Получи документы

Проект «Юные экологи. Экология воды. Бесценная и всем необходимая вода» в подготовительной группе

Божко Наталия
Проект «Юные экологи. Экология воды. Бесценная и всем необходимая вода» в подготовительной группе

Экологический проект «Юные экологи. Экология воды» подготовительная группа «Колокольчики».

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Эколого - ориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Публикация «Проект „Юные экологи, Экология воды, Бесценная и всем необходимая вода“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Вода — основа жизни на Земле,

Она необходима всем вокруг :

Растениям, животным, человеку,

Расходуй ее бережно, мой друг!

Актуальность

Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Наш проект мы назвали «Экология воды». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека.

Выбрали тему исследования: «Бережное отношение к воде».

Наметили направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику, а также влияние воды, как на живую природу, так и на неживую. Изюминка нашего проекта в том, что мы с детьми не будем решать глобальные экологические проблемы, как спасти мир, а постараемся решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение к воде.

Цель: сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к воде; развивать любознательность, логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поисково - познавательной деятельности, в процессе углубления и расширения знаний у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т. д.).

Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов.

Познакомить с круговоротом воды в природе.

Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.

Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Воспитывать бережное отношение к воде – как основному природному ресурсу.

Развивать экологическую культуру.

Вид проекта : познавательно-исследовательский

По предметной области: Познание

По составу – групповой

По продолжительности долгосрочный 1 год

Участники проекта – воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.

Предполагаемый результат проекта :

Дети: Сформированная мотивация детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

Развитие социально-значимых качеств личности.

Ответственное отношение детей к окружающей среде.

Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Дети будут иметь достаточно представлений о воде.

Знание особенностей Мирового океана (т. е. Мировой океан –

это океаны, моря, реки… - вода, которая нас окружает)

Дети будут не только уметь называть свойства воды, но и уметь на опытах их доказывать

Понимание взаимосвязи воды и всего живого на Земле

Научатся бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.

Родители:

Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми через совместные игры.

Педагоги:

Повышают профессиональный уровень.

Формы обучения:

• Занятия

• Экскурсии

• Проведение акций

• Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений

• Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность

• Наблюдения в уголке природы, на прогулке.

• Целевые прогулки на природе

Игры: подвижные, дидактические, настольные

Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т. д.

• Организация труда в уголке природы, на участке детского сада

• Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы

• Работа с календарем природы, дневники наблюдения.

Наблюдения:

• За «огородом» на подоконнике, уход за комнатными цветами.

• Наблюдения на прогулках за тающим снегом, капелью.

• Заучивание стихотворений, отгадывание загадок

• Физ. минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры

• Информационные листы для родителей

План реализации проекта :

1. Подготовительный этап проекта :

Создание экспериментальной лаборатории в группе;

рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы - водой;

подбор подвижных и речевых игр;

составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы;

составление и создание опытов, экспериментов с водой.

Закружилась наша маленькая экологическая карусель. А с чего начать? Начали с самого простого, но столь важного – жизнь зародилась в воде. Не имея лаборатории и специального оборудования как это объяснить детям, чтобы они поняли. Ведь недаром в одной мудрой китайской пословице говориться: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом, основой, на которой была построена вся наша деятельность.

На помощь пришли игрушки-инкубаторы: положили яйцо в воду, понаблюдали, что с ним происходит. Это и стало нашим первым наблюдением. Цель которого: дать детям преставление о том, как зарождалась жизнь, определить место воды в данном процессе.

Учили вести дневник наблюдений, зарисовывая увиденные изменения, делать вывод о происходящем. Воспитывали у детей силу воли к длительному наблюдению

За несколько дней мы вырастили маленькое чудо в банке, что вызвало огромный интерес детей к тому, как жизнь зарождалась в воде. Встал новый вопрос: Какая она? Где ее начало? Дети искали ответы самостоятельно, включая воображение, мышление, память.

1. Основной этап

Цель: закрепление и углубление знаний о воде.

СЕНТЯБРЬ

Тема: «Роль воды в появлении жизни на Земле».

Задачи: Дать детям представление о том, что планета Земля - это огромный мир. Большая часть земли покрыта водой, (океанами и морями).

Вода - источник жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Планета земля», «Перстная вода», «Великая тайна воды».

Рассматривания с детьми воды на глобусе, географической карте.

Опыты: Экспериментальная деятельность на прогулки «Ручеёк, река, озеро, море».

Чтение художественной литературы: «Океаны и моря».

Художественное творчество: Лепка «Морское царство».

Рассматривание картин

И. Айвазовский «9 Вал», «Черное море»

В. Васнецов «Аленушка»И. Левитан «Озеро»

Игры: «Море волнуется раз».

ОКТЯБРЬ

Тема: «Где мы встречаем воду и какая она».

Задачи: Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.

Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Великие озера». «Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь.

Опыты: «Фонтан»

Чтение художественной литературы: «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири).

Художественное творчество: «Морское дно» (пластилинография). Рисование «Море» Аппликация «Корабли в море»

Игры: «Круги на воде»

Музыка: Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. «Все мы моряки» М. Л. Лядовой, Сл. М. Садовского Диск «Добро пожаловать в экологию», библиотека программы «Детство».

НОЯБРЬ

Тема: «Свойства и формы воды».

Задачи: Ознакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, почему течет. Учить детей последовательно излагать свой мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас.

Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды.

Беседа: Вода прозрачная и не имеет собственной формы. В состав воды входит кислород.

Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», «Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».

Чтение художественной литературы: Приключение в капле воды. С. Ю. Афонькин р. н. сказка «Снегурочка. Заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман».

Художественное творчество: «Кувшин с водой».

Игры: «Тонет, не тонет».

ДЕКАБРЬ

Тема: «Свойства воды - вода растворитель».

Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.

Беседа: Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.

Опыты: «Очищение воды», «Растворяется, не растворяется», «Где вода быстрее замерзает, «Получим талую воду».

Чтение художественной литературы: Загадки и стихи. Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Художественное творчество: Х. К. Андерсен «Снежная королева».

Игры: «Сравнение льда и снега: что быстрее тает».

Танец «Снежинки»

ЯНВАРЬ

Тема: «Круговорот воды в природе»

Задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.

Беседа: Просмотр документального фильма «Путешествие капельки».

Опыты: «Снег - это вода», «Лёд легче воды», «Сосулька-лед».

Чтение художественной литературы: Рассказ Н. Носова «Горка».

Художественное творчество: коллективная работа – аппликация «Снежинки». Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.). «Сосульки на крыше»

Заучивание стихотворения Ф. Тютчева.

Игры: «Ходят капельки по кругу», «Зима, холод, снег», «Круговорот, как я его понимаю».

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Жизнь в воде».

Задачи: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Беседа: Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».

Опыты: «Живая вода».

Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин «Золотая рыбка», Х. Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Художественное творчество: «Рыбы – обитатели водоёмов», «Кто живет в реке» с элементами театрализации.

Конструирование Морские животные, водоплавающие птицы (из геометрических фигур на плоскости) Оригами: рыбка, лодочка, лебеди, лягушка, стаканчик для воды

Игры: «Караси и щука», «Разложи картинки»

МАРТ

Тема: «Вода в жизни животных».

Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных.

Беседа: «Жизнь воды и жизнь в воде».

Опыты: «Выращивание коралловых рифов, создание подводного царства». Серия обучающих проектов «Исследуй это».

Чтение художественной литературы: Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Кто живет воде», Ю. Школьник «Подводный мир».

Художественное творчество: «Берегите природу», «На пруду». «Рыбки в море» «Наш аквариум»

Музыка: Поем А. Верицева «Синяя вода».

Игры: «Мы - водные животные».

АПРЕЛЬ

Тема: «Вода в жизни человека».

Задачи: Расширить знания, что вода необходима для поддерживания жизни и обеспечения человека. Рассказать об использовании воды, о том, что воду нужно беречь. Дать представление как «путешествует» вода, прежде чем попадет к нам в дом. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Беседа: «Вода у нас дома», «Сколько человеку нужно воды», «Кому нужна вода». «Зачем человеку нужна вода, «А еще кому нужна вода, «Что было бы, если бы с земли ушла вода.

Опыты: «Соединяющиеся сосуды», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У

растения внутри есть вода».

Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр», Д. Я. Фащук «Лекарство от болезней моря». Чтение произведений Н. А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели».

Художественное творчество: Конкурс рисунков по произведению К. И. Чуковский «Мойдодыр».

Игры: «Кто больше назовет съедобной жидкости»

Музыка: «Солнечная капель» м. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой

МАЙ

Тема: «Берегите воду»

Задачи: Помочь детям понять: как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде.

Беседа: Просмотр мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Триван») и его обсуждение.

Опыты: «Мыльные пузыри».

Чтение художественной литературы: В. Крупин «Живая вода». «Как люди речку обидели».

Художественное творчество: Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды. Составление памятки «Правила поведения на воде». Коллективная работа «Озера, реки и моря».

Составление кроссвордов, ребусов.

Музыка: Разучивание песни «Капитошка».

Игры: «Чей кораблик доплывет быстрее?», «Четвертый лишний».

Создание «Корзины идей»

Что нужно сделать, чтобы водоемы не загрязнялись?

1. Исследовательский этап

Цель: формировать элементарные исследовательские навыки и умения у дошкольников

Исследовательский этап включает в себя:

• Наблюдения

• Опыты и эксперименты

• Игры и игровые обучающие ситуации

Подтверждение свойств воды :

• Текучесть, прозрачность, отсутствие вкуса и запаха.

• Растворимость веществ в воде.

• Три состояния воды : жидкое, твердое, газообразное

• Как сделать воду чистой?

• Надо ли беречь воду?

Проблемные вопросы:

• Можем ли мы 1 день обойтись без воды?

• Как вода попадает в дом?

• Почему растениям нужна вода?

Творческие задания:

• Создание экологических плакатов

Экологическая акция «Береги воду»

Цель: сформировать у дошкольников первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере бережного использования воды в быту.

Экспериментально – исследовательская деятельность. Свойства воды :

1. Вода – это жидкость.

2. Вода – не имеет вкуса, принимает вкус растворённого вещества (сахар, соль).

3. Вода – не имеет запаха.

4. Вода – не имеет цвета.

5. Вода – не имеет формы.

6. Струя воды может двигать предметы (вращает колесо мельницы)

7. Превращение воды в пар и пара в капельки воды (круговорот воды) «Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют. Для этого эксперимента были сделаны две «колбы» и помещены в разные условия – на подоконник и рядом с батареей.

8. «Образование родников» был проведен следующим образом: в импровизированную модель земной коры – прозрачный сосуд поместили на дно – глину, далее песок, землю и дерн. Проделали с боков сосуда отверстия. Влили воду и дети увидели, как вода, пройдя дерн, землю и песок, не смогла пройти через глину и стала искать себе выход, вытекла сквозь отверстия. Так в природе образуются родники

9. Наблюдение за свойствами снега

10. Изготовление цветных льдинок.

Изготовление плакатов

«Круговорот воды в природе»

«Где используют воду в д/c?»

Взаимодействие со специалистами

Досуг: «Праздник Нептуна»

Физкультурная деятельность.

Работа с родителями:

Совместная экскурсия детей и родителей на водоем.

Работа детей и родителей с дневниками наблюдений.

Совместные экологические праздники и театрализованные представления.

Создание газет с семейными историями.

Оформление уголка для родителей - информационная копилка: «Вода вокруг нас».

Выставка детских работ.

Конкурс детского творчества «Для чего нужна вода

Родительское собрание: «Воспитание юных экологов»

Консультации для родителей

«Эксперимент в детском саду»

«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

«Развитие исследовательских навыков дошкольника»

5 этап: Презентация проекта

Представление результатов проекта в виде : выставки «Для чего нужна вода, детских плакатов, (совместно с родителями) фотографий, продуктов детского творчества.

Заключительный этап проекта.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Бесценная и всем необходимая вода»

Цель: Закрепление знаний детей о воде, ее свойствах и необходимости для жизни всего живого на нашей планете

Создать у детей радостное настроение;

Вызвать желание участвовать в инсценировках и праздничных развлечениях;

Показать огромное значение воды для всех живых существ;

Уточнить представления детей о разных состояниях воды, о природных водоисточниках;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Развивать умения отгадывать загадки.

Совершенствовать гигиенические процедуры.

Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.

Публикации по теме:

Фотоотчет о летней неделе «Юные экологи»Фотоотчет о летней неделе «Юные экологи» В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек.

Фотоотчет о празднике «Посвящение в юные экологи»Фотоотчет о празднике «Посвящение в юные экологи» В пятницу, двадцать седьмого марта, у нас в детском саду прошел экологический праздник "Посвящение в юные экологи" в форме викторины.

Фотоотчёт «Мы — юные экологи»Фотоотчёт «Мы — юные экологи» Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, - мы.

Конспект образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе" Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: 1. Способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Юные экологи. Экология воды. Бесценная и всем необходимая вода» в подготовительной группе
Опубликовано: 22 марта 2025 в 21:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Юные экологи. Экология воды. Бесценная и всем необходимая вода» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Божко Наталия (УИ 527753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД