Плоскостопие. Эффективность применения комплекса профилактических мер по устранению уплощенного свода стоп у детей 3–4 лет

Виктория Антоненко
Плоскостопие. Эффективность применения комплекса профилактических мер по устранению уплощенного свода стоп у детей 3–4 лет

По статистическим сводкам Минздравсоцразвития Российской Федерации доля здоровых детей за последнее десятилетие снизилась на 5% (с 47,38% до 42,32%). При массовых обследованиях выявляется немало детей с плоскостопием – 17,3%, среди детей дошкольного возраста процент детей с плоскостопием составил 8,3% (Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, 2011). Поэтому применение профилактических мер по устранению уплощенного свода стоп актуальна для детей дошкольного возраста.

Цель: исследовать эффективность комплекса профилактических мер по устранению уплощенного свода стоп детей 3-4 лет.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

С учётом поставленной цели решались следующие задачи:

1. На основе анализа научно-методической литературы по изучаемой проблеме проанализировать имеющиеся данные о методах диагностики, лечения и профилактики плоскостопия.

2. Выявить наличие и степень уплощения стоп у детей 3-4 лет.

3. Определить тонус мышц, участвующих в формировании свода стоп у детей 3-4 лет.

4. Апробировать и оценить эффективность разработанного комплекса профилактических мер по устранению уплощенного свода стоп у детей 3-4 лет в условиях ДОУ.

• Методы исследования:

• Плантографическое обследование стоп.

• Из всего арсенала методик наиболее информативной адекватной для детей 3-4 лет является методика по И. М. Чижину. Для проведения исследования мы смазывали поверхность подошвы обследуемого кремом и предлагали ребенку обеими ногами плотно встать на чистый лист бумаги размером А4. На полученном отпечатке проводили касательную линию к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы и линию через основание второго пальца и середину пяточной кости. Через середину второй линии чертили перпендикуляр до пересечения касательной с наружным краем отпечатка стопы.

• При обработке мы вычисляли индекс. (Индекс – это отношение длины отрезка от срединной части до наружной части стопы к длине отрезка от внутренней части стопы до средней линии). Если индекс составлял от 0 до 1, то считали стопу нормальной; если индекс находился в пределах от 1 до 2, то принимали стопу за уплощенную. Рисунок 1.

• Миотонометрия

Миотонометрический метод позволяет выявить степень произвольного расслабления и напряжения мышц, что косвенно характеризует функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, в данном случае, нижних конечностей. Для определения тонуса мышц голени щуп прибора ставили на двигательную точку мышцы. В качестве исследуемых мышц нами были выбраны медиальная головка икроножной и передняя большеберцовая мышцы голени. Двигательную точку определяли при максимальном напряжении этих мышц. В двигательной точке фиксировали тонус мышцы при максимальном расслаблении (стоя босиком, а затем при максимальном напряжении (стоя на носочках с опорой). Данные миотонометрии и плантографии регистрировали в начале исследования и повторно по окончании исследования, через 6 месяцев. рисунок

• Педагогический эксперимент

• Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности предложенного нами комплекса профилактических мер по устранению уплощенного свода стоп у детей 3-4 лет, базирующегося на методике, предложенной Н. В Акулиной (1998) «Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста». Мы адаптировали её для детей 3-4 лет, усилив игровой состав комплексов. Всего в методику входят восемь комплексов упражнений, каждый из которых мы использовали 9 раз, то есть на протяжении трёх недель.

• Дополнительно к комплексу специальных упражнений, предлагалась дорожка собственного изготовления, длиной 4 метра, которая располагалась около стены для страховки. Дорожка состоит из нескольких частей: 1часть дорожки: связанные деревянные палки, 2 часть - плетенка из грубых толстых ниток, 3 часть - коврик для ванны - пластмассовые иголки, 4 часть приклеенные на жесткую основу плоские камушки. Дети ходили по ней в свободное время, минимально 3-5 раз в день.

Организация исследования:

Исследование проводилось с участием детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Обследуемые дети не были разделены на контрольную и экспериментальную группы, была сформирована только экспериментальная группа из 24 человек. Занятия проводились три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) в спортивном зале, по 20 – 25 минут.

Мы зарегистрировали показатели до и после педагогического эксперимента у детей 3-4 лет.

Полученные данные свидетельствуют, что тонус медиальной головки правой и левой икроножных мышц в покое достоверно значимо увеличился после проведенного эксперимента по сравнению с исходными данными, что составило прирост тонического напряжения тестируемых мышц на 6,5% и 8,4%.

Далее было установлено, что тонус медиальной головки правой и левой икроножных мышц голени в напряжении в ходе педагогического эксперимента статистически значимо повысился, что составило прирост тетанического напряжения тестируемых мышц на 4,2% и 4,7%.Повышение тонуса связано с увеличением числа активных двигательных единиц (ДЕ).

Анализ результатов исследования показал, что контракция в ходе педагогического эксперимента имела тенденцию к повышению прироста тонического и тетанического напряжения медиальной головки икроножных мышц на 28,4% и 9,4%, что указывает на совершенствование центрального управления мышцами голени, которые нагружались при выполнении упражнений.

В ходе эксперимента показатели тонуса передней большеберцовой мышцы правой и левой голени в покое достоверно значимо повысились, что составило прирост тонического напряжения тестируемых мышц на 14,22% и 11,17%.

При максимальном сокращении этих же мышц, показатели так же достоверно увеличились, что составило прирост показателей на 10,39% и 8,56%.

показатели контракции передних большеберцовых мышц голени имели тенденцию к повышению, как в тоническом, так и в тетаническом напряжении на 4,88% и 2,38%.

Среднегрупповые значения плоскостопия за период эксперимента у детей дошкольного возраста статистически значимо понизились, что составило снижение данного показателя на 28,8%. Мы считаем, что улучшение двигательного контроля и функционального состояния самих мышц стопы и голени привели к снижению процента плоскостопия у детей 3-4 лет.

Выводы:

1. На основе анализа научно-методической литературы по изучаемой проблеме выявлены наиболее информативные и доступные методы диагностики, лечения и профилактики плоскостопия у детей 3-4 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

2. Установлено наличие плоскостопия I степени у детей 3-4 лет, находящихся в МБДОУ «Золотой ключик», до начала исследования.

3. В ходе педагогического эксперимента обнаружена положительная динамика в увеличении тонуса мышц, участвующих в формировании свода стоп у детей 3-4 лет:

- тонус медиальной головки правой икроножной мышцы в покое достоверно значимо увеличился на 6,5% (p0,05, левой - на 8,4% (p0,01); в напряжении - на 4,2% (p0,05) и 4,7 % (p0,01) соответственно.

- тонус правой передней большеберцовой мышцы голени в покое достоверно значимо увеличился на 14,22% (p0,001, левой - на 11,17% (p0,01); в напряжении - на 10,39% (p0,05) и 8,56% (p0,01) соответственно.

4. По положительной динамике диагностируемых показателей можно судить об эффективности разработанного нами комплекса профилактических мер по устранению уплощенных сводов стоп у детей 3-4 лет.

Публикации по теме:

«Осенний коллаж». Организованная образовательная деятельность с комплексом оздоровительных и профилактических мероприятий Образовательные задачи: Систематизировать знания детей об осени, жизни диких животных нашей полосы и подготовке зверей к зиме, о причинах.

Разработка комплекса ритмической гимнастики для детей старшего дошкольного возрастаРазработка комплекса ритмической гимнастики для детей старшего дошкольного возраста Главными задачами физического воспитания детей является укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Выполнение физических.

Формирование художественно-творческих способностей детей в условиях применения технологии проектной деятельности Формирование художественно-творческих способностей детей в условиях применения технологии проектной деятельности В теории и на практике.

Игра «Стоп!» Игра «Стоп!» Игра очень простая, но понравится и взрослым и детям. Цель: Во- первых, это тактильный контакт, который приятен сам по себе,.

Игры-помощники по устранению грамматических ошибок у детейИгры-помощники по устранению грамматических ошибок у детей Как часто мы умиляемся, когда слышим наивные высказывания детей о чем-либо, при этом они допускают грамматические ошибки в употреблении.

Консультация «Проведение профилактических бесед об особенностях безопасного поведения на дороге в зимний период» Департамент образования городского округа Самара Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО.

Опыт применения здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования для детей дошкольного возраста Актуальность. Проблема воспитания здорового ребенка сегодня актуальна как никогда ранее. Современное общество нуждается в здоровом поколении,.

Тематический контроль «Эффективность деятельности педагогов по развитию грамматических навыков у детей» (часть 2) Справка по результатам тематической проверки «Эффективность деятельности педагогов по развитию грамматических навыков у детей младшего.

Тематический контроль «Эффективность деятельности педагогов по развитию грамматических навыков у детей» (часть 3) Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Эффективность использования условий среды для развития театрализованных игр детей средней группы. (Из опыта работы) Эффективность использования условий среды для развития театрализованных игр детей средней группы. В дошкольном возрасте игра является ведущим.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Плоскостопие. Эффективность применения комплекса профилактических мер по устранению уплощенного свода стоп у детей 3–4 лет
Опубликовано: 27 октября 2015 в 19:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование по ручному труду по программе «радуга». Часть 2
Февраль 1. Аппликация «Вырежи и наклей какую хочешь картинку». Цель: учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять...
Перспективное планирование по ручному труду по программе «Радуга». Часть 1
Октябрь 1. Аппликация «На лесной полянке выросли цветы». Цель: учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки М. Л. Михайлова...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...
Мастер-класс «Новогодние игрушки. Поросенок»
Мастер – класс «Новогодние игрушки - Поросенок» Задачи: - Продолжить знакомство работы с шерстяной нитью. - Продолжить изготавливать новогодние...
Консультация для родителей. Значение игры во всестороннем развитии ребенка
Значение игры во всестороннем развитии ребенка. «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д. В....