ребят происходит переживание горькой ситуации. Чаще в этот момент и происходят наши встречи.

В стадии отрицания и разочарования (особенностей ребенка, его привычек возникает эмоция необходимая для психики в целом - ГНЕВ (и специалисту и воспитателям еще может достаться, Да) справляются с ней по разному.

Цель при встречи с родителем, в такие моменты - помочь осознать происходящую ситуацию. Гнев при правильной трансформации поможет пройти стадию снижения настроения, и при выходе в более позитивные состояния будет ресурсом (энергетическим двигателем) в решении проблемного вопроса.

С коллегами мы четко планируем встречи с родителями, выделяя пути ответственностей и договоренностей всех участников образовательного процесса.

СЛАЙД №18

Вашему вниманию представлено краткое содержание утвержденной законодательно и существующей ныне системы работы педагога-психолога в ДОУ.

1. Поступает запрос, 2. происходит всесторонний сбор информации, 3. формируется заключение, 4. определяется программа коррекции и развития. Перейдем к кирпичикам лежащим в основе. Три базовые формы.

Сейчас еще немного дополню по организации совместной работы, а к остальным мы вернемся чуть позже.

• Тесно взаимодействуем с воспитателями в работе с родителями при проведении проектной деятельности, в этом учебном году проходит реализация Музейной технологии. Об этом более подробно расскажет далее воспитатель Ирина Владимировна.

• С учителем – логопедом в едином ключе настраиваем родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу.

• Музыкальный руководитель помогает мне в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях. Я в свою очередь оказываю помощь в создании эмоционального настроя, участие в проведении театрализованных и праздничных мероприятий.

При взаимодействии со старшим воспитателем :

• Участвую во внедрении и адаптации - новых программ работы. В разработке методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.

• Вношу предложения по созданию условий образовательной среды с учетом возможностей, интересов, потребностей детей.

***

Сейчас, я хочу представить вам видео зарисовки – совместные.

Немного предистории – как это возникло?. Подготовить информацию о каждодневно проходящих делах, оказалось не простым делом. И мы приняли решение собрать видео материалы о своей деятельности, дабы не упустить интересное и важное.

Одна серия уже была Вам представлена. Сценарий писали самостоятельно каждый, совместно готовили тексты, озвучку, бессменный наш режиссер-монтажист Светлана Сергеевна, которая и заинтересовала нас этой технологией, смонтировала все в единое целое. !Открою секрет это уже не первая наша работа, и у нас был проведен мастер класс по расширению познаний в области овладения ИКТ.. Мы обучились создавать мультимедийные-презентации с помощью видео-редактора.

Т. О. создание мультимедийных продуктов при подготовке докладов – помогло нам раскрыть практические пути интегрированного взаимодействия.

***

Позвольте нам показать и рассказать о режимных моментах в рамках психолого-педагогического сопровождения наших ребят.

Используемая литература:

1. Н. Н. Ефименко «Коррекция нарушений речевого развития в «театре физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».

2. М. Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья» программа оздоровления дошкольников.

3. М. А. Поваляева «Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов».

4. Интернет ресурсы.

Спасибо за внимание!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Монтаж фильма о коррекции : Основные и нетрадиционные методы используемые педагогами и специалистами ДОУ №29 в коррекции речевых нарушений

Эпизод Текст ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

1. В виде интервью

(диалог в группе или приемной) В нашем детском саду в условиях ФГОС, реализуется коррекционно-развивающая программа психологических занятий «Раз, два, три…», через интеграцию образовательных областей.

Ребята вместе с педагогом - психологом преодолевают трудности в обучении связанные с недостадочной сформированностью пространственных представлений и зрительно-моторных навыков. Корректируются особенности в психическом и социально-личностном развитии. Используя максимально возможности детей.

Эта программа была представлена для участия в международном творческом конкурсе педагогической ассамблеи, в номинации методических разработок «Профессионал – 2018» и заняла первое место.

В качестве оценки эффективности реализации программы, предоставлялись аналитические данные мониторинга 2017-2018 уч. года. Использовался диагностический модуль оценки компонентов Универсальных Учебных Действий, предложенный творческой группой Городского методического объединения педагогов-психологов при разработке примерной рабочей программы педагога-психолога ДОУ.

Сейчас предлагаю Вам посмотреть видео презентацию используемых педагогом -психологом методов и приемов в групповой и индивидуальной работе, корректируя речевые нарушения и оптимизируя психические функции в подготовительной группе компенсирующей направленности.

№2. Видео и звук Групповые занятия можно организовать в музыкальном зале или группе пребывания детей, во второй половине дня, 1 раз в неделю.

• Начинаем занятие с кинезиологических упражнений растяжек, телесных упражнения, дыхательных техник;

3. • Использую также всем нам знакомые творческие (сюжетно-ролевые, подвижные игры требующие дифференцировки основных пространственных представлений, через процесс активного передвижения;

• игры на развитие волевых качеств;

• коммуникативные задачки, постепенно усложняющиеся по команде и речевой инструкции;

4. • когнитивно-поведенческие упражнения на различение эмоций, развития двигательной памяти, моторных фукций, визуализации.

• Функциональные упражнения (развитие произвольности и самоконтроля, элиминация гнева и агрессии, снижения уровня тревожности. Этюды на отображение черт характера, выражение, обиды, злости, внимания интереса;

5. • игры для развития мелкой моторики, релаксационные игры, визуализации;

6. • кружковая деятельность (беседы и игровые программы) «Пластилиновая живопись», эта техника интересна своей новизной, каждое новое творчество развивает мыслительную активность, такая работа помогает развить точность движений, абстрактное мышление и внимание.

7. • В индивидуальной коррекционной работе используется метод предметных действий на формирование понимания и навыка взаимодействия предметов в пространстве и осознается относительность пространственных отношений – это познавательные и дидактические игры. Дублируются логические игры которые находятся в группы. Для нормы развития речи, одно из необходимых условий, созревание головного мозга достиг определенной зрелости (сохраненном слухе и артикуляционном аппарате).

Важно не сколько знаний знает ребенок, а как ими владеет, в процессе выполнения игр и упражнений приходим к тому, чтобы ребенок смог выработать определенный способ действия или использовал возможность отыскать решение самостоятельно и закреплял потом это в свободных играх в группе.

8. • Так же используются когнитивные упражнения направленные на формирование тактильной памяти, сенсорные игры (звукоразличимые, форморазличимые, поисковые ситуации (повышаем познавательную активность, игровые упражнения на тренажерах (зрительное восприятие, лево-право); психогимнастические упражнения

9. • Упражнения на развитие психических процессов и мелкой моторики, зрительного ориентирование на листе и в клетке, лабиринты, таблицы Шульте, корректурные пробы, логические последовательности, классификации, сравнения и т. п. (тетради по подготовки к школе разных авторов) имеется огромная подборка электронной библиотеки таких заданий. Массаж пальцев рук, тренажеры «Помощник», «Шнурки», «Веселые резинки» и т. д.

10. • Рисуночные, с элементами арт-терапии упражнения и задания, элементы игровой и песочной терапии. Идет не обучение творческому выражению, а более спонтанная деятельность, для отреагирования непрожитых эмоций, в игре идет облегчение процесса коммуникации.

11. • Здоровье сберегающая технология «Дружные руки», способствующее формированию пространственно-функциональной организации (зрительно-пространственная координация ведущей и ведомой руки, синхронизация межполушарного взаимодействия). При правильном проведении способствует расслаблению мышц глаза, снижается утомляемость;

12. • Упражнении на световом планшете (рисование песком, развитие координации рук, глаза, ритмичности, а так же психических процессов (внимания, зрительно-слухового восприятия, умения самостоятельно организовывать деятельность и достигать цели, снижение уровня тревожности, получение удовольствия от самовыражения.

13. Методики не предполагают прямого обучения, а создают предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяя обеспечить:

- общую направленность обучения;

- создание ситуации содружества и равный старт который позволит учится у спешно в школе.

Публикации по теме:

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного.

Игровые приемы по коррекции речевых нарушений у детей с билингвизмом Наличие билингвизма у дошкольников логопедических групп представляет определенные сложности в коррекционном обучении, т. к. для данной категории.

Использование стихов С. А. Есенина в коррекции речевых нарушений у дошкольников Поднялись туманы Над рекой и лугом. Стал Сергей Есенин Нашим близким другом. (П. Мерзляков) Согласно Федеральному государственному образовательному.

Компенсаторные возможности логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, "речевое развитие включает владение.

Презентация «Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС» В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного.

Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС до Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания.

Взаимодействие ДОУ с семьей воспитанников по ФГОС Новые государственные образовательные стандарты в дошкольном образовании вносят существенные коррективы во всю систему взаимодействий на.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагогов при осуществлении коррекции речевых нарушений у воспитанников ДОУ в контексте ФГОС
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 11:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД