Божко Наталия
Проект «Юные экологи. Экология воды. Бесценная и всем необходимая вода» в подготовительной группе
Экологический проект «Юные экологи. Экология воды» подготовительная группа «Колокольчики».
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Эколого - ориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Публикация «Проект „Юные экологи, Экология воды, Бесценная и всем необходимая вода“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг :
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
Актуальность
Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Наш проект мы назвали «Экология воды». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека.
Выбрали тему исследования: «Бережное отношение к воде».
Наметили направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику, а также влияние воды, как на живую природу, так и на неживую. Изюминка нашего проекта в том, что мы с детьми не будем решать глобальные экологические проблемы, как спасти мир, а постараемся решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение к воде.
Цель: сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к воде; развивать любознательность, логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поисково - познавательной деятельности, в процессе углубления и расширения знаний у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т. д.).
Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов.
Познакомить с круговоротом воды в природе.
Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.
Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Воспитывать бережное отношение к воде – как основному природному ресурсу.
Развивать экологическую культуру.
Вид проекта : познавательно-исследовательский
По предметной области: Познание
По составу – групповой
По продолжительности долгосрочный 1 год
Участники проекта – воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.
Предполагаемый результат проекта :
Дети: Сформированная мотивация детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
Развитие социально-значимых качеств личности.
Ответственное отношение детей к окружающей среде.
Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Дети будут иметь достаточно представлений о воде.
Знание особенностей Мирового океана (т. е. Мировой океан –
это океаны, моря, реки… - вода, которая нас окружает)
Дети будут не только уметь называть свойства воды, но и уметь на опытах их доказывать
Понимание взаимосвязи воды и всего живого на Земле
Научатся бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.
Родители:
Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми через совместные игры.
Педагоги:
Повышают профессиональный уровень.
Формы обучения:
• Занятия
• Экскурсии
• Проведение акций
• Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений
• Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность
• Наблюдения в уголке природы, на прогулке.
• Целевые прогулки на природе
• Игры: подвижные, дидактические, настольные
• Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т. д.
• Организация труда в уголке природы, на участке детского сада
• Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы
• Работа с календарем природы, дневники наблюдения.
• Наблюдения:
• За «огородом» на подоконнике, уход за комнатными цветами.
• Наблюдения на прогулках за тающим снегом, капелью.
• Заучивание стихотворений, отгадывание загадок
• Физ. минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры
• Информационные листы для родителей
План реализации проекта :
1. Подготовительный этап проекта :
Создание экспериментальной лаборатории в группе;
рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы - водой;
подбор подвижных и речевых игр;
составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы;
составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Закружилась наша маленькая экологическая карусель. А с чего начать? Начали с самого простого, но столь важного – жизнь зародилась в воде. Не имея лаборатории и специального оборудования как это объяснить детям, чтобы они поняли. Ведь недаром в одной мудрой китайской пословице говориться: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом, основой, на которой была построена вся наша деятельность.
На помощь пришли игрушки-инкубаторы: положили яйцо в воду, понаблюдали, что с ним происходит. Это и стало нашим первым наблюдением. Цель которого: дать детям преставление о том, как зарождалась жизнь, определить место воды в данном процессе.
Учили вести дневник наблюдений, зарисовывая увиденные изменения, делать вывод о происходящем. Воспитывали у детей силу воли к длительному наблюдению
За несколько дней мы вырастили маленькое чудо в банке, что вызвало огромный интерес детей к тому, как жизнь зарождалась в воде. Встал новый вопрос: Какая она? Где ее начало? Дети искали ответы самостоятельно, включая воображение, мышление, память.
1. Основной этап
Цель: закрепление и углубление знаний о воде.
СЕНТЯБРЬ
Тема: «Роль воды в появлении жизни на Земле».
Задачи: Дать детям представление о том, что планета Земля - это огромный мир. Большая часть земли покрыта водой, (океанами и морями).
Вода - источник жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.
Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Планета земля», «Перстная вода», «Великая тайна воды».
Рассматривания с детьми воды на глобусе, географической карте.
Опыты: Экспериментальная деятельность на прогулки «Ручеёк, река, озеро, море».
Чтение художественной литературы: «Океаны и моря».
Художественное творчество: Лепка «Морское царство».
Рассматривание картин
И. Айвазовский «9 Вал», «Черное море»
В. Васнецов «Аленушка»И. Левитан «Озеро»
Игры: «Море волнуется раз».
ОКТЯБРЬ
Тема: «Где мы встречаем воду и какая она».
Задачи: Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.
Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Великие озера». «Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?».
Опыты: «Фонтан»
Чтение художественной литературы: «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири).
Художественное творчество: «Морское дно» (пластилинография). Рисование «Море» Аппликация «Корабли в море»
Игры: «Круги на воде»
Музыка: Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. «Все мы моряки» М. Л. Лядовой, Сл. М. Садовского Диск «Добро пожаловать в экологию», библиотека программы «Детство».
НОЯБРЬ
Тема: «Свойства и формы воды».
Задачи: Ознакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, почему течет. Учить детей последовательно излагать свой мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас.
Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды.
Беседа: Вода прозрачная и не имеет собственной формы. В состав воды входит кислород.
Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», «Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».
Чтение художественной литературы: Приключение в капле воды. С. Ю. Афонькин р. н. сказка «Снегурочка. Заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман».
Художественное творчество: «Кувшин с водой».
Игры: «Тонет, не тонет».
ДЕКАБРЬ
Тема: «Свойства воды - вода растворитель».
Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.
Беседа: Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.
Опыты: «Очищение воды», «Растворяется, не растворяется», «Где вода быстрее замерзает?», «Получим талую воду».
Чтение художественной литературы: Загадки и стихи. Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Художественное творчество: Х. К. Андерсен «Снежная королева».
Игры: «Сравнение льда и снега: что быстрее тает».
Танец «Снежинки»
ЯНВАРЬ
Тема: «Круговорот воды в природе»
Задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.
Беседа: Просмотр документального фильма «Путешествие капельки».
Опыты: «Снег - это вода», «Лёд легче воды», «Сосулька-лед».
Чтение художественной литературы: Рассказ Н. Носова «Горка».
Художественное творчество: коллективная работа – аппликация «Снежинки». Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.). «Сосульки на крыше»
Заучивание стихотворения Ф. Тютчева.
Игры: «Ходят капельки по кругу», «Зима, холод, снег», «Круговорот, как я его понимаю».
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Жизнь в воде».
Задачи: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Беседа: Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».
Опыты: «Живая вода».
Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин «Золотая рыбка», Х. Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
Художественное творчество: «Рыбы – обитатели водоёмов», «Кто живет в реке» с элементами театрализации.
Конструирование Морские животные, водоплавающие птицы (из геометрических фигур на плоскости) Оригами: рыбка, лодочка, лебеди, лягушка, стаканчик для воды
Игры: «Караси и щука», «Разложи картинки»
МАРТ
Тема: «Вода в жизни животных».
Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных.
Беседа: «Жизнь воды и жизнь в воде».
Опыты: «Выращивание коралловых рифов, создание подводного царства». Серия обучающих проектов «Исследуй это».
Чтение художественной литературы: Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Кто живет воде», Ю. Школьник «Подводный мир».
Художественное творчество: «Берегите природу», «На пруду». «Рыбки в море» «Наш аквариум»
Музыка: Поем А. Верицева «Синяя вода».
Игры: «Мы - водные животные».
АПРЕЛЬ
Тема: «Вода в жизни человека».
Задачи: Расширить знания, что вода необходима для поддерживания жизни и обеспечения человека. Рассказать об использовании воды, о том, что воду нужно беречь. Дать представление как «путешествует» вода, прежде чем попадет к нам в дом. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Беседа: «Вода у нас дома», «Сколько человеку нужно воды», «Кому нужна вода». «Зачем человеку нужна вода?», «А еще кому нужна вода?», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?».
Опыты: «Соединяющиеся сосуды», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У
растения внутри есть вода».
Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр», Д. Я. Фащук «Лекарство от болезней моря». Чтение произведений Н. А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели».
Художественное творчество: Конкурс рисунков по произведению К. И. Чуковский «Мойдодыр».
Игры: «Кто больше назовет съедобной жидкости»
Музыка: «Солнечная капель» м. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой
МАЙ
Тема: «Берегите воду»
Задачи: Помочь детям понять: как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде.
Беседа: Просмотр мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Триван») и его обсуждение.
Опыты: «Мыльные пузыри».
Чтение художественной литературы: В. Крупин «Живая вода». «Как люди речку обидели».
Художественное творчество: Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды. Составление памятки «Правила поведения на воде». Коллективная работа «Озера, реки и моря».
Составление кроссвордов, ребусов.
Музыка: Разучивание песни «Капитошка».
Игры: «Чей кораблик доплывет быстрее?», «Четвертый лишний».
Создание «Корзины идей»
Что нужно сделать, чтобы водоемы не загрязнялись?
1. Исследовательский этап
Цель: формировать элементарные исследовательские навыки и умения у дошкольников
Исследовательский этап включает в себя:
• Наблюдения
• Опыты и эксперименты
• Игры и игровые обучающие ситуации
Подтверждение свойств воды :
• Текучесть, прозрачность, отсутствие вкуса и запаха.
• Растворимость веществ в воде.
• Три состояния воды : жидкое, твердое, газообразное
• Как сделать воду чистой?
• Надо ли беречь воду?
Проблемные вопросы:
• Можем ли мы 1 день обойтись без воды?
• Как вода попадает в дом?
• Почему растениям нужна вода?
Творческие задания:
• Создание экологических плакатов
• Экологическая акция «Береги воду»
Цель: сформировать у дошкольников первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере бережного использования воды в быту.
Экспериментально – исследовательская деятельность. Свойства воды :
1. Вода – это жидкость.
2. Вода – не имеет вкуса, принимает вкус растворённого вещества (сахар, соль).
3. Вода – не имеет запаха.
4. Вода – не имеет цвета.
5. Вода – не имеет формы.
6. Струя воды может двигать предметы (вращает колесо мельницы)
7. Превращение воды в пар и пара в капельки воды (круговорот воды) «Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют. Для этого эксперимента были сделаны две «колбы» и помещены в разные условия – на подоконник и рядом с батареей.
8. «Образование родников» был проведен следующим образом: в импровизированную модель земной коры – прозрачный сосуд поместили на дно – глину, далее песок, землю и дерн. Проделали с боков сосуда отверстия. Влили воду и дети увидели, как вода, пройдя дерн, землю и песок, не смогла пройти через глину и стала искать себе выход, вытекла сквозь отверстия. Так в природе образуются родники
9. Наблюдение за свойствами снега
10. Изготовление цветных льдинок.
Изготовление плакатов
«Круговорот воды в природе»
«Где используют воду в д/c?»
Взаимодействие со специалистами
Досуг: «Праздник Нептуна»
Физкультурная деятельность.
Работа с родителями:
Совместная экскурсия детей и родителей на водоем.
Работа детей и родителей с дневниками наблюдений.
Совместные экологические праздники и театрализованные представления.
Создание газет с семейными историями.
Оформление уголка для родителей - информационная копилка: «Вода вокруг нас».
Выставка детских работ.
Конкурс детского творчества «Для чего нужна вода?»
Родительское собрание: «Воспитание юных экологов»
Консультации для родителей
«Эксперимент в детском саду»
«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
«Развитие исследовательских навыков дошкольника»
5 этап: Презентация проекта
Представление результатов проекта в виде : выставки «Для чего нужна вода?», детских плакатов, (совместно с родителями) фотографий, продуктов детского творчества.
Заключительный этап проекта.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Бесценная и всем необходимая вода»
Цель: Закрепление знаний детей о воде, ее свойствах и необходимости для жизни всего живого на нашей планете
Создать у детей радостное настроение;
Вызвать желание участвовать в инсценировках и праздничных развлечениях;
Показать огромное значение воды для всех живых существ;
Уточнить представления детей о разных состояниях воды, о природных водоисточниках;
Воспитывать бережное отношение к воде.
Развивать умения отгадывать загадки.
Совершенствовать гигиенические процедуры.
Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.