Александра Малых
Эстетическое воспитание дошкольников с ОВЗ на занятиях учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Малых Александра Алексеевна
учитель-дефектолог МКДОУ «д/с №489 комбинированного вида г. Новосибирска»
E-mail : 123239@ngs.ru
Аннотация: в данной статье показан анализ современных подходов, методов работы учителя-дефектолога, психолого-педагогических исследований и методических рекомендаций, позволяющих теоретически обосновать и описать сущность, основные понятия «эстетическое воспитание дошкольников», раскрыть особенности развития данных способностей у детей с ОВЗ.
Публикация «Эстетическое воспитание дошкольников с ОВЗ на занятиях учителя-дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: воспитание, ограниченные возможности здоровья, личность, художественно-эстетическое воспитание, коррекционная работа, адаптированная программа, восприятие, дифференцированность восприятия, художественное творчество, анализ, интегративный подход.
Воспитание ребенка – огромная ответственность для родителей и педагогов. Гармоничное развитие личности любого ребенка – основная цель такого воспитания, оно предполагает формирование всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Каждая из этих сторон развития равноценно важна по сравнению с другими, кроме того они взаимодополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей. Особое значение этот процесс приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Одной из фундаментальных основ гармоничной здоровой личности ребенка является художественно-эстетическое воспитание, которое неразрывно связано со всеми сторонами развития ребенка. Как же влияет развитое художественно-эстетическое чувство ребенка на его личность? Оно помогает ребенку правильно оценить окружающую действительность, видеть прекрасное в окружающем; оказывает влияние на развитие полноценного восприятия окружающей действительности, которое в свою очередь, служит основой познания мира.
Художественно-эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, в том числе художественно – эстетическое воспитание помогает воспитать личность, умеющею многогранно и неординарно мыслить, находить оригинальные пути решения в различных жизненных ситуациях [1, с. 17].
Приобщение к прекрасному в жизни и искусстве не только «взращивает» ум и чувства ребёнка, но и стимулирует развитие фантазии и воображения. Те компоненты высшей психической деятельности, что являются «слабыми» у ребенка с ОВЗ.
Как известно, детям с ОВЗ свойственно недостаточное развитие способности к эстетическому восприятию окружающей действительности. Они не в полном объеме видят красоту природы, не отзываются эмоционально при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Такая специфика развития художественно-эстетических чувств объясняются недостаточным эмоциональным развитием, разной степенью несформированности процессов внимания, восприятия, и мышления. Справедливо заметим, что клинико-психологической структуре каждого варианта наблюдается специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому, эмоциональному воспитанию, прежде всего, происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития.
С учетом специфического пути развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же, неотъемлемой роли коррекционной работы в эстетическом воспитании, оно способствует решению следующих задач:
1)содействовать исправлению, ослаблению, сглаживанию поврежденного психологического и физического развития детей, путем становления личности каждого ребенка и его социализации.
2)развивать в детях этические чувства, умение замечать и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, обогащать имеющийся опыт детей эстетическими впечатлениями; воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус.
3)формировать и улучшать эмоциональную сферу воспитанников, вызывать у них эстетические чувства : удовольствия, радости, восхищения и пр., стремясь к адекватной реакции в ответ на красоту природы, произведения искусства или же окружающую действительность.
4)помогать развитию элементарных творческих способностей и доступных детям художественных навыков.
Как уже неоднократно упоминалось выше, неравномерность развития познавательной, речевой, эмоционально- волевой и двигательной сфер детей с ограниченными возможностями здоровья по большей части затрудняют решение перечисленных выше задач. Следовательно необходима специальная коррекционная работа, предполагающая, как, адаптированную программу по усвоению эстетического воспитания, так и, специально индивидуально подобранные разнообразные формы, методы и средства воспитания и обучения, а так же, коррекционно-направленный характер всех учебно- воспитательных мероприятий.
В исследованиям И. М. Соловьева, К. И. Вересовского, ГМ. Кудрявцевой, Н. М. Стаденко отмечается значительное своеобразие восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно характеризуется, в частности, замедленным теплом. Даже картинки хорошо известных предметов дети узнают не сразу. Замедленная восприимчивость детей с ОВЗ сочетается со значительным суждением объема воспринимаемого материала. Об этом говорит тот факт, что на одном и том же обрезанном участке они обнаруживают гораздо меньше предметов, чем нормальные дети, т. е. участок окружающего пространства, включающего пространства, включающий многие предметы, детьми воспринимается как сравнительно пустой. Узость, ограниченность восприятия мешают детям ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке. Если нормотипично-развивающийся ребенок, обозревая происходящее, сразу выделяет главное и достаточно хорошо ориентируется в окружающем, то ребенок с ОВЗ долго не может уловить смысл происходящего и зачастую оказывается дезориентированным. Еще одна особенность восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья - недостаточная дифференцированность и пониженная активность этого психического процесса. Глядя на какой-либо объект, дети не стремятся во всех деталях, основательно разобраться в его свойствах и особенностях. У них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами. Воспитанники не в состоянии выделить наиболее важные и характерные признаки. Кроме того, они плохо устанавливают связи и отношения межу предметами или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и нередко искаженными. Все это накладывает значительный отпечаток на прием и переработку эстетических впечатлений.
Существует несколько основных групп, которые способны освоить дети с ОВЗ, на которые разделили все виды творчества:
художественное творчество в области форм повседневного поведения;
художественное творчество в игре;
художественное творчество в труде (и в обучении).
Художественное творчество предполагает «сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину или другие виды искусства».
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребенка» [2].
Развитие эстетических чувств -дело непростое, особенно в отношении детей с ОВЗ, оно предполагает целенаправленную системную работу, требуется создать не только способность работать самостоятельно, но и обучить осознанной исследовательской деятельности, предоставить возможность выбирать самостоятельно и обдуманно.
Я пришла к выводу, что объединение на занятиях учителя-дефектолога различных видов деятельности, таких как, художественно-эстетическая, познавательная, коммуникативная, игровая, творческая, а так же трудовая, способствует формированию наиболее полных представлений детей с ОВЗ об окружающем, активизирует их мышление, стимулирует интерес и мотивацию, развивает творческие способности, приводит в нормальное состояние эмоциональные проявления, стабилизирует поведенческие реакции. Это в полной мере соответствует заложенному в ФГОС ДО интегративному подходу.
Список литературы:
1. Авдулова Т. П. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М. : ИЦ Академия, 2011. 336 c.
2. Березенкова Т. Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников [Текст] / Т. Березенкова. - М. : Учитель. – 2016. – 234с.
3. Берякова, Н. Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н. Ю. Берякова. – М. : Феникс, 2015. – 98с.
4. Кузнецова, С. В. Развитие творческих способностей дошкольников : Методическое пособие. [Текст] / С. В. Кузнецова. - М. : ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. — (Библиотека Воспитателя).
5. Поборцева, О. Kumon. Развитие мышления. Творческие способности [Текст] / О. Поборцева, А. Степанов. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 80с.
6. Рау, М. Ю. Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР [Текст] / М. Ю. Рау. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 342с.
7. В. А. Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения. В трех томах. Том 1. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовный мир школьника. Методика воспитания коллектива. : Издательство: Радянська школа, 1979. 687 с.
8. Скворцова, В. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / В. Скворцов. - М. : Феникс, 2009. – 224с.