Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Погадаева Ольга
Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

«Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания»

МБДОУ «Детский сад № 137»

Воспитатели:

Калганова О. Г.

Погадаева О. В.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Родович

Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Именно поэтому экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры.

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:

• развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;

• доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и

общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;

• ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

• в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;

• позволяет развивать у детей самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.

Игра для ребёнка - это серьёзное занятие. Дети учатся жизни посредством игры. Игра, как ведущий вид деятельности для них, никогда не надоедает, таким образом, дети и заняты, и познают азы экологии.

Рассмотрим основные виды дидактических игр, используемые в нашей работе с воспитанниками:

- игры с природным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с природой. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида. («Детки на ветке», «Найди, что покажу», «Что это такое?» и т. д.)

- настольные дидактические игры - интересное занятие для детей для ознакомления с животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они очень разнообразны: «Лото», «Домино», «Парные картинки».

- словесные дидактические игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. («Отгадай, кто это?», «Найди, о чем расскажу» и т. д.)

Дидактические игры экологического содержания проводятся во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что больше всего детям понравилось – это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры.

Необходимо заметить, что взрослый (воспитатель) обязательно должен играть с детьми, чтобы на своем примере показывать, как нужно играть, это помогает быстрее овладеть навыками данной игры, ведь ребенку необходимо понять, как взаимодействовать.

Экологические знания у детей дошкольного возраста, полученные посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольников, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания Отчет по самообразованию за 2016 -2017 учебный год. Цель: повышение уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Воспитание личности через экологическое образование “Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию.

Игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка содержит игры природоведческого содержания для детей старшего дошкольного возраста. Экологическое отношение.

Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников «Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников» (из опыта работы) Усс Ирина Геннадьевна, воспитатель Муниципального.

Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.

План по самообразованию «Развитие сенсорных способностей старших дошкольников через дидактические игры» Тема: «Продолжать развивать сенсорные способности старших дошкольников через дидактические игры». Составитель: Афанасьева Ю. Е..

Экологическое образование дошкольников Экологическое образование дошкольников через реализацию совместных проектов в рамках социального партнерства. Экологическое воспитание.

Развитие познавательных математических способностей дошкольников через дидактические игры. Развитие познавательных математических способностей дошкольников через дидактические игры. Игра – в значительной степени основа всей человеческой.

Словесные игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста Словесные игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста[/b] Экологическое отношение к миру природы формируется.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания
Опубликовано: 17 января 2018 в 19:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Проект «День народного единства»
Продолжительность проекта: Краткосрочный ( 1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Актуальность: Патриотическое воспитание...
Неделя безопасности дорожного движения
ПОНЕДЕЛЬНИК: «ДЕНЬ СВЕТОФОРА» Цель: продолжать знакомить детей со светофором. Продолжать знакомить детей с назначением светофора и значением его сигналов....
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и...
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и старше-подготовительной группах ( март) Тема. «Самая лучшая мама на...