Получи документы

Взаимодействие с семьями воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии

Вера Николаевна Лесных
Взаимодействие с семьями воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии

«Взаимодействие с семьями воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии»

Лесных Вера Николаевна

Старший воспитатель

МБДОУ детский сад комбинированного вида №34 «Радость»

город Ставрополь, Ставропольский край

Сегодня в нашем обществе изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе РФ «Об образовании» в статье 18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а детский сад существует в помощь семье. Сместились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Речь идет не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. Иными словами педагогический коллектив должен создать единое пространство развития и проживания ребенка в детском саду, семье, социуме для обеспечения благоприятного эмоционального самочувствия детей.

Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии» размещена в разделах

В нашем детском саду функционирует три специализированных коррекционных группы для детей с речевыми нарушениями. Педагогический мониторинг проведенный с родителями, имеющими детей с проблемами в развитии речи, показал неготовность большинства родителей оказывать достаточное внимание и посильную помощь в успешном решении данной проблемы. Исследования на базе данных групп показали, что родители ведут себя по разному в сложившейся ситуации, чувствуют себя беспомощными и растерянными или активно берутся за оказание неумелой помощи ребенку, чем наносят не пользу, а вред или после энергичных попыток переходят к бездеятельности, так как не видят быстрых результатов. Им требуется квалифицированная помощь специалистов.

Данный вопрос мы решили в нашем коллективе в 2016-2017 учебном году, создав Центр помощи родителям по следующим направлениям: 1) повышение когнитивного (теоретического) уровня родителей через понимание внутреннего мира ребенка с проблемами в речевом развитии, 2) изменение эмоционального отношения родителей к ребенку, создание ситуации успеха в семье и детском саду, 3) выбор средств и способов психолого-педагогического взаимодействия, овладение практическими методами и приемами успешного речевого развития детей.

Но чтобы начать эффективно сотрудничать, нам необходимо было знать, с какими категориями семей предстоит взаимодействовать. Для этого социальный педагог составляет социальный анализ - характеристику благополучных и неблагополучных семей воспитанников выявляя, педагогически грамотные, позитивно-ориентированные на воспитание семьи, а также конфликтные, педагогически несостоятельные, аморальные семьи. Кроме этого разрабатывается схема общих количественных данных о семьях воспитанников, изучается структура семей, их нравственно-психологическая атмосфера, вычерчивается график распределения семей по величине, выявляются семьи беженцы и экономическое жизнеобеспечение семей. Данные результаты изучаются педагогическим коллективом, дифференцируются и на их основе строится дальнейшая работа с семьей, разрабатывается тактика психолого-педагогического и социального сопровождения родителей в условиях взаимодействия с ДОУ.

Параллельно с педагогической, социальной диагностикой семей ребят педагогом-психологом организуются исследования: - изучается отношение родителей к ребенку, - характер контроля за его действиями, - способы предъявления требований, - формы поощрения и наказания. В целях изучения общественного мнения родителей по ряду проблем проведены социологические исследования, а также мониторинг родительских приоритетов в образовании. Их результаты мы используем как социальный заказ, на основе которого определяются основные направления развития системы дополнительного образования в нашем ДОУ. Это позволяет обеспечить реализацию потребностей родителей в развитии разносторонних способностей детей, выявить ранние проявления одаренности в условиях детского сада и помочь решить проблемы речевого развития воспитанников.

Организуя работу с родителями, администрация детского сада нацеливает педагогов на избирательность подходов в осуществлении их взаимодействия. Учитывая типы родительских отношений педагоги выбирают наиболее эффективные формы работы с семьей, используя разнообразные технологии педагогического сопровождения.

Для организации эффективной фронтальной просветительской деятельности в Центре помощи родителям воспитатели используют методы активного обучения, в которых педагог выступает не столько «транслятором» информации, сколько организатором познавательной деятельности. Такими формами являются: «лекция вдвоем», «консультация-диалог», «консультация-парадокс». Они относятся к проблемным формам изложения материала с разных позиций, например, теоретика и практика, двух теоретиков, с позиции различных научных школ или на основе совместного поиска истины. Такая форма организации познавательной деятельности родителей позволяет актуализировать информацию, вызывает интерес к материалу, так как, следя за полемикой двух ведущих, родители невольно становятся на сторону одного из них и болеют за выбранную позицию, таким образом, эффективно усваивая ее.

Также в копилку находок педагогов нашего ДОУ по работе с семьей можно отнести создание и реализацию совместных программ достижения семейного успеха, позитивно ориентированных родителей, основанную на акмеологическом образовании. Акмеология формирует новый интегративный способ мышления, опираясь на общечеловеческие ценности, формирует потребность в саморазвитии и самосовершенствовании, расширяет психолого-педагогические, социальные, творческие рамки семьи. Данные программы достижения семейного успеха разрабатываются на основе глубоких диагностических исследований, с участием всех специалистов ДОУ, родителей и главным заказчиком – ребенком. По желанию родителей при переходе в 1 класс результаты программы обсуждаются на узком психолого-педагогическом консилиуме, творчески представляются на фестивале родительских достижений или выпускных балах ребенка.

Ещё один из видов активной работы с родителями – это вовлечение активных, позитивно ориентированных родителей в коллективные творческие и познавательные дела основанные на методике доктора педагогических наук, профессора, академика И. П. Иванова. Данная методика позволяет совершенствовать духовные потребности всех субъектов творческого и познавательного процесса, расширяет культурный кругозор, интеллектуальное развитие, формирует активную жизненную позицию через коллективное дело, не смотря на проблемы в речевом развитии ребенка.

Успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями: - мастер-классы семейного воспитания, - клубы по интересам, - тренинги по запросам родителей, - семейные журналы, - медиатека познавательных игр, - видеотека, - семейные вернисажи, - педагогические гостиные, - семейные представления на родительских собраниях или утренниках, демонстрирующие достижения какой-либо семьи в области театрального, вокального, циркового, парикмахерского искусства, спортивного мастерства.

Анализ работы с семьей позволил выявить нам положительные тенденции в деятельности по социальному, психолого-педагогическому сопровождению семьи в течение всего пребывания ребенка в ДОУ. Это:

• расширение сети дополнительного образования детей для реализации потребностей родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников;

• повышение приоритета семьи, семейных традиций у всех субъектов образовательного процесса, для укрепления взаимопонимания между д/с и семьей;

• приобщение родителей детей с проблемами в развитии к успешной педагогической деятельности путём обновлении содержания, технологий, форм работы с семьей в Центре помощи родителям;

• обеспечение благоприятного эмоционального самочувствия детей на основе согласованности родительского и педагогического взаимодействия в семье и ДОУ.

Публикации по теме:

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность с детьми включает в себя реализацию пяти образовательных областей: познавательное.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников (из опыта работы) Доклад «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников» У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми,.

Проект «Взаимодействие с семьями воспитанников» Суть инициативы Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего.

Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников» Копылова Г. П., МАДОУ детский сад «Росинка», обособленное структурное подразделение детский сад N 1 «Солнечный», г. Новоуральск «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Стенгазета «Безопасная природа», направленная на взаимодействие с семьями воспитанниковСтенгазета «Безопасная природа», направленная на взаимодействие с семьями воспитанников "Безопасная природа. "Стенгазета В рамках проекта "Формирование основ безопасного поведения в природе. Взаимодействие с семьями воспитанников",в.

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников Для обеспечения полноценного развития дошкольника взаимодействие с семьей является одним из основных задач современных дошкольных образовательных.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников емья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности.

Взаимодействие с семьями воспитанников Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей: 1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса Реализация.

Взаимодействие с семьями воспитанников в детском саду Взаимодействие с семьями воспитанников «Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой… Человек оставляет.

Презентация «Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС до» Семья и дошкольное учреждение – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Их воспитательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьями воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии
Опубликовано: 8 февраля 2018 в 11:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД