Марина Корчемкина
Экспериментирование в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Направление «Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ»
Корчемкина Марина Юрьевна
воспитатель
МДОУ Култаевский д/с
«Колокольчик»
Пермского района
Районный конкурс "Золотое яблоко"
Тема: «Экспериментирование в изобразительной деятельности, как средство умственного и эстетического развития ребенка».
Публикация «Экспериментирование в изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Ребенок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел.
Даже рисуя, ребенок может проявлять интерес к эксперименту и исследовательской деятельности. Почему же у большинства детей с возрастом интерес к исследованиям в изобразительном творчестве пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые, покупая им многообразие готовых красок, тем самым не давая ребенку найти самому новый цвет, поэкспериментировать с краской, попробовать ее смешать.
По своим наблюдениям и анализируя диагностику, я убедилась, что дети не проявляют интерес к экспериментированию в изобразительной деятельности. Поэтому цель моей деятельности развивать познавательные способности посредством организации экспериментирования в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Формировать у детей представление об экспериментальной деятельности.
2. Расширять у дошкольников способность видеть многообразие окружающего мира.
3. Учить фиксировать схематически результаты экспериментальной деятельности.
4. Развивать любознательность, логическое мышление.
5. Воспитывать интерес к познанию через экспериментальную деятельность.
Для этого я тщательно изучила: что включает в себя понятие экспериментирование, виды экспериментирования. Проработала программу «Истоки» по разделу экспериментирование и образовательную область художественное творчество. В соответствии с ФГТ к ООП и условиям реализации составила перспективный план на год на каждую возрастную группу. Использовала следующую литературу: Т. Н. Доронова «Обучение рисованию в игре»,Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,В. Н. Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе».
Провела работу с родителями. Родители приобрели весь необходимый материал для работы с детьми. Для родителей провела открытые занятия по экспериментированию «Оранжевое настроение», «Волшебные краски», «Радуга-дуга». Провела родительские собрания на темы: «Интересные краски», «Экспериментируйте с красками дома», «Ребенок испачкался краской, значит, малыш развивается». Оформила папку передвижку для родителей «Не бойтесь экспериментировать дома». Провела индивидуальные беседы с родителями «Испачкал одежду краской не надо ругать, а нужно объяснить».
В работе использовала следующий материал для экспериментов: гуашь и акварель основных цветов, палитра, цветная и белая бумага, кисти разных размеров, готовые схемы, картины,, пальчиковую гимнастику, демонстрационный материал.
Изготовила картотеку схем по экспериментированию с цветом на все возрастные группы.
Методы и приемы в работе. Решая поставленные задачи, с детьми проводила эксперименты: в младшем возрасте - по показу взрослого, когда воспитатель смешивает два цвета краски, а дети следят за ходом работы. Затем они самостоятельно повторяют весь ход работы под руководством педагога.
Схемы по итогам экспериментирования зарисовывает педагог.
В старших группах дети, имея знания и навыки по смешиванию красок, самостоятельно выполняют сам процесс смешивания без показа. Дети самостоятельно рисуют схемы эксперимента, выдвигают гипотезы, делают выводы.
Проблемные ситуации, возникающие в повседневной жизни (как нарисовать апельсин, закат, лужайку, тучи, расцветку животных, овощи, когда у нас только 6 цветов красок) служили поводом для проведения выдвигающихся гипотез эксперимента.
Наблюдения на прогулке (смешивание снега с грязью, рассматривание неба, осенних деревьев, лужайки, цветов на клумбах и т. д., способствовали обогащению представлений детей о разнообразии красок окружающего мира.
Также при рассматривании картин и иллюстраций мы обращали внимание на цветовую гамму самих произведений, сочетание красок и переходы от одного цвета к другому (одного оттенка к другому).
При чтении художественной литературы, обращали внимание на то, как автор описывает цвета природы (лазуревые облака, золотая осень, голубизну моря или сердитость – темные (холодные) цвета моря).
Загадывание загадок, способствовало развитию представлений о «цвете» окружающего мира.
Работая с раздаточным материалом, для экспериментирования у детей формируются трудовые навыки, работа в коллективе.
При проведении экспериментов придерживалась следующей структуры.
1. Постановка проблемы.
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Выдвижение гипотез
4. Проверка гипотез
5. Обсуждение увиденных результатов и фиксирование в схеме
6. Формулировка выводов.
Чему дети научились. В ходе экспериментов дети научились манипулировать кисточкой. Разводить краски в разных консистенциях. Смешивать краски для получения нового цвета.
Красный +желтый = оранжевый.
Красный = зеленый = коричневый.
Красный +синий = фиолетовый.
Желтый +синий =зеленый. И т. д.
Обогатился словарный запас детей терминами таких оттенков цвета как: абрикос, лимонный, морская волна, терракот, бежевый, кофе с молоком и т. д. Закрепили знания цветов и их оттенки розовый, серый, голубой, сиреневый. Сформировалось положительное отношение к изобразительному творчеству и экспериментальной деятельности. Дети научились придумывать знаки, для обозначения схем и самостоятельно рисовать их, делать фон на цветной бумаге (голубую бумагу покрывали желтой краской для получения зеленой полянки, научились экспериментировать с тремя красками, познакомились со свойствами ваты, видами бумаги, свойствами мела, губки. Делали опыты с отпечатками предметов. Научились выходить из трудной ситуации путем экспериментирования. Развивалась речь при объяснении или при рассказывании результата эксперимента и умственные способности, когда дети высказывали свои предположения. Формировались такие навыки как: усидчивость, терпение, аккуратность, выдержанность, самостоятельность, желание помочь товарищу, желание экспериментировать дома с родителями, трудолюбие (убрать свое рабочее место).
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, но и умственному развитию. Занятия по рисованию активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействует на формирование речи, а в целом помогает ребенку подготовиться к обучению в школе.
Проделанная работа отражена в диагностике развития детей. Критерии смотри приложение №1 диагностическая карта «Экспериментирование в изобразительной деятельности». По результатам диагностики в старшем возрасте дети показали следующие результаты, в (%): высокий уровень 20%, Средний 64 %, Низкий 16%.
Своим опытом работы я с удовольствием делюсь с коллегами ДОУ, приглашаю на просмотр открытых занятий, провожу консультации. Так же с желанием поделюсь с педагогами других ДОУ.
Цели на будущее внедрить экспериментирование в лепку по смешиванию цветов и получению нового цвета.
Приложение №1
Диагностическая карта «Экспериментирование в изобразительной деятельности»
№ Ф. И ребенка Изобразительная деятельность Экспериментальная деятельность