Наталья Липеева
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работы
Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно, активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Именно ФГОС предполагают формирование интегративных качеств дошкольника, основным из которых является познавательная активность.
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе.
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, которая оказывает сильное влияние на его развитие.
В своей педагогической практике я часто сталкиваюсь с проблемой интеллектуальной пассивности детей. Исследования Н. Н. Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование. Детское экспериментирование заслуживает особого внимания среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников. Использование поисковой деятельности детей (особенно самостоятельной) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации.
Таким образом, актуальность опыта обусловлена :
- выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности ребенка;
- важностью проблемы формирования познавательной активности дошкольника для успешного обучения в школе;
- необходимостью реализации ФГОС;
- противоречием между недооцениванием и недостаточным использованием потенциала детского экспериментирования в развитии познавательной активности и необходимостью создания модели развития познавательной активности через экспериментирование.
Таким образом, идея опыта заключается в планомерном использовании экспериментирования для развития познавательной активности дошкольников.
Цель: создать модель развития познавательной активности через экспериментальную деятельность дошкольников.
Задачи:
- изучить методическую литературу по проблеме развития познавательной активности дошкольников через экспериментирование;
- проанализировать результаты диагностики уровня познавательной активности, выявить причины низкого уровня развития познавательного интереса дошкольников;
- усовершенствовать перспективное планирование экспериментальной деятельности, предметно-развивающую среду группы;
- провести итоговую диагностику на определение результативности развития познавательной активности у дошкольников через экспериментирование.
На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (МОиН России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 1 января вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.
Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, Г. И. Щукина, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер, А. Р. Лурия, Ф. А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) и т. д.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) образовательной области
познавательное развитие должны обеспечивать :
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) и т. д.
«Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н. Н. Поддьяков). Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выгодский. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Этот метод включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построении доступных выводов. Т. е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи ребёнка.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
В экспериментальной деятельности достаточно чётко представлены моменты саморазвития : преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.
При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - экспериментированию. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же или более сложные, опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними.
Теоретической базой экспериментальной работы являются исследования Н. Н. Поддьякова, автор считает в качестве основного вида ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности детей - экспериментирование. Эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» (Н. Н. Поддьяков).
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем более и полноценнее он развивается.
Исследовательская деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не определён и не конкретизирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую (исследовательскую) деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Эти два вида тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.
И мы воспитатели, и родители хотим видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными. Конечно, это во многом зависит от нас взрослых. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Воспитатель должен помочь ребёнку сформулировать вопросы, провести эксперимент, объяснить материал, который будет интересовать ребёнка, предоставить самостоятельно, найти ответ на интересующий вопрос, высказать своё мнение, обменяться идеями с другими. В процессе познавательно - исследовательской деятельности необходимо побуждать детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предложения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предложений: метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения. Можно предложить детям поразмышлять о полученных маленьких «открытиях» : свойствах и качествах объектов природы, причинах природных явлений, изменений в природе.
Экспериментальная деятельность помогает старшему дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.
Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире, ребёнок постоянно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет сделать ему выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуации.
Поэтому данный опыт работы представляет собой попытку формировать основу целостного мировидения у дошкольников через экспериментальную деятельность.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад - № 18» п. Увельский. В эксперименте приняли участие дети старшей группы.
Цель: изучить уровень познавательной активности детей 6-го года жизни.
Были поставлены задачи:
- Подобрать комплекс методик для изучения познавательной активности детей в группе детского сада.
- Провести обследование детей 6-го года жизни.
- Проанализировать и оформить результаты диагностики детей.
Для исследования были использованы следующие методики диагностирования познавательной активности :
1. Методика В. С. Юркевича «Древо желаний» и «Маленький исследователь».
2. Методика В. Л. Малашенковой «Освоение программы экологических знаний».
При отборе диагностических методик я руководствовалась в первую очередь методическими рекомендациями программы «Детство», возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Анализируя результаты диагностики освоения дошкольниками знаний по программе «Детство», я выявила, что дети старшего возраста имеют низкие показатели по экологии:
Старшая группа.
Знания об объектах живой и неживой природы: в – 20%;с – 56%; н – 24%.
Сформированность познавательного отношения к природе : в – 15%;
с – 38%; н -47% .
Подготовительная группа (начало года).
Знания об объектах живой и неживой природы: в – 34%;с – 54%; н – 12%.
Сформированность познавательного отношения к природе : в – 34%;
с – 46%; н -20% .
Из данных видно, что уровень познавательного отношения к природе заметно ниже, чем уровень освоения знаний об объектах живой и неживой природу. Считаю, что это обусловлено возрастными особенностями развития дошкольников, недостаточным опытом общения с объектами природы, а также тем, что знания, полученные детьми в готовом виде, часто быстро забываются. Поэтому я изучила уровень развития познавательной активности дошкольников, используя методику В. С. Юркевича «Древо желаний». Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно – следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Старшая группа – 15%, подготовительная группа – 30%.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Старшая группа – 25%, подготовительная группа – 40%.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их, интересует реальность услышанной когда – то сказки, легенды и т. д.
Старшая группа – 60%, подготовительная группа – 30%.
Анализ результатов диагностики позволяет отследить положительную динамику развития познавательной активности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. По моему мнению, это обусловлено использованием деятельностного подхода, суть которого заключается в организации совместной деятельности детей и взрослых, где знания не преподносятся готовыми, а вырабатываются вместе с детьми с помощью детского экспериментирования.
Итак, выявленная проблема низкого уровня развития познавательной активности дошкольников поставила меня перед необходимостью выбора эффективных средств решения данной проблемы.
Для этого я провела исследование предпочитаемого детьми вида деятельности по методике В. С. Юркевича «Маленький исследователь».
- Игровая деятельность – 25%.
- Изобразительная деятельность – 20%.
- Чтение художественной литературы – 15%.
- Экспериментальная деятельность – 40%.
Проанализировав результаты, я определила место детского экспериментирования в структуре детских предпочтений. Детское экспериментирование находится на первом месте – это свидетельствует о том, что такая деятельность очень привлекательна для детей.
Изучив результаты диагностики, методическую литературу по детскому экспериментированию и организации предметно – развивающей среды, сделала вывод, что проблема развития познавательной активности дошкольников через экспериментирование будет эффективно решаться с помощью создания определенной модели.
Разработка модели развития познавательной активности через экспериментирование предполагает, во-первых, усовершенствование планирования экспериментальной деятельности и предметно-развивающей среды, во-вторых, учет индивидуальных и возрастных особенностей по результатам диагностики уровня развития познавательной активности дошкольников. Данная модель рассчитана на развитие познавательной активности детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Модель развития познавательной активности через экспериментальную деятельность.
Объекты экспериментирования Темы экспериментирования
Вода «Вода не имеет цвета».
«Вода не имеет формы».
«Звенящая вода».
«Вырастим кристаллы».
«Что растворяется в воде».
«Твердая вода».
«Как выглядит айсберг?»
«Радуга в небе».
«Путешествие капельки».
«Очистим воду».
«Разнокалиберная флотилия».
Почва «Песочная страна».
«Цветной песок».
«Игры с песком».
«Песчаный конус».
«Сюрпризы».
«Своды и тоннели».
Воздух «Обнаружим невидимку».
«Загадочные пузырьки».
«Мыльные пузыри».
«Праздник ветра».
«Самодельный термометр».
«Водяной подсвечник».
«Как сделать ветер в помещении?»
«Взвешиваем воздух».
Свет и цвет «Когда это бывает?»
«Свет вокруг нас».
«Цветные сигналы».
«Теневой театр».
«Хочешь увидеть радугу»
«Изготовление солнечных часов».
«Солнечные зайчики играют в ловушку».
Магниты «Испытание магнита».
«Фокусы с магнитами».
Электричество «Электричество повсюду»
«Почему горит фонарик?»
Растительный мир «У кого какие детки?»
«Что любят растения?»
«Зачем деревьям корни»
«Зачем нужна вода растениям?»
«Может ли растение дышать?»
«Что выделяет растение?»
«Дышат ли рыбы?»
Животный мир «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»
«Как видят летучие мыши?»
«Зачем зайчику другая шубка?»
«Кто живет в воде?»
Объекты физики и астрономии «Центр тяжести»
«Почему летит ракета?»
Реализация модели развития познавательной активности рассчитана на два года (старшая, подготовительная группы) и осуществляется в несколько этапов.
1 этап – подготовительный.
Были разработаны конспекты экспериментов, центр экспериментирования пополнен дополнительными элементами.
2 этап – основной.
В ходе этого этапа проводились запланированные эксперименты.
3 этап – заключительный.
Итоговая диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников.
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно – следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Подготовительная группа (начало года) – 50%.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Подготовительная группа (начало года) – 30%.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их, интересует реальность услышанной когда – то сказки, легенды и т. д.
Подготовительная группа (начало года) – 15%.
Таким образом, исходя из этих данных, можно сделать вывод, что увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень познавательной активности, т. е. дети активно проявляют интерес к окружающему миру, экспериментальной деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, рассуждают, задают познавательный вопросы и т. д.
При оценке результативности опыта я использую следующие критерии.
1. Повышение уровня развития познавательной активности через увеличение количества детей, проявляющих высокую познавательную активность во всех видах деятельности.
2. Повышение качества экологического образования через формирования предпосылок к учебной деятельности (ФГОС).
3. Повышение интереса дошкольников к самостоятельной экспериментальной деятельности через увеличение количества детей с высоким уровнем знаний об объектах живой и неживой природы.
В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.
Таким образом, перспектива развития опыта заключается :
- в продолжении работы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную и проектную деятельность;
- в усовершенствовании предметно-развивающей среды с учетом ФГОС;
- активизации участия родителей в развитии познавательной активности дошкольников в рамках ФГОС.