Ирина Пешкова
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством знакомства с объектами живой природы
▼ Скачать + Заказать документы
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему, такую как загрязнение окружающей среды, гибель животных и растений, исчезновение с лица земли некоторых видов животных и т. д. Если люди в ближайшее время не начнут бережно относится к природе, то произойдёт непоправимое, они погубят нашу планету и себя. Поэтому необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность людей.
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством знакомства с объектами живой природы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитание человека как экологически направленной личности -труднейшая задача, но решать её необходимо без промедления. Особое место в решении должно занять дошкольное детство. Огромный интерес ребёнка к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослым делает этот период в жизни человека основополагающим для экологического воспитания, которое следует рассматривать как новое направление в дошкольной педагогике.
Усугубление экологической проблемы в стране обостряет необходимость интенсивной просвещенской работы по формированию у населения экологического сознания культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду- первом звене системе непрерывного образования.
Решать задачу воспитания бережного и заботливого отношения к живым объектам природы можно разным способами. На наш взгляд, не последнее место можно отвести ознакомлению с птицами. Но возникает противоречие: птицы очень распространённые объекты для наблюдения живой природы, но они пугливы, невозможен близкий контакт, не богат видовой состав птиц, прилетающий на участок.
В связи с этим встаёт проблема в том, что в природе существует огромная армия птиц, но процесс ознакомления с ними затруднён. Как же сделать ознакомление с птицами на участке детского сада эффективным в воспитании бережного и заботливого отношения к живым объектам природы? Отсутствие у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о птицах зимой.
В холодное время года зимующим птицам очень тяжело найти себе корм. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Из-за нехватки корма в зимний период голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают и погибают. А вот сытой птице и мороз не страшен. И только люди могут помочь птицам. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.
В ходе проекта «Зимующие птицы» дети больше узнают о птицах, выясняют, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.
Цель исследования: изучить процесс экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством наблюдения за птицами на участке детского сада.
Объект исследования : экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: объекты живой природы, как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста будет проходить успешнее если:
- проводить работу с дошкольниками планомерно и систематически;
- создать педагогические условия в ДОУ для проведения экологического просвещения детей и родителей;
- формировать у детей знания об объектах живой природы с использованием наблюдений, фольклорных праздников, подвижных и дидактических игр.
задачи исследования:
Рассмотреть цели и задачи экологического воспитания младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Изучить организацию педагогического процесса экологического воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Изучить особенности образования у младших дошкольников интереса и положительного отношения к природе, посредством знакомства с птицами.
Провести экспериментальное исследование по формированию экологических знаний у младших дошкольников посредством знакомства с птицами.
Пополнить предметно - развивающую среду по теме проекта;
Расширить кругозор детей о зимующих птицах;
Развивать и обогащать словарь детей посредством игровой деятельности существительными (птицы, снегирь, синичка, воробей, сорока, ворона, дятел, прилагательными (пернатые, зимующие).
Формировать представления о характерных особенностях птиц (внешний вид, строение тела, действия).
Учить детей узнавать в игрушках и картинках птиц.
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Воспитывать доброе отношение к птицам.
План работы над проектом:
1 этап – подготовительный этап
Выявление цели, задачи. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме. Подборка иллюстраций и фотографий по теме «Птицы».
2 этап – основной этап
Образовательные области - виды деятельности.
Физическое развитие. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Птички в гнёздышках», «Собака и воробьи».
Социально-коммуникативное развитие. Постройка кормушки для птиц (мелкий строитель). Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Меню птиц».
Познавательное развитие. Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание игрушек птиц. ММ-презентация для детей «Зимующие птицы». Д/и «Назови птицу», «Кто как кричит», «Какой птицы не стало?», «Какие бывают птицы». Сравнение строения человека со строением птицы. Постройка кормушки для птиц (мелкий строитель).