Лучший педагог года

Взаимодействие с семьей в ДОУ

Ольга Помогайбо
Взаимодействие с семьей в ДОУ

Сотрудничество семьи и ДОУ является залогом успешного развития детей.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личного развития ребенка.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде работ отечественной педагогической науки, а так же в нормативно-правовых документах:

«Концепция дошкольного воспитания»

Федеральный закон об образовании

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Публикация «Взаимодействие с семьей в ДОУ» размещена в разделах

Наше дошкольное учреждение проводит планомерную работу с родителями, главными аспектами которой являются:

родители

образовательное учреждение

личное взаимодействие

новые отношения

Цель — СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКИЙ САД — СЕМЬЯ.

В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами, как приоритетные задачи:

1. повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);

2. приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи;

3. изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Взаимодействие с семьей строится в 3 направлениях:

анкетирование, мониторинг

педагогическое просвещение, информирование

вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Если рассмотреть этапы взаимодействия с семьями воспитанников, то можно увидеть следующее:

1. В основе — изучение потребностей семей, что определяет всю дальнейшую деятельность педагогического коллектива.

2. Важнейшим аспектом этой деятельности является установление позитивного взаимодействия с родителями, предоставление интересующей и актуальной для родителей информации.

3. На этой основе продумываются способы вовлечения родителей в жизнедеятельность группы, дошкольного учреждения.

4. Большую роль в этом процессе играет педагогическое просвещение родителей, которое организуется в разнообразных формах.

Требования сегодняшнего дня и введения ФГОС ДО предполагает необходимость эффективного взаимодействия образовательной организации не только с ее воспитанниками, но также и с их семьями - родителями, законными представителями.

Сайт ФИРО в предлагаемой форме мониторинга готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО определяет следующие формы работы с родителями — 22 формы.

Проведя анализ, мы получили следующие результаты:

1. Из 22 предложенных форм в ДОУ используется 19 форм - 80%

2. Абсолютное большинство образовательных организаций использует в своей деятельности от 13 до 25 различных форм взаимодействия с родителями, в среднем, образовательная организация, использует 19.87 форм работы с семьями. (Данные «Доклад о результатах мониторинга готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО»)

3. Рейтинг используемых форм работы с родителями:

1. стенды - 15 шт.

2. папки - передвижки (в каждой группе более 5 шт. «Права и обязанности родителей», «Охрана прав ребенка», «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста», «Жестокое обращение с детьми», «Правила безопасного поведения на дороге», «Готовимся к школе», «Народные праздники»)

3. Памятки

4. Родительские собрания

5. Праздники для детей с привлечением родителей (более 10 праздников)

6. Беседы

7. Индивидуальные консультации

8. Приглашение родителей в детский сад для оказания повседневной помощи

9. Посещение семьи воспитанника

10. Детско - взрослые проекты

11. Тематические акции

12. Групповые консультации

13. Тренинги

14. Семинары практикумы

15. Круглый стол

16. Буклеты

17. Дни открытых дверей

18. Работа с предложениями и инициативами родителей («ящик предложений и пожеланий» в группах детского сада)

19. Колонка для родителей на сайте детского сада.

4. Из используемых 19 форм работы с родителями 8 форм являются интерактивными — 50 %, остальные формы работы являются традиционными.

Анкетирование родителей показало, что из разнообразных форм сотрудничества детского сада и семьи, родители отдают предпочтение:

семейные праздники, досуги и развлечения совместно с родителями;

личные беседы с воспитателями;

индивидуальные консультации со специалистами детского сада;

образовательные проекты;

наглядная информация.

Вывод в соответствии с требованиями ФГОС ДО стала задача использовать новые, интерактивные формы взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Интерактивная форма означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо.

Проведя самоанализ своей педагогической деятельности, педагоги пришли к выводу о необходимости изменения подхода к организации родительских собраний.

Педагогами детского сада были разработаны сценарии родительских собраний с использованием интерактивных методов, где родители являются активными участниками.

Формы проведения родительских собраний:

круглый стол;

педагогическая игра;

тематическая встреча;

семинар-практикум;

Методы и приемы интерактивного взаимодействия на родительском собрании:

игровой тренинг;

анализ и решение педагогических, проблемных ситуаций;

ролевое обыгрывание;

дискуссия;

обсуждение проблемных вопросов, высказываний известных педагогов;

работа в мини-группах.

Проводимые собрания состоят из нескольких блоков:

- первый — знакомство (на первом собрании)

- второй — формирование доверительных отношений

- третий — лекционный или теоретический

- четвертый — практический

- пятый — релаксационный

- шестой — обратная связь (рефлексивный)

Для сбора обратной связи предлагаются следующие вспомогательные техники: «Рондо» - обсуждение по кругу каждым участником собрания, «Аквариум» - обсуждение частью группы, мало участвующей в общей работе или заполнение опросника по завершению работы.

Принципы организации родительских собраний:

принцип активности.

принцип оптимальности.

принцип значимости.

принцип добровольного участия.

принцип результативности.

принцип коллективной творческой деятельности.

принцип усложнения.

В ходе собраний применяется просмотр видеозаписей, демонстрирующих ситуации по обсуждаемой проблеме.

Для осуществления дифференцированного подхода педагогов детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий, таких как:

взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношениям к родителям;

учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

взаимосвязь разных форм работы с родителями;

обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы;

использование информационно-педагогических материалов, выставок детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности.

Большой интерес у детей и родителей вызывают социально-педагогические проекты. Особенность социально-педагогического проекта заключается в том, что это инновационная форма длительного активного сотрудничества детского сада и семьи по вопросам воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.

Дошкольное учреждение в ходе реализации социально-педагогического проекта выступает как инициатор сотрудничества, организатор и координатор трехстороннего взаимодействия : ДЕТСКИЙ САД – РЕБЕНОК, РЕБЕНОК – РОДИТЕЛЬ, РОДИТЕЛЬ – ДЕТСКИЙ САД.

Социально-педагогический проект проводится в 3 этапа.

1этап - подготовительный, включает в себя изучение проблемы, определение интересующей детей темы, вводные беседы, определение целей и задач проекта, обозначение проблемы для родителей, домашнее задание родителям и детям – создание альбома, коллажа, газеты, фоторепортажа и др.

2 этап – основной, где участники проекта самостоятельно выполняют задание в домашних условиях.

3 этап – завершающий. Этап предполагает выполнение заданий продуктивного характера – презентация результатов совместной деятельности, итоговое мероприятие, поощрение участников проекта.

Тематическая акция – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания детей дошкольного возраста. Данные акции могут быть как обще садовыми, так и групповыми.

Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своего ребенка.

Вместе с тем мы отмечаем и проблемы использование интерактивных форм работы, которые заключаются в том, что не каждый воспитатель может в полной мере реализовать интерактивные формы работы с родителями на практике в силу отсутствия или недостаточного развития коммуникативных качеств, толерантности, владения ИКТ. Другими словами, интерактивные формы сотрудничества детского сада и семьи предполагают наличие обученных, компетентных кадров.

Так же перед нами стоит необходимость использование новых форм сотрудничества с родителями — родительские клубы, конференции, мастер-классы, семейные встречи.

Интерактивные методы:

ставят родителей в активную позицию;

повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогами;

проясняют родительские ожидания, представления;

позволяют углубить воздействие педагога на родителя.

Публикации по теме:

Работа с семьей в логопункте ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Месяц Мероприятия Пути осуществления взаимодействия с родителями Сентябрь 1. День открытых.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей» Уважаемые друзья, хочу поделиться своим отчетом по опыту работы. Может, кому – то и поможет в составлении отчета. Пояснительная записка.

Отдых с семьей (фоторепортаж)Отдых с семьей (фоторепортаж) Сезон отпусков. Все задумываются куда ехать отдыхать. В прошлом году мы с семьей ездили отдыхать Остров Пхукет расположенный на юго-западе.

Проект: Взаимодействие с семьей дошкольника в условиях ДОУ Актуальность Структура личности ребенка закладывается в первые годы его жизни. На семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность.

Программа социального партнерства с семьей Программа социального партнерства с семьей на 2015-2017 учебный год. Пояснительная записка Актуальность: С одной стороны, появились нормативные.

Взаимодействие ДОУ с семьей как средство привлечения родителей к сотрудничеству в адаптационный период ребенка Работа с родителями в ДОУ «Взаимодействие ДОУ с семьей ребенка как средство привлечения родителей к сотрудничеству и подведение к знанию.

Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей»Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей» Цель: Помочь родителям воспитанников познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении, установить контакт между родителями.

Методика взаимодействия с семьей Швецова Наталья Ивановна Воспитатель МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово Методика взаимодействия с семьей Актуальность.

Взаимодействие ДОУ с семьей Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и.

Взаимодействие с семьей как условие формирования социальной компетентности дошкольника в соответствии с требованиями ФГOC Опыт работы показывает, что участие родителей в жизни ДОУ положительно отражается на всех субъектах педагогического процесса. Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьей в ДОУ
Опубликовано: 17 ноября 2015 в 21:09
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД