МААМ-картинки

Экологическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора

Ольга Глазкова
Экологическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора

Экологическое воспитание и образование всего населения (от маленьких детей до взрослых, проходящих повышение квалификации) - это необходимость нашего времени: детей и взрослым надо раскрывать суть биосферных процессов, показывать связь человека с природой, его зависимость от неё, раскрывать законы природы, её гармонию и красоту, возможность её самоорганизации и самовосстановления лишь при ограниченном вмешательстве человека, развивать трепетное отношение к уникальности и многообразию форм жизни на Земле.

Публикация «Экологическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора» размещена в разделах

В чём же заключается экологическое воспитание детей дошкольного возраста?

Практика исследования последних десятилетий показали: при целенаправленном и систематическом воспитании детей в детском саду или в семье у них можно сформировать начала экологической культуры, суть которых заключается в правильном отношении к природе ближайшего окружения, т. е к природе, входящей в пространство их жизнедеятельности. Это отношение строится на эмоционально-чувственном восприятии явлений природы, усвоении ими элементарных экологических знаний и непосредственном практическом взаимодействии с растениями и животными.

Каким же образом экологическое воспитание дошкольников может опираться на народное творчество? Народное творчество отражает мысли, чаяния и устремления народа, образ его жизни и самосознание. В её основе лежит стихийная самоорганизация взрослых, взаимодействующих с детьми, их взаимный интерес и привязанность как результат коллективного творческого вклада многих поколения в культуру. Педагогическая культура человечества, как отмечает ведущий отечественный специалист в области этнопедагогики Г. Н. Волков, возникла как практика, как искусство воспитания - она древнее педагогической науки.

В народном творчестве отчётливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее.

Это же отмечают исследователи русской ментальности – психологи, историки. Так, В. О. Ключевский, анализируя национальные черты русских, большое значение придавал географическому фактору – он считал, что важнейшее влияние на национальный характер оказала природа России. Непроходимые леса, топи, болота представляли собой большую опасность, а также трудность с точки зрения их освоения, требовали неустанной борьбы, терпения в преодолении многочисленных лишений, что и наложило отпечаток на русский характер. Ключевский подчё ркивал: каждая местность, в которую попадали ниши предки, задавала им трудные хозяйственные загадки. Надо было внимательно осмотреться в этих условиях, что может дать наибольшую прибыль.

Исследований о том, отмечает Г. Н. Волков, как народ использовал природные явления в воспитании подрастающего поколения, нет, однако они насыщают живую ткань народного творчества, например: «Солнце… Сколько о нём у всех народов песен, загадок, пословиц, сказок! Сколько с ним связано обычаев и обрядов! Человек использовал его и в умственном, и в нравственном, и в эстетическом воспитании не говоря уже о трудовом и физическом.»

Исследуя сущность и содержание народной педагогики, Г. Н. Волков отмечает: это прежде всего педагогика труда и трудового воспитания. «В народе известны одержимые мастера – ремесленники, умельцы, сказочники. А рядом с ними жили и одержимые педагоги из народа. Их легче всего найти среди первых : народной педагогике присуще воспитание делом, в деле; способными воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные какому - то конкретному виду деятельности». Именно поэтому воспитание детей осуществляется незаметно, как бы между делом,

В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее.

Это же отмечают исследователи русской ментальности — психологи, историки. Так, В. О. Ключевский, анализируя национальные черты русских, большое значение придавал географическому фактору — он считал, что важнейшее влияние на национальный характер оказала природа России. Непроходимые леса, топи, болота представляли собой большую опасность, а также трудность с точки зрения их освоения, требовали неустанной борьбы, терпения в преодолении многочисленных лишений, что и наложило отпечаток на русский характер. Ключевский подчеркивал: каждая местность, в которую попадали наши предки, задавала им трудные хозяйственные загадки. Надо было внимательно осмотреться, изучить местность, понять, как жить в этих условиях, что может дать наибольшую прибыль.

Это же отмечает и Г. В. Лунина. На русский национальный характер, в том числе на присущие русскому человеку терпение и милосердие, повлияли объективные причины: суровые природно-климатические условия, бесконечные войны, чужеземное иго, революционные события. Так русский человек научился сохранять величие духа в несчастьях и самообладание. Терпение расценивалось другими народами как модель поведения, терпение для русских — это национальная ценность, «без которой нет личности, нет статуса человека, нет самоуважения и уважения к нему со стороны окружающих».

Исследований о том, отмечает Г. Н. Волков, как народ использовал природные явления в воспитании подрастающего поколения, нет, однако они насыщают живую ткань народного творчества, например: «Солнце. Сколько о нем у всех народов песен, загадок, пословиц, сказок! Сколько с ним связано обычаев и обрядов! Человек использовал его и в умственном, и в нравственном, и в эстетическом воспитании, не говоря уже о трудовом и физическом».

Исследуя сущность и содержание народной педагогики, ГН. Волков отмечает:

это прежде всего педагогика труда и трудового воспитания. В народе известны одержимые мастера-ремесленники, умельцы, певцы, сказочники. Рядом с ними жили и одержимые в буквальном смысле педагоги из народа. Их легче всего найти среди первых : народной педагогике присуще воспитание делом, в деле; способными воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности. Именно поэтому воспитание детей осуществляется незаметно, как бы между делом.

Интересно отметить особенности эстетического воспитания. В народной педагогике, подчеркивает Волков, суждений о красоте почти нет. Народ пел красивые песни, создавал красивые орудия труда, предметы быта и одежду, красотой отличались и народные праздники. Чувство прекрасного возникало от общения с природой, ее созерцания и отражалось в трудовой деятельности. Красоту народ ценил в деле, в действии, в деятельности. Слов о ней было мало: ее надо было понимать и чувствовать.

Этническое, как отмечает Волков, до сих пор более всего устойчиво именно в сфере эстетики: «прекрасное в представлении народов сохраняет своеобразие, проникая во все области их жизни, труда и ума; прекрасное — не самоцель, но неотъемлемая часть жизни народа».

Что же относится к средствам народной педагогики и что может быть использовано в экологическом воспитании?

К эффективным средствам воспитания следует отнести устное народное творчество, песни и пляски, красоту быта, одежды, труда, игр и досуга.

Например, пословицы — это «цвет народного ума», «это не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра» (В. И. Даль). В пословице заключена народная оценка

отражены наблюдения народного ума. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.

Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа — это сила, с которой надо считаться.

Ценность народной педагогики отмечают разные исследователи. Например, Г. В. Лунина подчеркивает: народная педагогика — это прежде всего педагогика семейная. «Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осуществлялась раньше преимущественно в семьях. т. е. то, чему учили и как учили подрастающего в семье человека». Она считает, что наиболее полно народная педагогика воплотилась в устном народном творчестве (сказки, пословицы и поговорки, загадки, потешки, в обычаях и об- рядах (крестины, свадьба, новоселье, календарные праздники).

В народной педагогике существовали специальные приемы воспитания в детях оптимизма и жизнерадостности — таких качеств личности, которые помогают выжить в трудных условиях, не терять веры в себя, верить в лучшее, стремиться к нему. «С древних времен, — пишет Лунина, — оптимизм рассматривается как плодотворная основа поведения человека. Философы прошлого. подчеркивали, что жизнелюбие стимулирует творческие деятельные силы личности, направленные на активное приближение действительности к идеалу добра, справедливости, гармонии с окружающим миром и самим собой.

Хоровод — одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Хоровод подчинен ритму и гармонии, что дает каждому удовольствие и радость; он объединяет в единую замкнутую цепочку всех участников праздника, обеспечивая со-действие, сорадование не только друг с другом, но и с природой.

Народная педагогика — это совокупность семейно-общественных традиций, содержанием которых является культ дитяти, добра молодца, красной девицы, культ труда и праздника, культ терпения и сочувствия. Значимой чертой русской народной педагогики является оптимизм и жизнерадостность, которые побуждают к воспитанию в детях качеств, помогающих человеку выжить в трудных условиях, верить в лучшее, стремиться к нему. Именно это имеет принципиальное значение для экологического воспитания.

Сложившаяся в настоящее время система экологического воспитания охватывает все стороны педагогического процесса — содержание, методы, технологии, управление. Практика многих дошкольных учреждений демонстрирует возможность успешной реализации этой системы. Взаимосвязь и стабильность всех компонентов системы — оптимальное условие формирования у детей начал экологической культуры.

Целостность и стабильность системы не исключают вариативных подходов в ее использовании. Наиболее подвижным, изменяемым компонентом системы является технология, понимаемая как совокупность спланированных на весь учебный год взаимосвязанных мероприятий, т. е. различных форм познания детьми той или другой возрастной группы природы и взаимодействия с ней. Технология, реализующая в обязательном порядке программную цель экологического воспитания, создает условия для творчества воспитателя :

именно она позволяет учитывать социальные и природные условия дошкольного учреждения, особенности детей, в том числе психологические, профессиональную направленность воспитателя.

Одним из вариантов методического обеспечения программы Юный эколог» является технология, сочетающая в себе традиционные мероприятия по ознакомлению детей с природой (циклы наблюдений и занятий, создание и поддержание условий жизни для обитателей уголка природы и др., с различными формами, сложившимися в русской народной педагогике.

Наряду с обогащенной эколого-развивающей средой, представленной групповыми уголками природы, комнатой природы, озелененными помещениями и территорией учреждения, необходимо создать предметную этносреду, которая включает этномузей русской культуры, предметы народного искусства, костюмы, детский фольклор и народную игрушку Предметы и обстановка этносреды позволяют связать фольклорное содержание с эколого-педагогическим процессом во всех возрастных группах.

предлагаемая мною технология работы с детьми 2—4 лет насыщена потешками, колыбельными песнями, частушками, сказками, фольклорно—игровыми занятиями, содержание которых отвечает задачам экологического воспитания. Органично включенные в режимные моменты (питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры, эти фольклорные формы вызывают эмоциональный отклик у детей, создают радостное настроение.

Публикации по теме:

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.

Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора Реализация регионального компонента в образовательной деятельности старшей группы №1 «Сказка» общеразвивающей направленности на 2015 –.

Фотоотчёт «Экологическое воспитание детей в группе раннего возраста»Фотоотчёт «Экологическое воспитание детей в группе раннего возраста» «Мы научились летать по небу, как птицы. Плавать под водой, как рыбы. Осталось научиться жить на земле, как люди» - Бернард Шоу. За долгие.

Конcультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников с использованием фольклора» Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков,.

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Цель: Развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художественному слову. Задачи: 1. Развивать речевой.

Экологическое воспитание детей средствами фольклора Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей – средствами фольклора» Воспитатель:Сустайкина Е. Л Человечество стоит перед лицом экологической.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы (фольклорная сказка «Теремок» и ее литературные обработки)[/h3].

Экологическое воспитание учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности Экологическое воспитание учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности Ратушная Наталья Юрьевна, заведующая краеведческо-экскурсионным.

Экологическое воспитание в ДОУ в группах раннего возраста В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у младших дошкольников можно сформировать начала экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора
Опубликовано: 9 мая 2018 в 08:19
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД