Галина Молчанова
Экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном образовании
Моя педагогическая находка: экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном образовании.
Воспитательская деятельность – это постоянное творчество, требующее интуиции, вдохновения и находчивости. В современном образовательном процессе особую значимость приобретает поиск эффективных технологий, способствующих развитию познавательных способностей детей.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном образовании» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Экспериментально-исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных методов развития дошкольников. Она полностью соответствует наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению детей, позволяя им самостоятельно познавать окружающий мир.
Ключевая задача – включение каждого ребенка в исследовательскую деятельность и обучение рациональному поиску информации. Работа строится на принципах:
* Обеспечения эмоционального благополучия
* Развития самостоятельности и ответственности
* Равенства и сотрудничества
* Уважения мнения каждого ребенка
Направления работы
Живая природа: наблюдения за растениями, насекомыми, животными
Неживая природа: изучение свойств различных материалов
Опытно-экспериментальная деятельность
Методы и приемы
Проблемные ситуации
Схематическое моделирование
Творческие задания.
Экспериментирование способствует :
* Развитию познавательной активности
* Формированию навыков планирования
* Развитию мыслительных операций
* Повышению самостоятельности
* Совершенствованию речевых навыков
Экспериментально-исследовательская деятельность – это не просто метод обучения, а путь к развитию самостоятельной, творческой личности ребенка, способной к познанию и исследованию окружающего мира.
"Картотека опытов и экспериментов для подготовительной к школе группы (6–7 лет)"
1. Опыт: «Тонет — не тонет»
Цель: Изучение свойств материалов и понятия плотности.
Материалы:
- Вода в прозрачной ёмкости
- Предметы из разных материалов (деревянная палочка, камень, пластиковая игрушка, металлическая ложка, резиновый мячик)
Ход:
1. Предложите детям предсказать, какие предметы утонут, а какие останутся на поверхности.
2. Поочерёдно опускайте предметы в воду, наблюдайте и фиксируйте результаты.
Объяснение:Предметы тонут, если их плотность больше плотности воды.
Вопросы для обсуждения:
- Почему дерево плавает, а камень тонет?
- Как сделать, чтобы металлический предмет не утонул? (Например, корабль из фольги).
2. Опыт: «Воздушный шарик-невидимка»
Цель: Доказать, что воздух занимает место.
Материалы:
- Пластиковая бутылка, воздушный шарик, миска с горячей водой.
Ход:
1. Наденьте шарик на горлышко пустой бутылки.
2. Поставьте бутылку в горячую воду. Шарик начнёт надуваться!
Объяснение: Воздух в бутылке нагревается и расширяется, заполняя шарик.
Вопросы:
- Почему шарик надулся без нас?
- Что произойдёт, если бутылку охладить?
3. Опыт: «Радуга в стакане»
Цель: Изучение плотности жидкостей.
Материалы:
- Мёд, подсолнечное масло, вода, пищевые красители, прозрачный стакан.
Ход:
1. В стакан слоями налейте:
- Мёд (нижний слой)
- Воду с красителем (средний слой)
- Масло (верхний слой).
2. Дети наблюдают чёткое разделение слоёв.
Объяснение: Жидкости разной плотности не смешиваются.
Вопросы:
- Какой слой самый тяжёлый? Почему?
- Что произойдёт, если перемешать слои?
4. Опыт: «Волшебные семена»
Цель: Наблюдение за прорастанием растений.
Материалы:
- Семена фасоли или гороха, вата, пластиковые стаканчики, вода.
Ход:
1. Дети кладут семена на влажную вату в стаканчики.
2. Ставят стаканчики на солнечный подоконник.
3. Ежедневно наблюдают и зарисовывают изменения.
Объяснение: Семенам для роста нужны вода, тепло и свет.
Вопросы:
- Почему семена набухли?
- Что будет, если убрать свет?
5. Опыт: «Магнитные чудеса»
Цель: Изучение свойств магнита.
Материалы:
- Магнит, предметы из разных материалов (дерево, пластик, железо, стекло).
Ход:
1. Дети проверяют, какие предметы притягиваются к магниту.
2. Экспериментируют : можно ли «управлять» железными предметами через бумагу или воду.
Объяснение: Магнит притягивает только металлы, содержащие железо.
Вопросы:
- Почему скрепка движется за магнитом сквозь стакан?
- Где в жизни используют магниты?
6. Опыт: «Ледяная рыбалка»
Цель:Изучение свойств льда и соли.
Материалы:
- Лёд, соль, нитки, миска с водой.
Ход:
1. Положите лёд в миску с водой.
2. Предложите детям «поймать» лёд ниткой, посыпав его солью.
Объяснение:Соль плавит лёд, нитка прилипает к поверхности.
Вопросы:
- Почему лёд тает от соли?
- Где зимой используют соль?
7. Опыт: «Тайное письмо»
Цель: Знакомство с окислительными процессами.
Материалы:
- Лимонный сок, ватная палочка, белая бумага, утюг.
Ход:
1. Дети пишут «секретное послание» соком лимона на бумаге.
2. Взрослый проглаживает лист утюгом — текст проявляется!
Объяснение: Лимонная кислота темнеет при нагревании.
Вопросы:
- Почему буквы стали видны?
- Какие ещё жидкости можно использовать?
Рекомендации для педагогов:
1. Перед экспериментом задавайте детям проблемные вопросы («Как думаете, что произойдёт?»).
2. Фиксируйте наблюдения в дневнике экспериментов (зарисовки, схемы).
3. После опыта обсуждайте результаты: «Почему так вышло? Где это встречается в жизни?».
4. Используйте простые научные термины: «плотность», «реакция», «наблюдение».
Картотека помогает развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы и делать выводы — ключевые навыки для будущих школьников!