«Экскурсия в картинную галерею». Творческое рассказывание по картине посредством составления метафор с помощью ТРИЗ и РТВ

Елена Подвиженко
«Экскурсия в картинную галерею». Творческое рассказывание по картине посредством составления метафор с помощью ТРИЗ и РТВ

Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картине «Осень в городе».

Задачи: Формирование умения внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием; формирование умения составлять развёрнутый последовательный рассказ по картине; развитие грамстроя речи через согласование слов в предложении;

упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, составлять метафоры; умение составлять кроссворды и загадки с опорой на алгоритм;

развитие внимания, памяти; воспитание умения внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его.

Оборудование: картина А. Лейманиса «От осени к зиме»; алгоритмы к составлению загадок; листы с заданием для 3 уровня, карандаши; кроссворд «осень», чёрный маркер, символические обозначения к кроссворду; волшебная палочка, большие часы.

Словарь: моросит (дождь, багряные, лиловые листья, пёстрый ковёр,

обнажаются (деревья, надвигается (вечер).

План занятия:

1 Круг радости «Доброе утро!».

2 Игра «Скрытая картина».

3 Составление кроссворда и загадок.

Упражнение «Подзорная труба».

4 Физминутка – эмпатия «Ожившие предметы»

5 «Вхождение в картину».

Упражнение «Каим может быть? Что делает?»

6 Составление рассказа по картине.

Составление метафор.

Мозговой штурм «Почему грустит осеннее небо?».

7 Итог.

Ход занятия:

1 Круг радости «Доброе утро!»

- Доброе утро! — птицы запели.

(дети машут руками)

Добрые люди встали с постели.

(показывают, как просыпаются, потягиваются)

Солнце вошло и идет по делам!

(разводят в стороны руки)

- Доброе утро, люди, всем вам!

(машут руками друг другу)

2 Игра «Скрытая картина».

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в картинную галарею. Что такое картинная галерея? (Это выставка картин). По одной из них мы составим рассказ. заходят в «выставочный зал», рассматривают карины.

- А вот по этой картине должны были составить описательный рассказ. (Показывает картину. Дети видят только часть картины, на которой видно только небо, макушки деревьев, остальное всё белое.)

- Как же мы теперь будем работать? Зима торопится прийти и закрыла почти всю картину своим белым снежным покрывалом. А вы можете догадаться, что нарисовано на картине? (Воспитатель убирает часть белого с картины и находит задания Зимы. «Я открою вам картину, если вы составите кроссворд и сочините загадки.»)

- Ну, что, ребята, согласимся с условиями Зимы? (открывает всю картину)

- Какое время года изобтажено? (Осень)

- Вот почему Зима нам мешает, она хочет, круглый год одна властвовать.

3 Составление кроссворда и загадок.

- Что ж, приступим к выполнению заданий. (2 ур: детям воспитатель даёт карточки с алгоритмом для составления загадок о деревьях и листьях.3 ур: задание без опоры на алгоритм составить загадки о дожде и ветре. По аналогии с синквейном.)

- 1 ур: С остальными составляют кроссворд. За основу взяли слово «осень».)

- Ребята, предлагаю вам отгадать загадку. Отгадку мы возьмём за ключевое слово в кроссворде.

Пришла без красок и без кисти,

И перекрасила все листья.

(Осень)

- Ребята, я предлагаю вам составитиь кроссворд с этим словом для ребят второй подгруппы.

Упражнение «Подзорная труба»

- А чтобы составить кроссворд, вооружитесь подзорными трубами, выделите все объекты на кртине. Из них назовите те, в которых есть буквы «о», «с», «е», «н».

(Дети называют слова н-р: дом, лист, дерево, небо.)

- Теперь их нужно зашифровать. Что такое дом? (Здание, в котором живут люди.)

- Помещаем это слово под цифрой 1.

- Что такое листва? (Манетки, растущие на дереве. Или один из органов дерева.).

- Что такое дерево? (Высокое растение с твёрдым стволом).

- Что такое небо? (Голубое пространство над землёй).

- Теперь пора услышать загадки.

Примерные варианты загадок:

О листьях: Бывают зелёными, как лягушка, бывают жёлтыми, как солнце, бывают красными, как помидор. Бывают круглые, как монетки. Осенью летят, падают на землю и исчезают.

О дереве: Стоит на одной ноге, но не гриб. Летом носит зелёное платье, осенью жёлтое и красное надевает. К зиме совсем раздевается. Его любят птицы.

О ветре: Он и сильный, он и лёгкий. Бывает шквалистый, порывистый, холодный и тёплый. Он деревья качает, с них листья срывает. Воет, но не волк. Дует, но не вентилятор.

О дожде: Он бывает моросящий и сильный. Он идёт, но не человек. Поливает, но не садовник. Капает, но не слёзы. После него бывает радуга.

- Молодцы, ребята. Со всеми заданиями Зимы справились. Больше она не заметёт нашу картину.

4 Физминутка – эмпатия «Ожившие предметы».

Покажите дерево, обдуваемое лёгким ветерком. Дерево на сильном ветру. Как опадают листья с деревьев. Как сыплются листья на сильном ветру. Как кружатся листья на ветру в пёстром хороводе. Как моросит мелкий дождик. Как идёт сильный дождь. Покажите увядший цветок, который полил дождь. Как ведут себя люди, попавшие под дождь.

5 «Вхождение в картину».

- Ребята, я предлагаю вам, отправиться в путешествие по картине. Зима оставила волшебную палочку, она нам поможет.Повторяйте вместе со мной слова волшебного заклинания: «Вокруг себя ты обернись и в картине очутись (Взмахивает волшебной палочкой)

- Представьте, что это вы идёте по аллее под зонтом, что вы ощущаете? Расскажите, что вы слышите, чувствуете. (Показывает картинку с изображением волшебников Ухо, Рука (лицо, Нос, Глаз)

Варианты ответов детей:

- Я слышу, как свистит ветер. – Как сказать по-другому? = Слышится песенка ветра.

- Я слышу, как стучит дождь. – Как сказать по-другому? = Частый дождь барабанит по крышам домов.

- Я слышу как шелестят листья на ветру. – Уточните, какие листья? = Мокрые, разноцветные листья шелестят на ветру, срываются с веток и падают на землю.

- Я вижу, что идёт дождь. – Как вы догадались, что идёт дождь? (Потому, что асфальт блестит, человек идёт под зонтом.)

- Я вижу, как ветер качает ветки деревьев. – Уточните, какой ветер, какие ветки деревьев? = Лёгкий ветерок покачивает тонкие ветки деревьев.

- Я чувствую, как дождик капает на моё лицо.

- Я вдыхаю прохладный, свежий воздух. И др.

- Пора вернуться в группу. Повторяйте волшебные слова. «Вокруг себя ты обернись и в группе очутись!» (Взмахивает волшебной палочкой).

Упражнение «Каким может быть? Что делает?»

- Чтобы рассказ получился красивым, необходимо знать какими могут быть и что могут детать предметыи природные явления, изображённые на картине. В этом нам помогут другие картины из галереи. Посмотрите на них, сравните природные явления, изображённые на них и скажите:

- Каким модет быть дождь? (Холодным, тёплым, моросящим, проливным. Барабанит, стучит, льёт, поливает,хлещет.)

- Каким может быть ветер? (Порывистый, сильный, лёгкий, тёплый, холодный. Дует, воет, завывает, свистит, рвёт, срывает, качает, обдувает.)

- Какими могут быть деревья? (Тонкие,стройные, высокие, гибкие. Стоят, покачиваются, обнажаются, засыпают.)

- Какими могут быть листья? (Золотые, лиловые, багряные, мокрые, резные. Шелестят, шуршат, срываются, летят, кружатся.)

- Каким может быть воздух? (Прзрачный, чистый, свежий, бодрящий, сырой.)

- Каким может быть город? (Мокрый, задумчивый, оживлённый, спящий. Дремлет, засыпает.)

6 Составление рассказа по картине.

- Нам на помошь пришли наши друзья часы, которые, напоминают о том, что как и стрелки часов идут по кругу, так и мы будем составлять свой рассказ последовательно, двигаясь по картине по часовой стрелке. Не забывайте о правиле, что каждый рассказ имеет начало и концовку. В составлении красивого рассказа нам помогут метафоры.

- Какое время года наступило? Где происходят события?

(В городе наступила осень.) Воспитатель крепит над часами условное обозначение.

7 Составление метафор.

Тёмное небо – папа хмурый (сердитый) = небо хмурое.

Воздух прохладный - стекло прозрачное = воздух прохладный, прозрачный.

Идёт дождь – блестят серебряные нити = блестят серебряные нити дождя.

Из туч идёт дождь - Девочка льёт слёзы (плачет) = тучи льют слёзы.

Осеннее небо – мальчик грустит = грустит осеннее небо.

Мозговой штурм «Почему может грустить осеннее небо?»

Потому что закончилось лето.

Дует ветер – мальчик срывает листья с деревьев = Ветер срывает листья с деревьев.

Разноцветные листья ложатся на землю - Мама купила пёстрый ковёр. = Листья ложатся на землю пёстрым ковром.

Деревья стоят голые. – Принцесса снимает своё пышное платье. = Деревья снимают свои пышные платья.

- Как называется такое природное явление? (листопад)

Натупает вечер в городе = мальчик засыпает, лист мокрый = Наступает вечер в, засыпающем мокром, городе.

- О чём рассказывает нам картина? Как мы назовём рассказ?

«Осень в городе».

В городе наступила осень. Тёмное, хмурое небо над домами. Воздух прохладный, прозрачный и в нем блестят серебряные нити дождя (или серебряные дождинки). Холодные капли дождя стучат по крышам домов, асфальту и зонтам прохожих. Моросит мелкий дождь. Тучи льют свои холодные слёзы. Это грустит осеннее небо, потому что закончилось лето. Но двор как в солнечных лучах, потому что деревья стоят золотые. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые ложатся на землю пестрым (разноцветным) ковром. Деревья снимают свои пышные яркие платья, ветви их обнажаются. Начинается пора листопада. Листья срываются с веток, летят и кружатся в разноцветном хороводе. Вечер надвигается на засыпающий мокрый город.

- Ребята, у нас получился замечательный, очень красивый рассказ об осени. На следующем занятии мы будем его рассказывать по памяти, а сегодня наша экскурсия в картинную галерею подошла к концу.

Итог.

- Что нового узнали сегодня?

- Что особенно запомнилось, понравилось?

- Что было легко, а что вызывало затруднения?

Публикации по теме:

Перспективный план работы по формированию связной речи в старшей группе Месяц Тема занятия Лексическая тема Цель занятия Сентябрь 1. Понятие «слово». «Овощи». Продолжить знакомить детей с понятиями «слово» (О. С.

Перспективный план развития связной речи на занятиях продуктивной деятельностью № Название занятия/Задача по развитию связной речи 1 Интегрированное занятие по рисованию и развитию речи «Чебурашка»/ Развивать умение.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
«Экскурсия в картинную галерею». Творческое рассказывание по картине посредством составления метафор с помощью ТРИЗ и РТВ
Опубликовано: 15 марта 2015 в 10:15
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Международный день мира

Вопросам мира и благоденствия для всех жителей нашей прекрасной планеты посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий для воспитания миролюбивых граждан...

21 сентября. День викторин на МААМ

Интеллектуально-развлекательные игры можно проводить с детьми практически на любые темы: родной край; природа; правила дорожного движения или пожарной безопасности. Осенью актуальных тем для викторин...

Совместная творческая работа с детьми группы раннего развития «Осеннее дерево»
Экскурсия по участку, наблюдения за изменениями в природе. Наблюдение за погодой - отметить, какая погода, учить...
«Волшебное преображение». Фотоотчет о прогулке-занятии с рисованием мелками
Увлекательное занятие-прогулка с рисунками на асфальте для детей с ОНР. Тема: «Волшебное преображение». Цель: Данная прогулка создана для эмоциональной и...
Фотоотчет «Летний участок»
Этот год был не простой для всех, из-за карантина, но все же, жизнь не останавливается и мы находили возможности для оформления своего участка. Лето такое...