Папки-передвижки

Экономические игры для детей старшего дошкольного возраста

Вероника Смолянинова
Экономические игры для детей старшего дошкольного возраста

«Экономические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Еще совсем недавно слово «экономика» не употреблялось в работе с дошкольниками. Педагогический процесс строился на игре, сказке, и, казалось, они не могут соседствовать с практичным, иногда жестоким словом «экономика». А отсюда была установка: в дошкольном возрасте рано ставить какие бы то ни было экономические задачи.

Публикация «Экономические игры для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Это неверный подход. Опыт показывает: многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не развивать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей — небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам. А нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке — веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит — строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Чтобы заинтересовать детей столь серьезной и сложной темой, как экономика, я поставила следующие задачи:

• Дать понятие, что такое экономика.

• Раскрыть роль экономики в жизни людей.

• Показать, что человеку нужны определенные условия и средства существования.

• Познакомить детей с экономической деятельностью.

• Сформировать представление об экономических ресурсах и экономическом продукте.

• Показать личную связь ребенка с экономикой.

Занятия по экономике можно проводить в различных формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины. Прежде всего, необходимо создать в группе развивающую предметно-пространственную среду — то пространство, в котором ребенок живет и развивается. На видном месте, расположили карточки с экономическими понятиями, положили экономическую карту, по которой дети любят путешествовать. Здесь же стоят куклы — гном Эконом и царица Экономики. Эти сказочные персонажи помогают детям усвоить новые сложные понятия («потребности», «ресурсы», «товар» и т. д.).

Кроме задач, детям предлагается много интересных и познавательных заданий: ребусы, головоломки, проблемные ситуации, загадки на темы экономики. При изучении новых тем и при закреплении старых мы активно используем элементы теории решения изобретательских задач: дети определяют различные потребности человека, животных, растений, используя морфологические таблицы, фантастические гипотезы, игры «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Верно-неверно».

Особенно любимы детьми «практические занятия». Например, во время экскурсии в магазин дети увидели, что у каждого продавца есть свое рабочее место, инструменты и оборудование. Отметили, как оформлены витрины, рассмотрели ассортимент товаров с ценниками, проследили за процессом купли-продажи, а затем, конечно, с разрешения родителей, сделали свои первые покупки.

Очень интересуют ребят и рекламные игры. Они наперебой рекламируют лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущества. Даже когда в качестве «объекта» были предлагаются бывшие в употреблении, имеющие не очень привлекательный вид игрушки, дети придумывают рекламу о том, как по-другому можно их использовать в деле.

Путешествие моих воспитанников в сложный мир экономики только начинается. Но уже сейчас, наблюдая за их играми, я могу сказать, что наше «досрочное» знакомство с экономикой не проходит впустую. Дети узнали о новых профессиях, могут рассказать о них; у ребят обогатился словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью. Появились здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязь понятий «труд — деньги»; понимание факта купли-продажи: не все можно купить сразу. Дети учатся честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша, начинают бережнее относиться к игрушкам и учебному материалу.

Предлагаю вашему вниманию

Игру-занятие «В гостях у семьи Экономистов»

Цель. Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией. Воспитать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Материал. Модель «Семейный бюджет» (СБ, карточки с изображениями членов семьи и результатов их труда, деньги.

Содержание

1. Гном Эконом приглашает детей познакомиться с семьей Экономистов, узнать об их занятиях, особенностях работы. Папа Экономист рассказывает детям, что он трудится в фирме «Строитель» и за свой труд получает зарплату. (На модель круга кладется соответствующая карточка.) Мама Экономистка тоже работает и тоже получает зарплату. (Кладется карточка.)

Зарплата — это деньги, получаемые за работу. Зарплата — это оплата труда за месяц или за неделю, или за день.

Вопросы к детям:

• Кто получает зарплату? (Папа, мама.)

• За что они получают зарплату? (За свой труд.)

В семье есть дедушка Экономист и бабушка Экономистка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. (Кладутся соответствующие карточки.) Пенсия — это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике и других предприятиях.

Сестра и брат — Экономята. Сестра учится и за свой труд (учеба — тоже труд) получает стипендию. Стипендия — это тоже деньги. Это плата за учебу. (Кладется карточка.) Брат ходит в детский сад, он не получает никаких Денег. (Кладется пустая карточка.) Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие.

(«Кошелек» постепенно заполняется карточками, и Дети наглядно видят составляющие бюджета семьи Экономистов.)

В процессе обсуждения ребята подходят к понимании того, что бюджет семьи — это заработная плата (основной источник семейного бюджета) плюс пенсия и стипендия Деньги получают за труд. Просто так деньги никому HI дают.

2. Дети самостоятельно определяют доход семьи Экономистов.

Папа Экономист получил 10 монет, мама — 5, бабушкина и дедушкина пенсии — 3 монеты.

Сколько денег заработали члены семьи?

3. Предлагается пословица «Каков работник, такова и оплата».

Почему так говорят?

Игра «ХОЧУ И НАДО»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п. ; игровое поле.

Игра «ГДЕ ПРИГОДИТСЯ»

Цель: уточнить использование данного продукта.

Правила: соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся.

Материал: слева на карте изображены растения, справа — готовые блюда.

Слева: яблоко, земляника, огурец, рис, морковь

Справа: гречневая крупа, плов, салат, каша, варенье, повидло, сок.

Игра «КТО ЧТО ПРОИЗВОДИТ»

Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.

Правила: соединить стрелочкой, кто что производит.

Материал: изображения готовой продукции, людей разных профессий; карандаш.

Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, Художник за мольбертом, Портной за швейной машиной.

Игра «КОМУ ЧТО НУЖНО»

Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.

Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.

Материал: карточки с изображениями людей разных профессий и орудий труда.

Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач.

швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля.

Игра «КУПИ ДРУГУ ПОДАРОК»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

Игра «КОПИЛКА»

Цель: дать понятие о накоплении денежных средств.

Правила: выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки — 5 рублей, для второй — 10.

Публикации по теме:

Дидактические игры с рисунками для детей старшего дошкольного возраста. Цель: -развивать творческие способности; -формировать коммуникативные возможности ребёнка; -развивать воображение, совершенствовать навыки.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка содержит игры природоведческого содержания для детей старшего дошкольного возраста. Экологическое отношение.

Речевые игры для детей старшего дошкольного возрастаРечевые игры для детей старшего дошкольного возраста Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы). Игра «Раздели на группы». Цель: развитие словарного запаса, составление.

Речевые игры для детей старшего дошкольного возрастаРечевые игры для детей старшего дошкольного возраста Роль игр в развитии речи детей нельзя переоценить. Предлагаю Вашему вниманию игры, разработанные и изготовленные мной для организации работы.

Конспект коммуникативной игры «Мы вместе» для детей старшего дошкольного возраста Коммуникативная игра «Мы вместе!» - Тематическое направление – «коммуникативные игры» - игры, направленные на развитие коммуникативных.

Словесные игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста Методика проведения словесных игр. Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная.

Сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста Для того, чтобы научить ребёнка играть в сюжетные игры пришлось потрудиться. Получился целый проект. Как оказалось, дети останавливаются.

Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста 1Лото «Парочки» Цель: развивать внимание, память. Оборудование: карточки с изображением овощей, фруктов, ягод, грибов, разрезные картинки.

Игры зимой для детей старшего дошкольного возраста Игры зимой для детей старшего дошкольного возраста Несмотря на то, что зимой на улице вьюги, сугробы и морозы, малыши и взрослые с нетерпением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экономические игры для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 15:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД