Валентина Лягинскова
Конспект занятия «Захватывающее путешествие в Мир огня»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Безопасность»
Познавательное занятие в старшей группе : «Захватывающее путешествие в Мир огня»
Программное содержание: Научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях; познакомить детей с огнём и его свойствами, расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
Публикация «Конспект занятия „Захватывающее путешествие в Мир огня“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре; воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности, развивать любознательность, память, логическое мышление.
Оборудование: Экран, мультимедия, ноутбук, костюмы пожарных для детей (жилеты, корона «Огня», огнетушитель.
Материал для опытов с огнё м: металлический разнос, парафиновые свечи, спички, ёмкости с водой, песком, землёй, снегом; стеклянная колба; клей, памятки-модели (геометрические фигуры).
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я волшебница из Мира огня…приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в Мир Огня. Займите места в креслолётах, пристегнитесь ремнями безопасности. (Начинаем обратный отсчё т: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1…Старт) Полетели!
Внимание! На мой компьютер поступило сообщение от инспектора Пожаркина. Оказывается, не все ребята знают, что играть с огнём опасно и он предлагает нам создать отряд юных пожарных, чтобы учить других детей правилам пожарной безопасности…
Вы согласны стать юными пожарными?
Дети: Да, согласны!
Воспитатель: (Слайд)
Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть пожарный? Какие важные качества нужны пожарным, чтобы они могли спасать людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Ребята, соберём в мою ладонь слова, обозначающие эти качества…
Дети: Мужественность, смелость, выносливость, доброта, милосердие, нежность, любовь, ум, профессионализм, отвага, сила, ловкость.
Воспитатель: На чём пожарные приезжают к месту пожара?
Дети: На машине. (Слайд) Посмотрите, такими пожарные машины были раньше. А это современные машины. Почему машина красного цвета? Зачем на машине длинная пожарная лестница?
Воспитатель: А если пожар случился на воде или в воздухе? У пожарных есть различная техника - пожарные машины, вертолёты, катера, поезда.
Воспитатель: Что необходимо делать, чтобы стать пожарным? (Слайд)
Дети: Чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.
Воспитатель: Я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем, чем можно потушить огонь.
Пожар - не случайность, а результат неправильного поведения. И, чтобы сделать жизнь более безопасной, во все времена люди передавали советы своим потомкам.
Очень древними «рекомендациями о безопасном поведении» являются пословицы и поговорки.
А знаете ли вы пословицы и поговорки, где говорится о противопожарной безопасности?
«Пословицы недаром молвятся» (Слайд).Постарайтесь их запомнить, повторив за мной:
- Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся.
- Спички – не игрушка, огонь не забава.
- Водой пожар тушат, а умом предотвращают.
- Берегись бед, пока их нет.
- От малой искры да большой пожар.
- Искра мала - великое пламя родит.
Воспитатель: Обратите внимание на экран (Слайды)
Как вы думаете, почему возникла пожарная ситуация и как действовать в данном случае?
После объяснения детей воспитатель делает вывод, используя стихотворную форму:
- Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нё м ребята помните: «Спички не тронь в спичках огонь!»
Давайте повторим это правило: «Спички не тронь, в спичках огонь!»
Подвижная игра «Огонь – друг и враг»
Один из игроков изображает Огонь. Он стоит в своем жилище-очаге (обруче) или в центре круга, образованном другими игроками и говорит; «Я – Огонь, меня не тронь!»
Игроки ходят по кругу и спрашивают: «Ты зачем ушёл из очага, превратился в нашего врага?»
После слов «Я Огонь – ваш друг и враг. Со мной не справится никак…» Огонь начинает шипеть и махать руками, ловить детей. Дети убегают от огня и садятся на стулья. Тот, кого поймали становится огнём. (Игра проводится 2-3 раза)
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в «Экспериментальную лабораторию» и проведём несколько экспериментов с огнём. Узнаем, чем можно потушить огонь и изготовим памятки.
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом разносе зажигает свечи.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонёк). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание.
- Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет)
- Объясните, почему? (Можно обжечься, если нечаянно уронить свечу на ковёр или на пол может произойти пожар).
- Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Эксперимент второй:
Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить).
- Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли).
- А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня.
Проведё м опыт: на горящую свечу польём немного воды (Ребёнок выполняет указание воспитателя)
- Что происходит и почему? (огонь погас, потому что он боится воды)
Возьмите капельку воды (овал синего цвета) и наклейте на огонь свечи – «потушите огонь» водой.
Эксперимент третий, четвё ртый: Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землёй, снегом.
- Как вы думаете, что произойдёт, если на горящую свечу положить снег? Проверим?
Возьмите круг белого цвета – это снег, наклеим его на огонь свечи - «потушим» огонь снегом.
- А сейчас на горящую свечу посыплем песок. Что произошло и почему?
Возьмите треугольник жёлтого цвета – это песок, наклейте его на огонь свечи – «потушите» огонь песком
-А теперь на горящую свечу посыплем землю. Что произошло и почему?
Возьмите квадрат чёрного цвета – это земля, наклеим его на огонь свечи – «потушим» огонь землёй.
У нас получились памятки-подсказки, которые вы возьмёте с собой домой, а если вдруг случится пожар, они вам напомнят о том, чем можно потушить огонь, а также, используя эти памятки вы можете рассказать об этом своим друзьям, родителям, детям других групп.
Существует ещё хороший помощник при тушении пожара, а что это вы узнаете из загадки:
Если пламя вспыхнет вдруг,
Есть у вас надёжный друг,
Под рукой его держите!
Пламени душитель,
Дыма укротитель-
Ваш друг огнетушитель (Слайд)
Огнетушитель полагается иметь в каждом заведении. У вас в детском саду тоже есть огнетушитель. Вот он какой! (Показывает огнетушитель, дети трогают его руками) и говорят: из какого материала он сделан? Внутри он наполнен пеной или специальным порошком, которым тушат огонь.
Ребята, вы много сегодня узнали о свойствах огня и готовы стать юными пожарными. Наденьте костюмы пожарных (жилеты, возьмите свои памятки и займите места в креслолётах мы возвращаемся обратно детский сад! Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания:
Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)
Вопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками? Почему? (нет, из-за неосторожного обращения может возникнуть пожар)
Вопрос третий: Чем можно потушить пожар? (водой, песком, землёй, снегом, огнетушителем)
Вот какой замечательный и достойный получился у нас отряд юных пожарных!
Теперь вы вместе со своим воспитателем можете пойти к детям подготовительной группы и рассказать им о том, что вы сегодня узнали, путешествуя по Миру огня.
А я прощаюсь с вами: «До свидания»!