МААМ-картинки

«Этот волшебный мир театра». Опыт работы по программе О. А. Куревиной «Синтез искусств»

Дьячкова Татьяна Порфирьевна
«Этот волшебный мир театра». Опыт работы по программе О. А. Куревиной «Синтез искусств»

Как вы думаете, что такое театр? Правильно, театр – это слово, мысль и музыка русского языка. Поэтому встреча ребенка с театром всегда прекрасна. Здесь зрелищность, радость, праздник, счастье, а значит всплеск эмоций, волнение, сопереживание.

Театр – особый мир и источник знаний, в нем все необычно. Дети видят декорации, людей, не существующих в реальной жизни, а придуманных драматургом и сыгранных артистами. Но, глядя на сцену, маленькие зрители вдруг забывают о декорациях и артистах и начинают сочувствовать героям, даже стараются как-то помочь им. Театр может вернуть в прошлое и заглянуть в будущее, научит удивляться, а главное – театр научит детей видеть прекрасное в жизни и в людях. В театре дети знакомятся с многообразием окружающего мира через образы, краски, звуки.

Публикация «„Этот волшебный мир театра“, Опыт работы по программе О, А, Куревиной „Синтез искусств“» размещена в разделах

Театр раскрепощает и помогает развивать у дошкольников плавность и выразительность речи, активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. В результате улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Очень важно, что происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, заставляя его сочувствовать и сопереживать героям.

Помочь ребенку через искусство театра глубже осознавать свои мысли и чувства, самовыразиться, призвана программа О. А. Куревиной «Синтез искусств». Использую ее в своей работе с дошкольниками.

На занятиях «Синтез искусств» дети знакомятся с многообразием мимики, проигрывая этюды «Весело и грустно», «Отгадай настроение». Упражняются в жестах в этюдах «Лесенка», «Брызги дождя», «Бегущая волна». Развивают пластику в «Этюде с воображаемыми предметами», «Сосна и пальма» (Музыку к этюдам подбирает музыкальный руководитель по своему усмотрению). Дети получают представление о выразительности поз, учатся мимикой и жестом выполнять различные эмоциональные состояния: «Придумай реплику к грустной, веселой маске». Составляют «живые картинки», «погружаются» в предложенные картины. Картину В. Никанорова «Зимний лес» дети озвучивали, используя музыкальные инструменты: треугольник, звоночки, металлофоны, трещотки. Картина В. Поленова «Московский дворик» «ожила» с помощью колокольчиков, свистулек и подражательных звуков. Также дети составляют пластические композиции: «Летят лебеди» по картине А. Рылова «В голубом просторе», в сценке «Лиса и журавль». Импровизируют на занятиях «Разыграй настроение», «Поиграй!»

Театр синтезирует в себе литературу, живопись, музыку, пластику. Драматурги, режиссеры, художники, композиторы, балетмейстеры трудятся для того, чтобы зрители встретились с главными волшебниками театра – артистами. А вот какое место может занять театр в жизни ребенка, зависит от нас взрослых – родителей и педагогов, которые должны стать посредниками в области театра, как мы сможем организовать для детей «путешествие в прекрасное».

К. С. Станиславскому принадлежат слова «Для детей надо играть так же как для взрослых, только лучше». По такому принципу работает с маленькими зрителями Московский Культурно – образовательный центр «Классика».

Этот актерский коллектив под руководством Ставцевой Натальи Валентиновны олицетворяет слияние двух начал художественного и педагогического; тем самым помогает педагогам нашего дошкольного образовательного учреждения осуществлять воспитательную миссию средствами искусства прямо в детском саду.

С Натальей Валентиновной я познакомилась в 2005 году на концерте, который произвел на меня сильное впечатление. Меня поразило то, что в детском саду возможен просмотр балетной программы. Пригласила в наше дошкольное учреждение. Сотрудничество успешно продолжается до настоящего времени. О художественном руководителе центра «Классика» Наталье Валентиновне Ставцевой хочется сказать много хороших слов. Это человек многогранного таланта, в котором сочетаются высокий профессионализм музыканта, творческое вдохновение и педагогический дар. Наталья Валентиновна прекрасно владеет детской аудиторией, тонко чувствуя её, добираясь до сердца каждого зрителя.

Репертуар Московского Культурно – образовательного центра «Классика» дает возможность зрителям познакомиться с разными видами искусства. В программе «В мастерской художника» детей знакомят с приемами работы углем и пастелью – на глазах детей рождаются эскизы к спектаклю и происходит знакомство с сюжетом балета «Лебединое озеро». Звучит гениальная музыка П. И. Чайковского. В ярком исполнении звучит сказка о волшебном озере.

Литературно – балетная композиция «Щелкунчик» - самая добрая рождественская сказка о храброй девочке Маше, заколдованном принце Щелкунчике и злом Короле мышей, который дети могут не только посмотреть, но и принять участие в постановке. Роли Мари, Пастушков, играли наши воспитанники Лиза Кислова, Ксюша Рысина, Варя Агапова вместе с настоящими артистами балета!

Программа «Тайны балета» необычайно познавательна – в детском саду перед детьми выступает настоящая балерина из театра. Ту, которой все восхищаются издали, наши дети имеют возможность видеть близко и даже говорить с ней. Она рассказывает, что такое пачка и пуанты, показывает как проходит разминка перед выходом на сцену, демонстрирует отдельные движения… и их французские названия (батман, тандю). Важна и воспитательная сторона. Теперь дети знают, что аплодисменты должны звучать, пока за кулисами не исчезнет краешек пачки балерины; «браво!» выкрикивают если очень понравилось выступление. Во второй части этой программы дети смотрят в замечательных костюмах танцы – «Русский», «Испанский», «Цыганский».

Хочется отметить важность метода работы центра «Классика» - взаимодействие с детьми. Дети не только зрители, но и участники спектаклей, а ведь творчество, как известно, путь к познанию.

Один из таких спектаклей заслуживает особого внимания.

19 апреля 2010 года, в нашем детском саду № 54 «Алёнушка» в г. Химки произошло яркое и важное событие – состоялась премьера спектакля по сказке «Петя и волк» на музыку С. С. Прокофьева. Автор и ведущий театральной постановки Ставцев Гарри Степанович – замечательный рассказчик и талантливый актер, доставивший минуты радости и восторга зрителям.

Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. С. Прокофьева известна широкой аудитории слушателей. Повествование чтеца, сопровождающееся изобразительной музыкой. Гарри Степанович придумал новое прочтение произведения. Понимая важность наглядности для дошкольников, преподнес сказку с действующими лицами в театральных костюмах, с профессиональными инструментами симфонического оркестра.

Действующие лица и исполнители:

Дедушка – Ставцев Г. С.

Петя – Глеб Арбеков

Птичка – Лия Орджоникидзе

Утка – Саша Алексеева

Кошка – Арина Елизарова

Волк – Артем Кожакин

Охотники – Егор Винтер…

Наши дети-артисты двигались в соответствии с характером персонажей сказки и изображающими их музыкальными инструментами, каждый по-своему: использовали различные позы, манеру движения, эмоции, пластику, мимику и жест. Делали это с удовольствием, а самое главное – дети познакомились с добрым, трогательным и познавательным спектаклем и получили положительный эмоциональный опыт - не только услышали, но и увидели инструменты симфонического оркестра, совершенствовали навык слушания классической музыки, постигали художественные образы, творчески используя представления об окружающей жизни. Динамичность сюжета, яркая сценография, замечательное музыкальное оформление, прекрасный детский и актерский ансамбль не оставили равнодушными ни одного зрителя. А дети смогли выплеснуть, выразить творческую энергию, свое видение мира, вступая с ним в контакт; поэтому взрослым очень важно каждый раз относиться внимательно к проявлению детского творчества. А для этого приглашаются родители, что дает возможность вместе радоваться и сопереживать увиденное. Стало традицией изображать детьми то, что особенно понравилось.

После спектакля остаются фотографии и масса впечатлений. Самые яркие из них дети выражают в своих рисунках.

Много лет «путешествуя в прекрасное», я и дети были вместе, а это немало. Вместе познавали, размышляли, сопереживали увиденное и услышанное, испытывали волнение от искусства. Все это время я старалась заложить основы эстетического развития дошкольников. Ведь совсем не обязательно каждому ребенку становиться художником или артистом, но если, став взрослыми, мои воспитанники будут вспоминать эти счастливые минуты встречи с театром, музыкой - то я счастливый человек, потому что могу считать свою миссию по приобщению детей к миру эстетических ценностей большого искусства выполненной.

Литература

1. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. ГИ Искусство, М. ,1954.

2. Царев М. И. Театр – особый и прекрасный мир. Педагогика, М., 1977.

3. Куревина О. А. Путешествие в прекрасное. Баласс, М., 2000.

4. Крымова Н. А. О детях в театре и о театре для детей. Молодая гвардия, М. 1972.

5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду Сфера, М. 2001.

Публикации по теме:

«Художественно-творческая деятельность» (синтез искусств) «Фруктовый натюрморт» Задачи: 1) создать условия для: - продолжения ознакомления с жанром натюрморта, на примере изображения фруктов. 2) создать условия для.

«Художественно-творческая деятельность» (синтез искусств) «Зима-Чародейка» Задачи: 1) создать условия для: - развития у детей представлений о зиме как волшебном времени года; 2) создать условия для приобретения.

Конспект занятия «Путешествие в волшебный мир театра» Программное содержание: • Систематизировать знания о различных видах театра; • Продолжать учить детей выражать разные эмоции (радость,.

Волшебный мир театраВолшебный мир театра "Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей".

Конспект занятия «Этот удивительный мир театра» Цель: Способствовать становлению личности ребенка через эмоционально - творческое развитие детей и вовлечения в театральную игру, накапливание.

Фоторепортаж «Волшебный мир театра»Фоторепортаж «Волшебный мир театра» Все, хоть раз в жизни были в театре, но или почти все. На кого-то он производить не приятное впечатление, кто-то испытывает смущение, а.

Фотоотчет «Волшебный мир театра»Фотоотчет «Волшебный мир театра» Волшебный мир театраВ преддверии международного Дня театра с 27 по 31 марта в нашем детском саду проходил фестиваль «Сказки гуляют по свету».

Конспект занятия «Путешествие в волшебный мир театра» Тема: «Путешествие в волшебный мир театра». Цель: создание условий для творческих проявлений детей и формирования положительного эмоционального.

«Книга про котят — подарок для ребят». Конспект открытого занятия с использованием технологии «Синтез искусств» Тема: «Книга про котят в подарок для ребят» Цель: Мотивировать детей к совместному творчеству – изготовлению книги своими руками Задачи:.

Консультация для родителей «Воспитание эстетических эмоций через синтез искусств» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ ИСКУССТВ Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Этот волшебный мир театра». Опыт работы по программе О. А. Куревиной «Синтез искусств»
Опубликовано: 11 октября 2017 в 13:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД