Гульсина Юсупова
«Патриоты нашей Родины». Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Казенное учреждение ХМАО-Югры
Урайский специализированный Дом ребенка
Конспект
«Экологическое воспитание – наше будущее поколение страны, патриоты нашей родины»
Подготовила: воспитатель
группы № 1 «Медвежата»
Юсупова Гульсина Талгатовна
Город Урай 2014год
Воспитать достойного гражданина планеты – задача каждого!
Публикация «„Патриоты нашей Родины“, Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, природа могучий древний источник познания и воспитания человечества.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться с самого раннего детства, чтобы познавать и оберегать, любить природу, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной частью мира.
Ребёнка с самого рождения окружает живой мир природы, формирование начал экологической культуры можно рассматривать как становление у детей осознанно – правильного отношения непосредственно к самой природе, во всём её многообразии, к людям, охраняющим и изучающим её, создающим на основе её богатств материальные и духовные ценности. Это также отношение к самому себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Экологическое воспитание детей имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности. Большинство учёных сходятся во мнении, что охрану природы и природных ресурсов следует направить на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь с причинами социального характера. В арсенал средств её решения должно входить экологическое воспитание и обучение подрастающего поколения. Сущность его заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в её мир, в её ничем не заменимую ценность и красоту, понимания, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле, диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.
Многие исследования показали, что большинство людей усваивают те или
иные убеждения с детства, до того как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, к девяти годам и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно.
Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает определённое содержание, методы и формы работы, а также создание определённых условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами, педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экология» : что за ним стоит, изучение взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.
Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.
Самым подходящим является раздел аутэкологии - дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада, домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций - в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Воспитатель ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками : что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями, понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания. Оно обусловлено тем, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма (живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего, потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни.
Следующее важное понятие – адаптация организма к среде обитания - по существу является расшифровкой предыдущего: оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит эта взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных доступны восприятию дошкольника, поэтому знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятным. Внешние проявления функционирования (у животных это пове-дение) также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему. Поведение животных целиком соответствует особенностям его строения, оно демонстрирует, что можно делать внешними органами (частями тела) в таких условиях. Маленького ребенка также привлекает динамичность поведения животных: быстрая смена образов легко сосредотачивает на себе его еще неустойчивое внимание и восприятие, дает «пищу» для размышлений.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать, но прежде мы сами должны научиться любить её. «рыбе –вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» так говорил русский писатель М. М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизм, любовь, привязанность к Родине. А именно: человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными по-требностями, но, в отличие от других организмов, эти связи достигли таких масштабов и форм, что это может привести к практически полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества, что поставило бы человечество на грань эко-логической катастрофы.
Человек, благодаря данному ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные» условия среды, быть независимым от ее физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений и т. п. Поэтому человек, прежде всего, отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т. е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и ду-ховного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно. оставляет после себя пустыню». Экологическое воспитание дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое сочетание эмоциональных и действенных компонентов и составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической
чистоте окружающей среды, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через экологическое воспитание и образование людей, начиная с дошкольного учреждения и заканчивая вузом. Поэтому важно с ран-него детства научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры.