Cветлана Ворончихина
Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание детей в современном обществе является предметом особой заботы.
Сотрудничество – это общение «на равныхь. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных.
Публикация «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:
1) Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2) Повышением педагогической культуры родителей.
3) Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
1) Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2) Объединить усилия для развития и воспитания детей;
3) Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
4) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5) Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду.
Ежегодно в сентябре проводим анкетирование среди родителей воспитанников на тему: «Социальный паспорт семьи». По результатам изучения анкет выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, неработающие, много неполных семей, есть многодетные семьи. Анализ рисунков воспитанников на тему: «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома.
Содерджание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания.
В своей работе мы активно используем разнообразные формы работы с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.
Родителей знакомим с жизнью д/сада и их ребенка через родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, проводим консультации, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно.
Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери».
Праздник в д/саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Нами были разработаны и успешно реализованы в жизни группы проекты, где родители совместно с детьми помогали изготавливать различные атрибуты.
Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Осенний калейдоскоп», «Елочка-красавица», «Символ года», «Синичкин день» и другие, позволяют укрепить взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.
В течение года педагогами группы оформляются выставки: «Моя мама»; «Мой папа-солдат»; «Как я провёл лето», «Правила дорожного движения», «Права ребёнка» и другие. Каждая выставка посвящается определенной теме.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.
В современных условиях трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе и на участке сделано руками пап и мам наших детей.
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателями. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел»- ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Благодаря совместным мероприятиям с родителями постепенно ушли непонимание, недоверие. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. И мы, не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель- воспитание подрастающего поколения.