МААМ-картинки

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов

Лилия Назырова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов

«Экологическое воспитание детей посредством метода проектов».

Проблема: как обеспечить экологическое воспитание и развитие, используя метод среднего дошкольного возраста

проектов.

Цель программы: разработать и применить на практике условия реализации экологического развития детей среднего дошкольного возраста посредством метода проектов.

Задачи программы:

Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов» размещена в разделах

1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

2. разработать и апробировать проектную деятельность в ДОУ, соответствующую новым подходам к повышению компетентности детей среднего дошкольного возраста и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников.

3. мониторинг результативности деятельности.

4. презентовать результаты инновационной деятельности педагогическому сообществу, а также тиражировать опыт в масштабах района.

Результаты реализации программы:

-самовоспитание интереса к педагогическому поиску, формированию чувства удовлетворенности за деятельность в своей профессии;

- внедрение новых педагогических технологий в образовательную деятельность ДОУ;

-система работы по экологическому воспитанию включена в воспитательно-образовательный процесс ;

-внедрена система мониторинга эффективности трудовой деятельности.

Сроки реализации программы: -1 год.

Проблема экологического воспитания человека - сложная и многогранная. Ее появление обусловлено целым рядом объективных причин, порожденных, в свою очередь, изучением взаимодействия человеческого общества и природы. Тем самым первоначально и в первую очередь экологическое воспитание людей является глобальной задачей социального значения. Ее решение тесно связано с разработкой современной философско-исторической концепции отношения человека и природы. Сложившаяся к настоящему времени в рамках целого ряда научных дисциплин (и прежде всего в философии, социальной экологии и общей теории жизни, эта концепция позволяет определить общие подходы к сущности экологического воспитания, его содержанию и направленности. Отношение к природе стало предметом познания людей с тех пор, как они осознали себя людьми. Сейчас вопрос о характере человеческого отношения к природе, о том, каким оно должно быть и чем оборачивается и для человека, и для природы, является вопросом о настоящем и будущем человечества. Как правило, ост­рота этого вопроса связывается с реальной экологической опасностью. Она приобретает все более угрожающий характер и масштабы, нарастая от сложной экологической ситуации до экологической катастрофы. Одна из основных причин, вызвавших экологический кризис - деятельность человека в природе, рост промышленного производства с использованием природных ресурсов без достаточного учета основных биологических и экологических закономерностей. Это приводит к необратимому нарушению баланса природных сил биосферы; в планетарном масштабе порождает неуправляемые цепные реакции, уже в ближайшее время грозящие гибелью людям и всему живому на Земле.

Однако проблема не только в самой экологической опасности. Она лишь явление, в значительной мере отражающее сущность. Правильная оценка сложившейся ситуации, а главное, поиск оптимального выхода из нее возможны только в том случае, если будут вскрыты глубинные особенности взаимодействия человеческого общества и природы, проявлением которых она служит. Анализируя их, исследователи приходят к выводу о том, что в современных условиях необходимо осуществить переход к новому типу связи общества и природы; научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Такой тип связи был обоснован В. И. Вернадским в его учении и ноосфере. (Кондратьева Н. Н.)

Экологическое образование – это сравнительно недавно появившееся в педагогике направление. Экологическое образование пришло на смену ознакомлению детей дошкольного возраста с природой, имевшему целью обеспечение накопления у детей представлений об отдельных объектах и явлениях природы. Основной целью экологического образования является раскрытие перед детьми связей и отношений между живыми, неживыми объектами и человеком. И. Д. Зверевым цель экологического образования понимается как формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде.

Складывающаяся сегодня парадигма экологического образования опирается на новый, научно обоснованный и гуманистически ориентированный, взгляд на взаимодействие человечеств и природы. В связи с появлением экологического направления в образовании по-новому трактуются такие педагогические термины как обучение, воспитание и развитие (И. Д. Зверев). Экологическое обучение рассматривается как формирование у детей системных знаний об окружающей среде, экологических проблемах и идеях их разрешения. Экологическое воспитание предполагает формирование у детей экологически целесообразных потребностей общения с окружающей средой, сбережения ее от загрязнения и разрушения. Воспитание рассматривается как приобщение ребенка к миру человеческих ценностей. Ценностные основы отношения к природе формируются у ребенка через приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей, таких как:

- познавательные ценности (чувство первооткрывателя, радость экспериментирования с объектами неживой природы, открытие нового в знакомом и знакомого в новом, осознание простейших закономерностей, их непреложности);

- ценности переживания (красота, загадочность природы, одушевление ее объектов);

- ценности преобразования (стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы).

Экологическое развитие обеспечивает становление экологических убеждений, ответственности, первичное осознание экологических проблем как личностно значимых.

Задачами экологического образования являются:

- формирование определенной системы экологических знаний, позволяющих осознать единство всей природы и место человека в ней, т. е. формирование у детей элементов экологического сознания;

- формирование позитивных чувств и отношений как к окружающей природе в целом, так и отдельным ее представителям, т. е. воспитание гуманного отношения к природе;

- умений и навыков экологически грамотного поведения в природе, экологически грамотной природоохранной деятельности.

Педагогический процесс рассматривается как система педагогического взаимодействия его субъектов, направленная на достижение результата. Какой результат должен быть достигнут в экологическом образовании? Результатом экологического образования является экологическая культура личности. Составляющие экологической культуры (по С. Н. Николаевой) :

• системные знания о природе, их экологическая направленность, научная обоснованность;

• умение использовать знания в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту);

• привычка заботливого, рачительного, ответственного отношения к природе.

• Теоретическими основами экологического образования дошкольников являются положения науки:

• о единстве Человека и Природы (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Л. А. Чижевский и др.);

• о возможности понимания детьми природа как единого целого и диалектической взаимосвязи природы и человечества (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев и др.);

• о единстве знаний, чувств и деятельности в формировании отношения человека к окружающей действительности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

• о необходимости перехода к новой экологической парадигме, основанной на био (эко)центризме (И. Н. Пономарева, Н. А. Рыжова и др.);

• о необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников (Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева, И. Е. Фрейдкин, И. А. Хайдурова и др.);

• о формах и методах экологического воспитания (Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, З. П. Плохий, Н. А. Рыжова и др.);

• об экологической грамотности педагога как условии экологического воспитания ребенка (Т. А. Маркова, П. Г. Саморукова и др.);

• о стимулирующей роли «развивающей среды» в педагогическом процессе (Н. А. Ветлугина. Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, Н. А. Рыжова, Р. Б. Стеркина и др.).

При научной разработке проблем экологического образования детей на современном этапе важность приобретают следующие вопросы:

• отбор научных понятий и ведущих идей в области экологии, их адаптация к дошкольному возрасту;

биоэкология как основа методики экологического воспитания дошкольников

• принципы отбора содержания экологического образования дошкольников;

• учет специфики возраста детей, их психического и личностного развития при отборе понятий и экологического материала.

Таким образом, в науке отчетливо обозначилась возможность и необходимость целенаправленного экологического образования на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного возраста.

(В. Л. Малашенкова)

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.

4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

5. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста Вопрос об экологическом воспитание детей, является одним особо значимым и важным в настоящее время. Экологическое состояние нашей планеты.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектовРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Тезисы по теме: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к Детской литературе посредством метода проекта ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТА Олимова Василина Равшановна, студентка.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Экологическое воспитание детей в дошкольном возрастеПроблема экологического воспитания в наше время оказывается на первом плане, ей уделяется.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Возмищева Татьяна Сергеевна Воспитатель I кв. к. МБДОУ «Детский сад комбинированного.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание и образование детей –проблема настоящего времени. Грамотно организованное, систематически осуществляемое в образовательных.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек.

Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста План самообразования воспитателя Бушуевой Екатерины Евгеньевны на 2017-2018 учебный год. Тема: «Экологическое воспитание детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов
Опубликовано: 17 октября 2017 в 16:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД