Вера Николаевна Лесных
Взаимодействие с семьями воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие с семьями воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии»
Лесных Вера Николаевна
Старший воспитатель
МБДОУ детский сад комбинированного вида №34 «Радость»
город Ставрополь, Ставропольский край
Сегодня в нашем обществе изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе РФ «Об образовании» в статье 18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а детский сад существует в помощь семье. Сместились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Речь идет не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. Иными словами педагогический коллектив должен создать единое пространство развития и проживания ребенка в детском саду, семье, социуме для обеспечения благоприятного эмоционального самочувствия детей.
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В нашем детском саду функционирует три специализированных коррекционных группы для детей с речевыми нарушениями. Педагогический мониторинг проведенный с родителями, имеющими детей с проблемами в развитии речи, показал неготовность большинства родителей оказывать достаточное внимание и посильную помощь в успешном решении данной проблемы. Исследования на базе данных групп показали, что родители ведут себя по разному в сложившейся ситуации, чувствуют себя беспомощными и растерянными или активно берутся за оказание неумелой помощи ребенку, чем наносят не пользу, а вред или после энергичных попыток переходят к бездеятельности, так как не видят быстрых результатов. Им требуется квалифицированная помощь специалистов.
Данный вопрос мы решили в нашем коллективе в 2016-2017 учебном году, создав Центр помощи родителям по следующим направлениям: 1) повышение когнитивного (теоретического) уровня родителей через понимание внутреннего мира ребенка с проблемами в речевом развитии, 2) изменение эмоционального отношения родителей к ребенку, создание ситуации успеха в семье и детском саду, 3) выбор средств и способов психолого-педагогического взаимодействия, овладение практическими методами и приемами успешного речевого развития детей.
Но чтобы начать эффективно сотрудничать, нам необходимо было знать, с какими категориями семей предстоит взаимодействовать. Для этого социальный педагог составляет социальный анализ - характеристику благополучных и неблагополучных семей воспитанников выявляя, педагогически грамотные, позитивно-ориентированные на воспитание семьи, а также конфликтные, педагогически несостоятельные, аморальные семьи. Кроме этого разрабатывается схема общих количественных данных о семьях воспитанников, изучается структура семей, их нравственно-психологическая атмосфера, вычерчивается график распределения семей по величине, выявляются семьи беженцы и экономическое жизнеобеспечение семей. Данные результаты изучаются педагогическим коллективом, дифференцируются и на их основе строится дальнейшая работа с семьей, разрабатывается тактика психолого-педагогического и социального сопровождения родителей в условиях взаимодействия с ДОУ.
Параллельно с педагогической, социальной диагностикой семей ребят педагогом-психологом организуются исследования: - изучается отношение родителей к ребенку, - характер контроля за его действиями, - способы предъявления требований, - формы поощрения и наказания. В целях изучения общественного мнения родителей по ряду проблем проведены социологические исследования, а также мониторинг родительских приоритетов в образовании. Их результаты мы используем как социальный заказ, на основе которого определяются основные направления развития системы дополнительного образования в нашем ДОУ. Это позволяет обеспечить реализацию потребностей родителей в развитии разносторонних способностей детей, выявить ранние проявления одаренности в условиях детского сада и помочь решить проблемы речевого развития воспитанников.
Организуя работу с родителями, администрация детского сада нацеливает педагогов на избирательность подходов в осуществлении их взаимодействия. Учитывая типы родительских отношений педагоги выбирают наиболее эффективные формы работы с семьей, используя разнообразные технологии педагогического сопровождения.
Для организации эффективной фронтальной просветительской деятельности в Центре помощи родителям воспитатели используют методы активного обучения, в которых педагог выступает не столько «транслятором» информации, сколько организатором познавательной деятельности. Такими формами являются: «лекция вдвоем», «консультация-диалог», «консультация-парадокс». Они относятся к проблемным формам изложения материала с разных позиций, например, теоретика и практика, двух теоретиков, с позиции различных научных школ или на основе совместного поиска истины. Такая форма организации познавательной деятельности родителей позволяет актуализировать информацию, вызывает интерес к материалу, так как, следя за полемикой двух ведущих, родители невольно становятся на сторону одного из них и болеют за выбранную позицию, таким образом, эффективно усваивая ее.
Также в копилку находок педагогов нашего ДОУ по работе с семьей можно отнести создание и реализацию совместных программ достижения семейного успеха, позитивно ориентированных родителей, основанную на акмеологическом образовании. Акмеология формирует новый интегративный способ мышления, опираясь на общечеловеческие ценности, формирует потребность в саморазвитии и самосовершенствовании, расширяет психолого-педагогические, социальные, творческие рамки семьи. Данные программы достижения семейного успеха разрабатываются на основе глубоких диагностических исследований, с участием всех специалистов ДОУ, родителей и главным заказчиком – ребенком. По желанию родителей при переходе в 1 класс результаты программы обсуждаются на узком психолого-педагогическом консилиуме, творчески представляются на фестивале родительских достижений или выпускных балах ребенка.
Ещё один из видов активной работы с родителями – это вовлечение активных, позитивно ориентированных родителей в коллективные творческие и познавательные дела основанные на методике доктора педагогических наук, профессора, академика И. П. Иванова. Данная методика позволяет совершенствовать духовные потребности всех субъектов творческого и познавательного процесса, расширяет культурный кругозор, интеллектуальное развитие, формирует активную жизненную позицию через коллективное дело, не смотря на проблемы в речевом развитии ребенка.
Успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями: - мастер-классы семейного воспитания, - клубы по интересам, - тренинги по запросам родителей, - семейные журналы, - медиатека познавательных игр, - видеотека, - семейные вернисажи, - педагогические гостиные, - семейные представления на родительских собраниях или утренниках, демонстрирующие достижения какой-либо семьи в области театрального, вокального, циркового, парикмахерского искусства, спортивного мастерства.
Анализ работы с семьей позволил выявить нам положительные тенденции в деятельности по социальному, психолого-педагогическому сопровождению семьи в течение всего пребывания ребенка в ДОУ. Это:
• расширение сети дополнительного образования детей для реализации потребностей родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников;
• повышение приоритета семьи, семейных традиций у всех субъектов образовательного процесса, для укрепления взаимопонимания между д/с и семьей;
• приобщение родителей детей с проблемами в развитии к успешной педагогической деятельности путём обновлении содержания, технологий, форм работы с семьей в Центре помощи родителям;
• обеспечение благоприятного эмоционального самочувствия детей на основе согласованности родительского и педагогического взаимодействия в семье и ДОУ.