Консультация «Взаимодействие участников педагогического процесса в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Оксана Владимировна Кутушова
Консультация «Взаимодействие участников педагогического процесса в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

тема: «Взаимодействие участников педагогического процесса в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Подготовила: Кутушова О. В.

Основная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения – создание условий для полноценного, всестороннего развития детей. Остановимся подробнее на их речевом развитии. Насколько бы внимательным и педагогически целесообразным не было отношение воспитателя к детям, часто оказывается так, что только обычных профилактических мер для полноценного развития их речи недостаточно. Для устранения этих недостатков педагог разрабатывает перспективный план работы, проводит различные упражнения по разработке артикуляционного аппарата, планирует проговаривание чистоговорок, различных игр, заучивание стихотворений и т. д. Опыт показывает, что оптимальным является вариант, при котором в развитии речи оказывают все участники педагогического процесса: и воспитатель, и родители. Так, воспитатель, используя мониторинг по обследованию речи детей, определяет стратегию индивидуального сопровождения ребенка. Свое воплощение она получает при календарном планировании педагогического процесса и отражается в его структуре. Педагог заранее продумывает, какие из речевых задач могут быть решены:

- в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;

- в совместной деятельности взрослого с детьми;

- в свободной самостоятельной деятельности детей.

На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития. Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитания навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных (использование сложноподчиненных и сложносочиненных предложений). Педагог так варьирует структуру образовательной деятельности, чтобы она наиболее полно соответствовала индивидуальным, речевым программам детей.

Продуктивная деятельность (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т. д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача педагога, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло. Еще большим потенциалом в плане речевого развития обладает свободная деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная). Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые формы взаимодействия педагога с воспитанниками:

- занимательные упражнения (например, «Мои друзья»);

- беседы;

- совместные практические действия;

- наблюдения;

- экскурсии;

- методически продуманные поручения и трудовые задания;

- специальные дидактические и развивающие игры (например, «Хорошо - плохо»).

При этом во внимание обязательно принимаются возраст дошкольников, их речевые и познавательные возможности. Одно из главных условий развития речи детей - это искренняя заинтересованность педагога в хороших результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку. От уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости воспитателя и одновременно - от его настойчивости, последовательности зависят отношение самого ребенка к предлагаемой помощи и мотивация ее принятия. Кроме того, определенные требования к использованию приемов исправления ошибок в детской речи должны соблюдаться не только педагогом, но и, по его настоянию, всеми близкими для ребенка взрослыми: их нужно делать в тактичной, щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания воспитанника. Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов можно назвать включение в нее членов семьи. Родители оказывают решающее воздействие на дошкольника. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в домашних условиях необходимых мероприятий речевого развития делает работу воспитателя наиболее эффективной.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

«Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста» Роль детской книги в речевом развитии детей Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.

Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ к программе психолого – педагогического сопровождения участников образовательных отношений 1.1. Пояснительная записка Опыт.

Интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса «Азбука финансов» Ведущий: Нашу встречу, наш разговор мы со «Здравствуйте» начнем! Здравствуйте уважаемые родители, гости, участники образовательных отношений.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Осень
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Консультация «Взаимодействие участников педагогического процесса в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 августа 2019 в 16:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации-2019»

Организация большого спортивного праздника в начале осени стала доброй традицией в столице и регионах. С 2004 года, когда кросс прошёл в первый раз, в нём многое поменялось. Неизменным осталось главное –...

21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

Мастер-класс по изготовлению динамичной гусеницы из бумаги
Мастер-класс по изготовлению динамичной гусеницы из бумаги Объемные поделки из бумаги выполнять увлекательно и просто. Предлагаю изготовить совместно...
Картотека «Подвижные игры в детском саду» в виде презентации. Часть 10
Картотека подвижных игр Колдун. Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз,...
Фотоотчет НОД «Осенние листочки» средняя группа
Фотоотчет НОД "Осенние листочки" средняя группа. Уважаемые коллеги! Пролетело Лето и снова наступила Осень. Начался новый учебный год. Прозвенели...