Получи документы

Народная культура и традиции. Познавательное занятие «Эх, лапти мои, лапти липовые…»

Юлия Бреднева
Народная культура и традиции. Познавательное занятие «Эх, лапти мои, лапти липовые…»

Программные педагогические задачи: формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении, развивать связную речь.

Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к рукотворному миру, активность для расширения своих знаний; имеет представление о предметах народного быта.

Публикация «Народная культура и традиции, Познавательное занятие „Эх, лапти мои, лапти липовые…“» размещена в разделах

Словарная работа: лапти, лапоточки, лапотки, плести лапти, плетеная, лыко, лыко драть, лыченица, щеголять.

Подготовительная работа: посещение выставки русской народной одежды; чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, рассматривание иллюстраций о старинной обуви и об изготовлении лаптей; работа над частушками.

Материал: круги Эйлера, картинки с изображением разных видов обуви; лапти; силуэты лаптей, вырезанные из бумаги, тесьма – для каждого ребенка.

Содержание деятельности

(Дети входят в избу под народную песню «Валенки».)

- О чем эта песня?

- Валенки – это разновидность обуви, которую носили наши предки. Их носят и сейчас. А какую еще старинную обувь вы знаете?

- Посмотрите на картинки. Что изображено на них? Подумайте, на какие группы можно разделить обувь? (Для холодного времени года и для теплого.)

- Положите картинки с обувью для лета в один круг, а картинки с обувью для зимы – в другой.

(Дети называют вид обуви, воспитатель раскладывает картинки по кругам Эйлера.)

- Какая обувь была самой распространенной на Руси?

- В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти

(показывает).

- Как вы думаете, в какой круг с обувью следует положить лапти : в «теплое время года» или в «холодное»? (Предположение детей.) Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим лапти, возьмем их в руки, примерим, попробуем походить в такой необычной обуви.

(Дети примеряют лапти.)

- Что вы почувствовали? Какие лапти? (Лапти очень мягкие, легкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух). Можно сплести лапти любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками.

- А как вы думаете, зачем вот эти веревочки сзади у лаптя?

Правильно, чтобы лапти не упали с ног, к ним приделаны завязки.

- Вот загадка про лапти : «Два котика, четыре хвостика». Как можно догадаться, что это загадка про лапти? (Рассуждения детей).

- Как еще можно назвать лапти? (Лапоточки, лапотки).

- Из чего же плени лапти?

- Отгадайте загадку.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают –

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

- Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимают кору или, как говорят в народе, «драли лыко». Поэтому в старину лапти называли еще по-другому: лыченица. Еще лапти плели из бересты.

- Вспомните, что такое береста? (Ответы детей).

- Лапти из бересты считались праздничными.

- Посмотрите, как красиво сплетены лапти, аккуратно, со своим рисунком

(показывает образцы плетения).

- Секреты, умения, необходимые для плетения лаптей, передавались из поколения в поколение, от деда к внуку.

- Одно плохо – лапти быстро снашивались : летом – за три месяца, а зимой – за девять.

- Как вы думаете, почему летом лапти снашивались быстрее? (Летом много работали, далеко ходили).

- Но зато материал для лаптей был доступен всем. Если не полениться и сходить в лес, то будешь в новой обуви щеголять.

- В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти. Это 22 февраля – «на Никифора лапти плетут».

- Пока лапти плетут, частушки про них придумывают:

Ох, лапти мои, лапоточки мои!

Огороды вы пахали, Танцевать сюда попали.

Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей!

До субботы доживем –

Новы лапти наживем.

- Посмотрите еще раз на круги с картинками, на которых изображена обувь. Куда мы поместим лапти? (На пересечение кругов). Почему именно сюда? Правильно, лапти носили и зимой и летом.

- Сегодня мы попробуем сплести лапти, но не из лыка и бересты, а из тесьмы.

- Чтобы они получились красивыми, возьмем цветную тесьму. Сначала наложим несколько кусочков тесьмы одного цвета на бумажный силуэт вертикально, прикрепим их булавками, а затем будем вплетать тесьму другого цвета горизонтально – то сверху, то снизу. Чтобы лапти получились как настоящие, приделаем к ним завязки. (Показывает процесс плетения. Дети выполняют задание с помощью воспитателя).

С давних времен до нас дошла веселая русская игра «Лапти». Давайте поиграем! Дети играют в русскую народную игру.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по познавательному развитию «Народная культура и традиции»Фотоотчёт по познавательному развитию «Народная культура и традиции» Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: «В гости к тётушке Варварушке» Цель: Формирование.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Календарное планирование в средней группе по теме «Народная культура и традиции» Цели: Продолжать знакомить с народной культурой. Расширять представления о разнообразии искусства, художественных промыслов, традиций и.

Конспект занятия по развитию речи «Народная культура и традиции» Тема: «Народная культура и традиции русского народа» Цель: вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу,.

Конспект занятия в старшей группе «Русская народная культура и традиции» Цель: познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к культуре, традициям и быту русского народа. Задачи: 1. Расширять.

НОД. ФЦКМ «Народная культура и традиции» (подготовительная группа) Цель: Развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Воспитание уважения к.

Проект «Народная культура и традиции» в старшей группе Возраст: 5-6 лет (старшая группа) Цель: Представления о народных традициях и обычаях, предметах народного быта. Воспитывать интерес и любовь.

«Народная культура и традиции». Проект .

Проект «Народная культура и традиции» в старшей группе Управления образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области МБДОУ «Детский сад комбинированного вида.

Видео «Веселый танец «Валенки» и песня «Лапти» в исполнении девочек старшей группы» Новогодний утренник - это яркое запоминающееся мероприятие в детском саду. Дети ждут этого утренника, готовятся, желают все выступить. Веселые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная культура и традиции. Познавательное занятие «Эх, лапти мои, лапти липовые…»
Опубликовано: 2 июля 2019 в 22:02
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД