«Экскурсия в картинную галерею». Творческое рассказывание по картине посредством составления метафор с помощью ТРИЗ и РТВ

Елена Подвиженко
«Экскурсия в картинную галерею». Творческое рассказывание по картине посредством составления метафор с помощью ТРИЗ и РТВ

Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картине «Осень в городе».

Задачи: Формирование умения внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием; формирование умения составлять развёрнутый последовательный рассказ по картине; развитие грамстроя речи через согласование слов в предложении;

упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, составлять метафоры; умение составлять кроссворды и загадки с опорой на алгоритм;

развитие внимания, памяти; воспитание умения внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его.

Оборудование: картина А. Лейманиса «От осени к зиме»; алгоритмы к составлению загадок; листы с заданием для 3 уровня, карандаши; кроссворд «осень», чёрный маркер, символические обозначения к кроссворду; волшебная палочка, большие часы.

Словарь: моросит (дождь, багряные, лиловые листья, пёстрый ковёр,

обнажаются (деревья, надвигается (вечер).

План занятия:

1 Круг радости «Доброе утро!».

2 Игра «Скрытая картина».

3 Составление кроссворда и загадок.

Упражнение «Подзорная труба».

4 Физминутка – эмпатия «Ожившие предметы»

5 «Вхождение в картину».

Упражнение «Каим может быть? Что делает?»

6 Составление рассказа по картине.

Составление метафор.

Мозговой штурм «Почему грустит осеннее небо?».

7 Итог.

Ход занятия:

1 Круг радости «Доброе утро!»

- Доброе утро! — птицы запели.

(дети машут руками)

Добрые люди встали с постели.

(показывают, как просыпаются, потягиваются)

Солнце вошло и идет по делам!

(разводят в стороны руки)

- Доброе утро, люди, всем вам!

(машут руками друг другу)

2 Игра «Скрытая картина».

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в картинную галарею. Что такое картинная галерея? (Это выставка картин). По одной из них мы составим рассказ. заходят в «выставочный зал», рассматривают карины.

- А вот по этой картине должны были составить описательный рассказ. (Показывает картину. Дети видят только часть картины, на которой видно только небо, макушки деревьев, остальное всё белое.)

- Как же мы теперь будем работать? Зима торопится прийти и закрыла почти всю картину своим белым снежным покрывалом. А вы можете догадаться, что нарисовано на картине? (Воспитатель убирает часть белого с картины и находит задания Зимы. «Я открою вам картину, если вы составите кроссворд и сочините загадки.»)

- Ну, что, ребята, согласимся с условиями Зимы? (открывает всю картину)

- Какое время года изобтажено? (Осень)

- Вот почему Зима нам мешает, она хочет, круглый год одна властвовать.

3 Составление кроссворда и загадок.

- Что ж, приступим к выполнению заданий. (2 ур: детям воспитатель даёт карточки с алгоритмом для составления загадок о деревьях и листьях. 3 ур: задание без опоры на алгоритм составить загадки о дожде и ветре. По аналогии с синквейном.)

- 1 ур: С остальными составляют кроссворд. За основу взяли слово «осень».)

- Ребята, предлагаю вам отгадать загадку. Отгадку мы возьмём за ключевое слово в кроссворде.

Пришла без красок и без кисти,

И перекрасила все листья.

(Осень)

- Ребята, я предлагаю вам составитиь кроссворд с этим словом для ребят второй подгруппы.

Упражнение «Подзорная труба»

- А чтобы составить кроссворд, вооружитесь подзорными трубами, выделите все объекты на кртине. Из них назовите те, в которых есть буквы «о», «с», «е», «н».

(Дети называют слова н-р: дом, лист, дерево, небо.)

- Теперь их нужно зашифровать. Что такое дом? (Здание, в котором живут люди.)

- Помещаем это слово под цифрой 1.

- Что такое листва? (Манетки, растущие на дереве. Или один из органов дерева.).

- Что такое дерево? (Высокое растение с твёрдым стволом).

- Что такое небо? (Голубое пространство над землёй).

- Теперь пора услышать загадки.

Примерные варианты загадок:

О листьях: Бывают зелёными, как лягушка, бывают жёлтыми, как солнце, бывают красными, как помидор. Бывают круглые, как монетки. Осенью летят, падают на землю и исчезают.

О дереве: Стоит на одной ноге, но не гриб. Летом носит зелёное платье, осенью жёлтое и красное надевает. К зиме совсем раздевается. Его любят птицы.

О ветре: Он и сильный, он и лёгкий. Бывает шквалистый, порывистый, холодный и тёплый. Он деревья качает, с них листья срывает. Воет, но не волк. Дует, но не вентилятор.

О дожде: Он бывает моросящий и сильный. Он идёт, но не человек. Поливает, но не садовник. Капает, но не слёзы. После него бывает радуга.

- Молодцы, ребята. Со всеми заданиями Зимы справились. Больше она не заметёт нашу картину.

4 Физминутка – эмпатия «Ожившие предметы».

Покажите дерево, обдуваемое лёгким ветерком. Дерево на сильном ветру. Как опадают листья с деревьев. Как сыплются листья на сильном ветру. Как кружатся листья на ветру в пёстром хороводе. Как моросит мелкий дождик. Как идёт сильный дождь. Покажите увядший цветок, который полил дождь. Как ведут себя люди, попавшие под дождь.

5 «Вхождение в картину».

- Ребята, я предлагаю вам, отправиться в путешествие по картине. Зима оставила волшебную палочку, она нам поможет. Повторяйте вместе со мной слова волшебного заклинания: «Вокруг себя ты обернись и в картине очутись (Взмахивает волшебной палочкой)

- Представьте, что это вы идёте по аллее под зонтом, что вы ощущаете? Расскажите, что вы слышите, чувствуете. (Показывает картинку с изображением волшебников Ухо, Рука (лицо, Нос, Глаз)

Варианты ответов детей:

- Я слышу, как свистит ветер. – Как сказать по-другому? = Слышится песенка ветра.

- Я слышу, как стучит дождь. – Как сказать по-другому? = Частый дождь барабанит по крышам домов.

- Я слышу как шелестят листья на ветру. – Уточните, какие листья? = Мокрые, разноцветные листья шелестят на ветру, срываются с веток и падают на землю.

- Я вижу, что идёт дождь. – Как вы догадались, что идёт дождь? (Потому, что асфальт блестит, человек идёт под зонтом.)

- Я вижу, как ветер качает ветки деревьев. – Уточните, какой ветер, какие ветки деревьев? = Лёгкий ветерок покачивает тонкие ветки деревьев.

- Я чувствую, как дождик капает на моё лицо.

- Я вдыхаю прохладный, свежий воздух. И др.

- Пора вернуться в группу. Повторяйте волшебные слова. «Вокруг себя ты обернись и в группе очутись!» (Взмахивает волшебной палочкой).

Упражнение «Каким может быть? Что делает?»

- Чтобы рассказ получился красивым, необходимо знать какими могут быть и что могут детать предметыи природные явления, изображённые на картине. В этом нам помогут другие картины из галереи. Посмотрите на них, сравните природные явления, изображённые на них и скажите:

- Каким модет быть дождь? (Холодным, тёплым, моросящим, проливным. Барабанит, стучит, льёт, поливает,хлещет.)

- Каким может быть ветер? (Порывистый, сильный, лёгкий, тёплый, холодный. Дует, воет, завывает, свистит, рвёт, срывает, качает, обдувает.)

- Какими могут быть деревья? (Тонкие,стройные, высокие, гибкие. Стоят, покачиваются, обнажаются, засыпают.)

- Какими могут быть листья? (Золотые, лиловые, багряные, мокрые, резные. Шелестят, шуршат, срываются, летят, кружатся.)

- Каким может быть воздух? (Прзрачный, чистый, свежий, бодрящий, сырой.)

- Каким может быть город? (Мокрый, задумчивый, оживлённый, спящий. Дремлет, засыпает.)

6 Составление рассказа по картине.

- Нам на помошь пришли наши друзья часы, которые, напоминают о том, что как и стрелки часов идут по кругу, так и мы будем составлять свой рассказ последовательно, двигаясь по картине по часовой стрелке. Не забывайте о правиле, что каждый рассказ имеет начало и концовку. В составлении красивого рассказа нам помогут метафоры.

- Какое время года наступило? Где происходят события?

(В городе наступила осень.) Воспитатель крепит над часами условное обозначение.

7 Составление метафор.

Тёмное небо – папа хмурый (сердитый) = небо хмурое.

Воздух прохладный - стекло прозрачное = воздух прохладный, прозрачный.

Идёт дождь – блестят серебряные нити = блестят серебряные нити дождя.

Из туч идёт дождь - Девочка льёт слёзы (плачет) = тучи льют слёзы.

Осеннее небо – мальчик грустит = грустит осеннее небо.

Мозговой штурм «Почему может грустить осеннее небо?»

Потому что закончилось лето.

Дует ветер – мальчик срывает листья с деревьев = Ветер срывает листья с деревьев.

Разноцветные листья ложатся на землю - Мама купила пёстрый ковёр. = Листья ложатся на землю пёстрым ковром.

Деревья стоят голые. – Принцесса снимает своё пышное платье. = Деревья снимают свои пышные платья.

- Как называется такое природное явление? (листопад)

Натупает вечер в городе = мальчик засыпает, лист мокрый = Наступает вечер в, засыпающем мокром, городе.

- О чём рассказывает нам картина? Как мы назовём рассказ?

«Осень в городе».

В городе наступила осень. Тёмное, хмурое небо над домами. Воздух прохладный, прозрачный и в нем блестят серебряные нити дождя (или серебряные дождинки). Холодные капли дождя стучат по крышам домов, асфальту и зонтам прохожих. Моросит мелкий дождь. Тучи льют свои холодные слёзы. Это грустит осеннее небо, потому что закончилось лето. Но двор как в солнечных лучах, потому что деревья стоят золотые. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые ложатся на землю пестрым (разноцветным) ковром. Деревья снимают свои пышные яркие платья, ветви их обнажаются. Начинается пора листопада. Листья срываются с веток, летят и кружатся в разноцветном хороводе. Вечер надвигается на засыпающий мокрый город.

- Ребята, у нас получился замечательный, очень красивый рассказ об осени. На следующем занятии мы будем его рассказывать по памяти, а сегодня наша экскурсия в картинную галерею подошла к концу.

Итог.

- Что нового узнали сегодня?

- Что особенно запомнилось, понравилось?

- Что было легко, а что вызывало затруднения?

Публикации по теме:

Перспективный план работы по формированию связной речи в старшей группе Месяц Тема занятия Лексическая тема Цель занятия Сентябрь 1. Понятие «слово». «Овощи». Продолжить знакомить детей с понятиями «слово» (О. С.

Перспективный план развития связной речи на занятиях продуктивной деятельностью № Название занятия/Задача по развитию связной речи 1 Интегрированное занятие по рисованию и развитию речи «Чебурашка»/ Развивать умение.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
«Экскурсия в картинную галерею». Творческое рассказывание по картине посредством составления метафор с помощью ТРИЗ и РТВ
Опубликовано: 15 марта 2015 в 10:15
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буквы...
БУКВА Л Викторина "В гостях у сказки" Все ответы начинаются на букву Л. 1. Рыжая плутовка из русских народных сказок. 2. Принц, который правил...
Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за листопадом»
Цели: учить детей определять осеннее признаки ; Задачи: развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к...
Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного...