Марина Брызгалова
«Взаимосвязь детского экспериментирования и художественно — эстетического развития дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Особый интерес представляет использование нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования. Это связано с тем, что они не требуют хороших технических умений, провоцируют на процесс работы, вызывают интерес к экспериментированию с материалами.
Публикация «„Взаимосвязь детского экспериментирования и художественно — эстетического развития дошкольников“,» размещена в разделах
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Цель: Развитие интереса к экспериментальной деятельности детей в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
2. Способствовать развитию интереса к различным материалам и желание действовать с ними.
3. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, воодушевить на совместное творчество с детьми.
Для организации познавательно-исследовательской практики дошкольников в изобразительной деятельности я использовала разнообразные игровые упражнения и приемы познания.
При работе с красками для малышей происходит целое открытие, когда они, опуская кисть с той или иной краской в стаканчик с водой, наблюдают, как вода окрашивается в этот цвет. Причем следует уделить внимание на то, что цвет окрашенной воды светлее самой краски. На данном этапе я предложила детям еще один эксперимент. Приготовила 4-6 баночек с водой и выбрала один цвет краски. Совместно с детьми мы набирали краску на кисть и растворяли ее в воде. Но в первой баночке мы растворили один раз взятую краску, во второй два раза, в третьей три раза и т. д. Затем сравнили окрашенную воду во всех баночках. Таким образом, я познакомила детей с тоном (от более светлого до самого темного).
При работе с красками необходимо ребенку открыть многообразный мир оттенков, научить ребенка смешивать краски для получения дополнительной цветовой гаммы. Работу я начинала с элементарного смешивания белой краски с цветной, для получения более светлого тона для того или иного оттенка.
Изучение свойств разной бумаги и применение их в изобразительной деятельности.
Чаще всего изобразительная деятельность детей по рисованию осуществляется на бумаге. Поэтому целесообразно познакомить дошкольников с ее свойствами. В своей группе в познавательной беседе мы рассматривали виды бумаги, ее предназначение, а также экспериментировали с бумагой.
• Первый опыт заключался в познании таких свойств, как сминание и сгибание бумаги. В качестве образцов были подобраны картон, писчая и туалетная бумага.
• На втором этапе дети исследовали такие свойства бумаги, как обрывание и разрезание. В качестве образцов были выбраны те же виды бумаги.
Обрывание бумаги с целью придания нового образа поделки вызвало у детей бурный эмоциональный отклик. На мой взгляд, этот способ имеет большое значении в самоутверждении тех дошкольников, которые недостаточно хорошо выстригают.
• Третий опыт заключался в изучении свойства – рисование на разной бумаге.
Основываясь на любознательности детей, я познакомила с таким явлением как водопроницаемость бумаги.
Предложила внедрить полученные представления в изобразительную деятельность: попробовать нарисовать одно и то же изображение, только одно на сухой бумаге, а второе на мокрой. Дети наглядно убедились, что одно и то же изображение представлено в двух разных вариантах. Благодаря способности бумаги к намоканию краска растекалась, создавая красивые образы.
Мы экспериментируем с разного рода материалами и техниками в изобразительной деятельности.
С детьми рисовали на мятой бумаге, а также с помощью мятой бумаги.
Рисование мыльными пузырями. Можно таким образом делать фон
Большой интерес у детей вызвал рисование на мыльной пене.
А так же детей заинтересовала рисование при помощи пипеток.
На занятиях дети экспериментировали с пробками, зубными щётками.
Можно поэкспериментировать с веточкой ели, и увидеть какие изображения получатся.
Детям предложила использовать для рисования трубочку для коктейля. Таким образом, можно нарисовать салют или сказочное дерево.
При помощи цветного песка и клея получаются забавные картинки.
В работе с детьми использовала игровой материал по экспериментированию в изобразительной деятельности. Дидактические игры по цветовосприятию
«Подбери зонтик к капельке», «Посади цветочек в горшочек», «Божья коровка найди свою полянку", «Найди маму рыбку», «Спрячь мышку»
Знакомство с тёплыми и холодными цветами. «Королевство Снежинки и Солнышка» Игра "Забавные крупинки предполагает рисование на песке, крупе или соли.
Творческий процесс научил детей открывать что-то новое, исследовать
Манипулируя с разнообразным материалом, дети осмысленно находят новые
приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Таким образом, используя нетрадиционную технику и нетрадиционные материалы в создании творческой работы, ребёнок выражает свой оригинальный взгляд на окружающую действительность, вкладывает внутренний смысл и своё видение художественного образа.
На родительском собрании познакомила родителе с техниками нетрадиционного рисования, было предложено экспериментировать с нетрадиционными техниками. И в дальнейшем использовать в совместной художественной деятельности с детьми.
В родительском уголке размещала наглядную информацию, консультации.
В течение года проводились персональные выставки детей с совместной творческой деятельности с родителями.
Таким образом, творческое экспериментирование на материале рисования хорошо прослеживается в применении нетрадиционных техник рисования.