Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ. Психологизация педагогического процесса

Наталья Закаулова
Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ. Психологизация педагогического процесса

Здоровье человека является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. Людей, которые всю жизнь живут в ладу с самим собой, можно назвать счастливыми. Но число таковых невелико, потому что всегда находятся причины для разочарований в себе самом, расстройств, а с ними приходит конец душевной гармонии. Стресс, срыв, выгорание…

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из самых энергоемких. Для ее реализации требуются огромные эмоциональные и психические затраты.

В нашем ДОУ педагог- психолог работает с разными сторонами профессиональной деятельности педагогов:

• формирование педагогической позиции;

• развитие профессионально-личностных качеств;

• умение планировать воспитательно-образовательную работу;

• развитие организаторских умений;

• коммуникативные навыки;

• умение морально-волевой саморегуляции;

• формирование устойчивых интересов;

• профилактика конфликтов.

Построена система психологической работы с педагогами ДОУ.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной, так как педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний.

Наша психика – это бочка с крышкой, когда эту бочку переполняют отрицательные эмоции: обида (скрытая форма вымогательства, злость, гнев, то может начать срывать крышку… чуть приподнимать – это невроз (нереализованное действие) и вовсе снести…это психоз. Чтобы крышу не сносило, у бочки должны быть клапана, через которые выходит «пар», так называемые отдушины: это общение, спорт, отдых, релаксация, театр, работа, еда и так далее… Чем больше клапанов в бочке, тем меньше вероятность, что сорвет крышку, то же и с психикой человека, чем больше возможностей реализовать свои потребности, тем лучше и для нас и для окружающих.

Наблюдение и диагностика педагогов показали, что одним из самых актуальных направлений в работе по здоровьесбережению на данном этапе – это профилактика эмоционального выгорания педагогов. Эмоциональное здоровье взрослого является опосредующим фактором эмоционального здоровья детей.

Причины возникновения СЭВ у педагогов

• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

• большие нагрузки;

• ответственность перед начальством, родителями;

• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

• начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);

• проведение открытых мероприятий на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;

• окончание учебного года.

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы)

• 8% - со стажем от 1годадо 3 лет

• 50% - у педагогов со стажем работы от 4 до 10 лет;

• 20% - у педагогов 11-15-летним стажем, у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);

• 22% - со стажем от 16 до 35 лет;

Стаж работы Процент СЭВ

1-3г. 8%

4-10 л 50%

11-15л. 20%

16-35л. 22%

Синдром эмоционального выгорания проходит три стадии — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

• возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Очень опасно не заметить, что есть три аспекта профессионального выгорания

Первый — снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т. д.

Симптомы профессионального выгорания

ПЕРВАЯ ГРУППА:

психофизические симптомы

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

ВТОРАЯ ГРУППА:

социально-психологические симптомы

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА:

поведенческие симптомы

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель затрудняется в принятии решений;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Чтобы выявить степень эмоционального благополучия, педагогом – психологом была проведена диагностика:

Наблюдение за деятельностью воспитателя.

Беседа.

Тестирование.

Анкетирование.

Социометрия.

В результате диагностики эмоционального выгорания педагогов ДОУ получены следующие результаты: 1-я стадия эмоционального выгорания (напряжение) 16% педагогов. 2-я стадия (резистенция) доминировала - до 66%. До 18% специалистов имели формирующуюся 3-ю стадию (истощение).

Увеличилось число педагогов, имеющих синдром профессионального и психического выгорания, который влияет на эмоциональное состояние воспитанников.

Стадии ЭВ Процент педагогов

1 16%

2 66%

3 18%

Возникла необходимость построить систему работы с педагогами по созданию условий для эмоционального благополучия.

Цель работы: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

• Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;

• Развитие самопознания и самопринятия;

• Обучение педагогов методам саморегуляции: отреагированию гнева, раздражения и других отрицательных эмоций; релаксации;

• Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;

• Обучение педагогов эффективным техникам вербального и невербального взаимодействия и общения;

Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием

1. Забота о себе и снижение уровня стресса:

— стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;

— удовольствие (релаксация, игра);

— умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

— стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

— стремление бороться со своими негативными убеждениями;

— создание сообщества.

3. Повышение уровня профессионального мастерства.

Для педагогов были проведены:

• Индивидуальные консультации по интересующим вопросам

• Тренинги «Профилактика Эмоционального выгорания» «Мои мечты. Мои цели», «Развитие педагогической рефлексии».

• Семинары-практикумы «Создание условий для развития эмоционального микроклимата в коллективе», «психологические речевые настройки».

• Круглые столы «Эмоционально –волевая готовность к осуществлению профессиональной деятельности», «Использование методов саморегуляции».

• Лектории «Профилактика утомления», «Эффективное педагогическое общение», «Стресс и здоровье».

Разработаны памятки для самостоятельного изучения приемов саморегуляции.

В результате проведенной работы были получены следующие результаты:

1-я стадия эмоционального выгорания (напряжение) выявилась у 8% педагогов. 2-я стадия (резистенция) доминировала -у 16%. 3-я стадия не выявлена.

Стадии ЭВ Процент педагогов

1 8%

2 16%

3 0

Уменьшилось число педагогов, имеющих синдром эмоционального выгорания. Таким образом, была доказана эффективность работы по формированию эмоционального благополучия педагогов.

Публикации по теме:

Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада Консультация для воспитателей по теме: «Эмоциональное благополучие ребенка в младшей группе детского сада» Выполнила: Яценко С. А.

Эмоциональное благополучие дошкольника — помощь тревожным детям, профилактика детских страхов Памятка для родителей Боремся с детскими страхами. Начните с себя: Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье. Счастлив тот, кто счастлив.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Как вы знаете,.

Практикум «Эмоциональное благополучие для ребенка в ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практикуме. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию,.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ. Психологизация педагогического процесса
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 08:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Сказка как источник творчества детей». Часть 1 — «Царство Нептуна»
Наверное, вы, дорогие коллеги, не раз задавались вопросом: как сделать так, чтобы ваши дети. Едва вступив в жизнь, не оказались обделёнными не только...
Фотоотчёт о занятии по робототехнике «Вентилятор»
"Вам стало Жарко? Мы вас быстро остудим! " Под таким девизом прошло очередное занятие по роботехнике! На этом занятии мы познакомились с жарким климатом...
Презентация «Особенности взаимодействия ДОУ с родителями в рамках ФГОС до»
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо...
Фотоотчёт о занятии по робототехнике «Космический спутник»
С каждым днем роботехника все больше увлекает моих ребят. Они с нетерпением ждут наших занятий и каждый раз пытаются угадать, что мы будем строить....
Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (лепка) «Моя любимая игрушка»...
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию ( лепка) " Моя любимая игрушка" в подготовительной группепе. Цели и задачи: 1. Учить детей...