Ирина Федосенко
Этикет в отношениях воспитателя и воспитанника
▼ Скачать + Заказать документы
Этикет – это форма, манера поведения, основанная на правилах учтивости и вежливости, принятых в обществе. Любое этикетное правило базируется на трех основах: морально-нравственной, формально-организационной и эстетической. Суть морально-нравственной основы заключается в предписании: уважай человека, с которым общаешься, сотрудничаешь, живешь. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Формально-организационная основа дает ориентиры в том, как технически выполнить правило, нацеленное на проявление уважения в любой ситуации.
Публикация «Этикет в отношениях воспитателя и воспитанника» размещена в разделах
Эстетическая основа этикета подразумевает красоту в каждом поведенческом действии. Ведь уважать других – значит быть в их присутствии красивым, доставлять им радость своими манерами, речью, внешним обликом.
Воспитатель и ребенок. В этой паре один вводит другого в общественную жизнь, дает ему необходимое знание поведенческих правил: в детском саду, на улице, в транспорте, за столом, в гостях. Обучение дошкольников правилам этикета может проводиться в разных формах. Однако непременным условием является правильность построения отношений между воспитателем и воспитанником. Такие отношения не только способствуют освоению ребенком этикета, но и влияют на весь процесс воспитания личности.
Чтобы воспитывать в ребенке личность, воспитатель сам должен быть личностью – индивидуальной, творческой. Педагог должен обладать поведенческой компетентностью, суть которой складывается из знания правил этикета, умения выбрать то правило, которое подходит для конкретной ситуации и качественного выполнения этикетного правила.
Давайте, обратим внимание на то, с чем встречаемся ежедневно. Ребенок пришел в группу детского сада. Одно из правил этикета – приветствие при встрече. Конечно, педагоги добиваются от детей, чтобы те здоровались с взрослыми и со сверстниками. Важно, чтобы ребенок осознал: приветственные слова настраивают людей на доброжелательные отношения, на желание разговаривать, сотрудничать, играть, дружить. Вместе с тем, важно и то, как воспитатель скажет приветственные слова: улыбнется ли, посмотрит ребенку в глаза, произнесет добрые слова. Ритуал приветствия длится несколько секунд, но оставляет долгий позитивный настрой на общение. От доброго приветствия ребенок расцветает, поскольку для него это знак: здесь его любят, ждут и рады его приходу. Такой же знак получают и родители, отправляющиеся по своим делам, убежденные, что с их крохой ничего не случится, потому что рядом чуткий и внимательный воспитатель.
Идет занятие. Воспитателю хочется, чтобы оно проходило в тишине и при четком распорядке, чтобы дети отвечали на поставленные вопросы без крика и шума, смотрели туда, куда он их призывает, слушали то, что он говорит. А дети – разные. Есть такие, которые не могут спокойно сидеть, не могут дождаться, когда им разрешат говорить: природа человеческая не позволяет. Как реагировать? Строго? Конечно. Но и доброжелательно! Надо чаще улыбаться детям. Улыбка – знак того, что воспитатель рад общению со своими воспитанниками. Правило этикета – иди к людям с улыбкой и добрым словом.
Следующее правило этикета – обращаться к ребенку по имени, а не по фамилии. Ведь именно в обращении воспитателя к ребенку по имени заложен сигнал уважения его личности. В разнообразных ситуациях, каждый ребенок должен слышать свое имя то ласково-уменьшительным, то обыденным, то строгим и уважительным, как обращаются к взрослому человеку.
Педагоги нередко делают критические замечания детям и взрослым, забывая еще об одном правиле этикета – как можно меньше критиковать, позволять людям ошибаться, самостоятельно находить верные решения. Если критическое замечание высказать необходимо, то делать это следует с доброжелательным, уважительным отношением и с конкретными рекомендациями по исправлению недостатка. Нет рекомендаций, не знаем, как исправить, - не критикуем. А замечания следует делать таким образом, чтобы дошкольник точно знал: он – хороший человек, но, к сожалению, сейчас поступил плохо. Он сам может исправить то, что натворил. А вообще и воспитатель его любит, и сверстники ценят. Только ребенок, любимый окружающими, способен вырасти личностью.
Еще один немаловажный аспект. Дети чутко реагируют на отношение воспитателя не только к себе, но и к сверстникам. Если воспитатель непрерывно ругает воспитанника, остальные дети будут отмечать в нем только недостатки. Воспитатель своим словом либо укрепляет дружбу детсадовцев, развивая в них чувство товарищества, либо уничтожает отношения взаимопомощи и взаимопонимания. Правило этикета – чаще говорить воспитанникам и их родителям о достоинствах детей, радоваться их успехам и достижениям.
Надо выслушивать ребенка, считаться с его мнением и желанием, позволять ему ошибаться (конечно, до момента, когда возникает опасность для здоровья и жизни, вести к самостоятельному исправлению ошибок. Ошибаясь и исправляя ошибки, принимая уважительное отношение воспитателя и товарищей, маленький человек растит в себе личность, уважающую себя и других. Чтобы эта личность имела возможность реализовать свои лучшие качества, способности, умения, ей необходим дружный коллектив, в котором воспитатели, дети, родители являются единым организмом, создающим благоприятные условия для познания жизни и человеческих отношений.