Лучший педагог года

Экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном образовании

Галина Молчанова
Экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном образовании

Моя педагогическая находка: экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном образовании.

Воспитательская деятельность – это постоянное творчество, требующее интуиции, вдохновения и находчивости. В современном образовательном процессе особую значимость приобретает поиск эффективных технологий, способствующих развитию познавательных способностей детей.

Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном образовании» размещена в разделах

Экспериментально-исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных методов развития дошкольников. Она полностью соответствует наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению детей, позволяя им самостоятельно познавать окружающий мир.

Ключевая задача – включение каждого ребенка в исследовательскую деятельность и обучение рациональному поиску информации. Работа строится на принципах:

* Обеспечения эмоционального благополучия

* Развития самостоятельности и ответственности

* Равенства и сотрудничества

* Уважения мнения каждого ребенка

Направления работы

Живая природа: наблюдения за растениями, насекомыми, животными

Неживая природа: изучение свойств различных материалов

Опытно-экспериментальная деятельность

Методы и приемы

Проблемные ситуации

Исследовательские задачи

Схематическое моделирование

Экспериментальные игры

Творческие задания.

Экспериментирование способствует :

* Развитию познавательной активности

* Формированию навыков планирования

* Развитию мыслительных операций

* Повышению самостоятельности

* Совершенствованию речевых навыков

Экспериментально-исследовательская деятельность – это не просто метод обучения, а путь к развитию самостоятельной, творческой личности ребенка, способной к познанию и исследованию окружающего мира.

"Картотека опытов и экспериментов для подготовительной к школе группы (6–7 лет)"

1. Опыт: «Тонет — не тонет»

Цель: Изучение свойств материалов и понятия плотности.

Материалы:

- Вода в прозрачной ёмкости

- Предметы из разных материалов (деревянная палочка, камень, пластиковая игрушка, металлическая ложка, резиновый мячик)

Ход:

1. Предложите детям предсказать, какие предметы утонут, а какие останутся на поверхности.

2. Поочерёдно опускайте предметы в воду, наблюдайте и фиксируйте результаты.

Объяснение:Предметы тонут, если их плотность больше плотности воды.

Вопросы для обсуждения:

- Почему дерево плавает, а камень тонет?

- Как сделать, чтобы металлический предмет не утонул? (Например, корабль из фольги).

2. Опыт: «Воздушный шарик-невидимка»

Цель: Доказать, что воздух занимает место.

Материалы:

- Пластиковая бутылка, воздушный шарик, миска с горячей водой.

Ход:

1. Наденьте шарик на горлышко пустой бутылки.

2. Поставьте бутылку в горячую воду. Шарик начнёт надуваться!

Объяснение: Воздух в бутылке нагревается и расширяется, заполняя шарик.

Вопросы:

- Почему шарик надулся без нас?

- Что произойдёт, если бутылку охладить?

3. Опыт: «Радуга в стакане»

Цель: Изучение плотности жидкостей.

Материалы:

- Мёд, подсолнечное масло, вода, пищевые красители, прозрачный стакан.

Ход:

1. В стакан слоями налейте:

- Мёд (нижний слой)

- Воду с красителем (средний слой)

- Масло (верхний слой).

2. Дети наблюдают чёткое разделение слоёв.

Объяснение: Жидкости разной плотности не смешиваются.

Вопросы:

- Какой слой самый тяжёлый? Почему?

- Что произойдёт, если перемешать слои?

4. Опыт: «Волшебные семена»

Цель: Наблюдение за прорастанием растений.

Материалы:

- Семена фасоли или гороха, вата, пластиковые стаканчики, вода.

Ход:

1. Дети кладут семена на влажную вату в стаканчики.

2. Ставят стаканчики на солнечный подоконник.

3. Ежедневно наблюдают и зарисовывают изменения.

Объяснение: Семенам для роста нужны вода, тепло и свет.

Вопросы:

- Почему семена набухли?

- Что будет, если убрать свет?

5. Опыт: «Магнитные чудеса»

Цель: Изучение свойств магнита.

Материалы:

- Магнит, предметы из разных материалов (дерево, пластик, железо, стекло).

Ход:

1. Дети проверяют, какие предметы притягиваются к магниту.

2. Экспериментируют : можно ли «управлять» железными предметами через бумагу или воду.

Объяснение: Магнит притягивает только металлы, содержащие железо.

Вопросы:

- Почему скрепка движется за магнитом сквозь стакан?

- Где в жизни используют магниты?

6. Опыт: «Ледяная рыбалка»

Цель:Изучение свойств льда и соли.

Материалы:

- Лёд, соль, нитки, миска с водой.

Ход:

1. Положите лёд в миску с водой.

2. Предложите детям «поймать» лёд ниткой, посыпав его солью.

Объяснение:Соль плавит лёд, нитка прилипает к поверхности.

Вопросы:

- Почему лёд тает от соли?

- Где зимой используют соль?

7. Опыт: «Тайное письмо»

Цель: Знакомство с окислительными процессами.

Материалы:

- Лимонный сок, ватная палочка, белая бумага, утюг.

Ход:

1. Дети пишут «секретное послание» соком лимона на бумаге.

2. Взрослый проглаживает лист утюгом — текст проявляется!

Объяснение: Лимонная кислота темнеет при нагревании.

Вопросы:

- Почему буквы стали видны?

- Какие ещё жидкости можно использовать?

Рекомендации для педагогов:

1. Перед экспериментом задавайте детям проблемные вопросы («Как думаете, что произойдёт?»).

2. Фиксируйте наблюдения в дневнике экспериментов (зарисовки, схемы).

3. После опыта обсуждайте результаты: «Почему так вышло? Где это встречается в жизни?».

4. Используйте простые научные термины: «плотность», «реакция», «наблюдение».

Картотека помогает развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы и делать выводы — ключевые навыки для будущих школьников!

Публикации по теме:

Экспериментально-исследовательская деятельность «Секретное письмо от Деда Мороза»Экспериментально-исследовательская деятельность «Секретное письмо от Деда Мороза» Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально созданных проблемных ситуаций, развивать у детей интерес к опытно-экспериментальной.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Фотоотчет о занятии в старшей группе «Случай с Капитошкой. Экспериментально-исследовательская деятельность»Фотоотчет о занятии в старшей группе «Случай с Капитошкой. Экспериментально-исследовательская деятельность» Цель занятия: Закрепить знания детей о свойстве воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течет, замерзает, в воде одни вещества.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном образовании
Опубликовано: 15 июня 2025 в 11:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном образовании» (включая файлы) размещена пользователем Галина Молчанова (УИ 1012634) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 июля 2025 воскресенье
День торта - день сладкоежек!
Шахматные развлечения для детей!
Международный день луны
1903 г.
21 июля 2025 понедельник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных