Лучший педагог года

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательную деятельность в сотрудничестве с семьёй

Ирина Пельнова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательную деятельность в сотрудничестве с семьёй

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Только в обществе и семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки [2]. Ученые едины во мнении: слова и дела родителей оказывают огромное влияние на детей, именно родители формируют мораль, поведение, мир ценностей, личность детей, а семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьёй этого сделать невозможно. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательную деятельность в сотрудничестве с семьёй» размещена в разделах

Главная цель экологического воспитания в ДОУ – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей среде, к себе и людям, как к части природы. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности[1]. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Одной из задач ФГОС ДО является развитие познавательной активности, любознательности к миру природы, к её объектам[1].

В программе нашего детского сада отмечено:

- Формирование понятия того, что человек часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе всё взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды[1].

А так же задачи образовательной программы нашего детского сада:

- образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности)[1].

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования[3].

Мы определили для себя направление работы по экологическому воспитанию.

-Проведение диагностики

-Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

-Взаимодействие с детьми

-Взаимодействие с родителями

-Взаимодействие с педагогами специалистами

-Взаимодействие с социумом

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с возрастом детей на основе образовательной программы детского сада и ФГОС ДО. Уголок природы в нашей группе, позволяют детям научиться правильно ухаживать за растениями, правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой; регулярно организуются наблюдения за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке своей группы мы создали специальные площадки природы, естественные уголки с дикорастущими растениями, экологическую тропу, уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”. В группе создан центр экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, где воспитанники проводят опыты - от простейших до более сложных; книги о природе для чтения детям и самостоятельного рассматривания позволяют раскрыть целостную картину мира[3]. Особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года.

Во взаимодействии с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества[4].

На неделе педагогического мастерства нами был проведён круглый стол на тему «Природа - наш дом!», и родительское собрание на тему «Экологическое воспитание в семье». Так же проводится анкетирование с целью выявления их экологической компетентности.

Совместно с родителями мы провели несколько акций «Скворечник», проведение акции сформировало интерес у детей и родителей к разнообразию окружающего мира и стремление сохранять его. Мы устанавливаем партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. Родители помогают в создании благоприятных условий для прогулок, строя фигуры из снега и песка они больше общаются между собой и делятся опытом воспитания детей в экологической направленности.

В приемной мы выставляем информацию для родителей по экологии, с помощью которой родители углубляют свои знания в этом направлении. Наша деятельность по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволяет формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности[7].

Больщую роль в работе сыграла акция «Не рубите ели, не рубите», которая проводилась в преддверии Нового года. Дети раздавали на улице города свои рисунки в защиту зеленых красавиц. С этой акцией мы стали участниками в номинации лучший социальный проект, проводимый радио Мария ФМ.

На улицах города мы провели акцию «Сохраним природу вместе», которая проводилась в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе ярче».

Ежегодно в ДОУ проводится праздник «День Земли», где дети закрепляют полученные знания в ОД по экологическому воспитанию. Рисунки воспитанников о бережном отношении к природе мы выставляем на международном портале maam.ru

Совместно с педагогами нашего ДОУ мы приняли участие в разработке и реализации телевизионного социального проекта «Маленькая страна – от вопросов до ответов», одна из задач которого: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Одна из рубрик этого проекта имеет экологическую направленность. В выходные ребенок находится дома и не всегда родителям удается отдохнуть всей семей.

Во время прогулки дети совместно с родителями находятся ближе к природе и имеют большую возможность наблюдать за изменениями, происходящими в природе тем самым усовершенствуя свои знания о природе. Проводя время на природе улучшается двигательная активность детей и гибкость, устойчивость тела, укрепляется иммунная система[6]. Данный проект позволил не только педагогам, но и детям совместно с родителями более полно увидеть красоту природы, понять необходимость и важность здорового образа жизни. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску[7]. В данном проекте мы использовали нетрадиционный метод работы «совместная прогулка с семьей в Дендропарк». Данный опыт показал, что такие прогулки необходимо проводить как можно чаще. Они не только поднимают настроение, но и помогают приобщиться к природе и в любое время года на память остаются красивые совместные семейные снимки.

Одну из таких прогулок мы хотим вам продемонстрировать.

Работа в данном направлении позволяет более свободно общаться родителям воспитанников с педагогом. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного процесса. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Публикации по теме:

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность .

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста К трём годам у детей накапливаются первоначальные знания об особенностях.

Методический семинар «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Взаимодействие.

Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность: Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники.

План самообразования «Экологическое воспитание дошкольников через опытную деятельность» План самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников через опытную деятельность». Воспитатель: Коноплева Н. М. Подготовительная.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (фотоотчёт)Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (фотоотчёт) Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – важная часть воспитательного процесса в МКДОУ "Новопетропавловский детском саду «Ромашка»".

Экологическое воспитание детей дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №7 «Белоснежка» Новиковой Елены.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на Кубани Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на Кубани. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательную деятельность в сотрудничестве с семьёй
Опубликовано: 13 января 2017 в 13:15
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД