Карлышева Ольга Александровна
«Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В период дошкольного детства у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде.
Для того чтобы в детском сознании возник интерес к миру животных и растений, закрепилось чувство сострадания к живой природе необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.
Публикация «„Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
Экологическое воспитание в ДОУ можно рассматривать и как нравственное
воспитание (воспитание стремления защищать и беречь природу). При
формировании гуманного отношения к природе, необходимо чтобы ребенок
понимал взаимосвязь человека и природы (то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку). Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) показывается на примере сделанных своими руками кормушек и скворечников для птиц, разрушенных муравейников. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней. Для
формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения с живой природой. Именно с этой целью, а так же для организации систематических наблюдений в природе, на территории нашего детского сада создана экологическая тропа, выполняющая познавательную, развивающую, оздоровительную и эстетическую функции. В качестве объектов экологической тропы выбраны различные виды деревьев, кустарников, трав (в том числе и лекарственных, муравейники, птичьи гнезда, клумбы, места регулярного скопления насекомых «Жужжащий луг». Кроме того, объекты экологической тропы дают
большие возможности для эмоционального и сенсорного развития (чувства
сострадания и сопереживания определяют отношение детей к природе,
выражающееся в готовности помочь попавшим в беду животным или
растениям,систематических наблюдений, проведения экологических праздников и народных забав.
Воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий
экологического воспитания дошкольников, поэтому активное гуманное отношение к природе должно поддерживаться и укрепляться, а создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей - радость от выполненной работы (например, выращенный самостоятельно овощ, расцветший цветок, вылеченный
птенец) способствует дальнейшему развитию у дошкольников чувств сострадания и сопереживания. Во время прогулок по экологической тропе необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить их наблюдать за состоянием растений и поведением птиц, животных и насекомых, способствовать тому, чтобы дети получали удовольствие от увиденного ими.
Помимо экологической тропы, для проведения наблюдений во всех возрастных группах нашего детского сада широко используются «Центры природы» - это прекрасное место для организации наблюдений в группе. На примере комнатных растений показываются связи живых организмов с окружающей средой, выясняется, как тот или иной организм приспособлен к среде обитания, какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений. Так же в группах созданы центры экспериментирования - своеобразные лаборатории, в которых дети проводят исследования, наблюдения и опыты. Всё оборудование находится в доступном для детей месте, красочно и интересно оформлено, вызывая тем самым желание заниматься экспериментированием.
К проведению непосредственной образовательной деятельности и других
мероприятий по экологическому воспитанию помимо воспитателей групп
привлекаются так же другие специалисты: психологи, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования и логопеды. На интегрированных занятиях воспитатель дает детям экологический материал, педагог - психолог показывает, что нужно внимательно относиться не только к природе, но и друг к другу (психологические игры на эмпатию). Логопед развивает память, внимание, речь.
Педагог дополнительного образования (ИЗО) закрепляет полученные знания в практической деятельности детей, развивает усидчивость, аккуратность выполнения работ, эстетический вкус. Музыкальный руководитель принимает участие в подготовке экологических праздников, приобщая тем самым детей к народной культуре. Дидактические игры, центры экспериментирования и природы, посещение экологической тропы, театрализованная деятельность, а так же комплексная работа всех специалистов и воспитателей развивает у детей психические, эмоциональные и познавательные процессы, что так же положительно сказывается на эффективности подготовки детей к школе. А главное, мы пытаемся подвести детей к пониманию того, что мы все в ответе за природу на Земле, и в силах каждого из нас приумножить и сохранить её красоту.
Литература
1. Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Издательство
«Учитель» 2007
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М. ,
Академия 2005
3. Серебрякова Т. А. Экологическое образование дошкольников - М. ,2006