Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Занимательная математика»

Светлана логачева
Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Занимательная математика»

Выполнила: Логачева Светлана. Воспитатель.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе. В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе. Занятия по программе «Развивающая математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста 5–7 лет „Занимательная математика“» размещена в разделах

Программа «Занимательная математика» направлена на всестороннее

гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной

активности.

Цель программы :

• - создание условий для интеллектуального развития детей старшего

дошкольного возраста.

• - развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.

Задачи:

Развивающие:

• Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать).

• Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

• Активизация навыков использования полученных знаний и умений на практике.

• Развитие речи, введение в активную речь математических терминов.

Образовательные:

• Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.

Ознакомление с простейшими геометрическими понятиями: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная, замкнутая и разомкнутая линии;

• решать математические загадки, ребусы, головоломки.

• учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

• развивать быстроту мышления;

• побуждать делать самостоятельные выводы;

• учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;

• учить устанавливать причинно-следственные связи.

• подготовить детей к успешному освоению материала в школе.

Воспитательные:

• Воспитание у детей 5–7 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе

• Воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, действий самоконтроля и самооценки.

Результаты программы :

Личностный результат: Ребёнок сможет определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, деловые качества воспитанника) используется: простое наблюдение, проведение математических игр, психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения материала по программе являются формирование универсальных учебных действий.

Дети научатся:

• решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;

• устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;

• строить логическую цепь рассуждений;

• выдвигать гипотезы;

• составлять задачи-шутки, магические квадраты;

• читать графическую информацию;

• находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

• анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

• различать существенные и несущественные признаки.

• отличать кривые и плоские поверхности;

• доказывать способ верного решения.

• уважение к товарищам и их мнению;

• понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

• умение слушать друг друга.

• постановке учебных задач занятия;

• оценке своих достижений;

• действовать по плану.

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

• - ребёнок сможет описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

• - выделять существенные признаки предметов;

• - сравнивать между собой предметы, явления;

• - обобщать, делать несложные выводы;

• - классифицировать явления, предметы;

• - определять последовательность событий;

• - судить о противоположных явлениях;

• - давать определения тем или иным понятиям;

• - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

• - выявлять функциональные отношения между понятиями;

• - выявлять закономерности и проводить аналогии.

По итогам обучения дети должны знать:

• числа от 0 до 20 и их графическое изображение;

• порядковый счет от 1 до 20;

• числа-соседи;

простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная, замкнутая и разомкнутая линии;

понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямо-угольник, овал, многоугольник;

• вершины, стороны, углы фигур;

• основные цвета и их оттенки;

• название сторон и углов клетки;

• строчку и столбик в тетради в клеточку;

предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;

временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

• название дней недели;

• название месяцев и времен года;

Уметь:

• считать от 1 до 20 и от 20 до 1;

• находить и сравнивать числа-соседи,

• решать простейшие арифметические задачи;

• находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;

• изменять геометрические фигуры по 1-2 признакам;

• подбирать и группировать предметы по 1-2 признакам;

• ориентироваться в пространстве;

• ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года);

правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;

сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, цвет, высота, длина, ширина, толщина;

• использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины предметов;

• измерять длину отрезков, сторон фигур,

• делить фигуры на 2—4 равные части и на 2—6 неравные;

• собирать фигуры из 4—8 частей;

• рисовать узоры (на слух) в тетрадях;

• рисовать по памяти;

• срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по клеточкам;

• собирать мозаики, кубики, конструкторы по образцу и по словесной инструкции;

• логически формулировать ответы.

• продолжать логический ряд фигур и предметов;

• решать математические загадки, ребусы, головоломки.

В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа. Проверка результатов проходит в форме:

• игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.,

• собеседования (индивидуальное и групповое,

• опросников,

• тестирования

Сроки реализации программы – 1 год.

Режим занятий – 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут. Количество детей в группе 10-12 человек.

Трудоемкость программы : 65 часов, из них 15 часов теоретических занятий, 50 часов практических занятий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Наименование разделов, тем Всего Теоретические занятия Практические занятия

1. Модуль 1 «Количество и счет.» 9 1 8

1.1. Диагностика. 1 1

1.2. Волшебная страна «Математика». 1 1

1.3. Какой по счету? 1 1

1.4. Какое число больше? 1 1

1.5. Что за чем следует? 1 1

1.6. Сколько нас без одного? 1 1

1.7.

Запиши что за чем? 1 1

1.8 Сравни. 1 1

1.9 Королевство цифр. 1 1

2 Модуль 2 «Ориентировка во времени и пространстве». 8 1 7

2.1 «Ориентирование на плоскости» (на листе бумаги) 1 1

2.2 Рисование фигур по точкам. 1 1

2.3 Левая и правая рука. 1 1

2.4 Близко-далеко. 1 1

2.5 Сутки. Часы. Минутки. 1 1

2.6. Дни недели. 1 1

2.7 12 месяцев 1 1

2.8 Время года. Сезоны. 1 1

3 Модуль 3 «Начало Геометрии». 23 12 11

3.1 Знакомство со сказочной страной Геометрия. 1 1

3.2 Понятие «Линия». 2 1 1

3.3 Понятие «Пересечение линий» 2 1 1

3.4 Знакомство с понятием «Линейка» 2 1 1

3.5 Понятие «Точка». 2 1 1

3.6 Прямая линия. 2 1 1

3.7 Кривая линия 2 1 1

3.8 Понятие отрезок 2 1 1

3.9 Ломаная линия. 1 1 1

3.10 Понятие Луч. 2 1 1

3.11 Понятие Угол. 2 1 1

3.12 Геометрическое тело. 2 1

3.13 Праздник Геометрии. 1 1

4. Модуль «Палочки Кюизенера». 17 1 16

4.1 Знакомство с палочками. 1 1

4.2 Разложи палочки. 1 1

4.3 Разложи по цвету. 1 1

4.4 Выложи по цифрам. 1 1

4.5 Сделай фигуру. 1 1

4.6 Буквы из палочек. 1 1

4.7 Состав Числа 1 и 2. 1 1

4.8 Состав Числа 3. 1 1

4.9 Разноцветные палочки. 1 1

4.10 Состав Числа 4. 1 1

4.11 Состав Числа 5. 1 1

4.12 Ходим по лестнице. 1 1

4.13 Кто старше? 1 1

4.14 Полосатая салфетка. 1 1

4.15 Море волнуется. 1 1

4.16 Это мы придумали сами. 1 1

4.17 Строим мост через реку. 1 1

5. Логические задачи. 8 0 8

5.1 Живые-неживые. 1 1

5.2 Сравнение понятий. 1 1

5.3 Сходство и различие. 1 1

5.4 Ладошки. 1 1

5.5 Запоминай-ка. 1 1

5.6 Что из чего сделано? 1 1

5.7 Веселый багаж. 1 1

5.8 Развлечение «Юные математики». 1 1

ИТОГО 65 15 50

Содержание программы «Занимательная математика».

Количество и счет. (9часов)

Теоретическое занятие. (1 час)

• Счет от 1 до 20.

Практическое занятие (8 часов)

• сравнить количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;

• - устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

- понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;

• - понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;

• - называть числительные по порядку в пределах 10, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;

• - согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;

• - решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Ориентировка во времени и пространстве. (8часов)

Теоретическое занятие (1час)

• Знакомство с часами.

Практическое занятие (7 часов)

• Ориентировка во времени

различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

• Ориентировка в пространстве

• различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;

обозначать словами положение предмета относительно себя: налево, направо, вперед, назад.

Начало геометрии (23 часа)

Теоретическое занятие (12 часов).

Геометрическое понятие точка, линия, прямая линия, кривая линия. Знакомство с понятием «отрезок», знакомство с мерой длинны – сантиметр и прибором измерения – линейкой. Знакомство с понятием «Луч»

«Ломанная линия», «угол», Геометрическое тело.

Практическое занятие (11 часов)

• Игра «где можно увидеть «точки»?

«Кто больше увидит точек в классе»

• Дать детям знания, что линии бывают прямые и кривые, что у них нет начала и конца, они бесконечны, их можно продлевать сколько угодно. Научить детей чертить разные линии. Отличать и называть их.

• Познакомить детей, с тем, что несколько линий могут иметь общую точку, такие линии называют пересекающиеся. Линии, не имеющие общей точки, называются параллельные.

• Познакомить детей, что прямые линии делятся на вертикальные, горизонтальные, наклонные. Помочь детям увидеть эти линии в окружающей действительности

• Познакомить детей с линейкой, учить пользоваться – проводить прямые линии.

• Познакомить детей, что кривые линии могут быть волнистыми. Изогнутыми, спиралевидными. Помочь детям увидеть эти линии в окружающей действительности

• Знакомство с понятием «отрезок»

• Познакомить детей, что если прямая ограничена с одной стороны поручится луч.

• Познакомить детей, что два луча выходящие из одной точки могут образовать угол. Угол может быть прямой, тупой, острый. Помочь детям увидеть углы в окружающей действительности.

• Геометрическое тело. Познакомить детей с понятием тело (объёмная фигура) учить различать и называть фигуры. Соотносить предметы с геометрической моделью.

Палочки Кюизенера (17 часов)

Теоретическое занятие (1 час).

• Знакомство с палочками.

Практическое занятие (16 часов).

• Игры подготовительного этапа.

«Что какого цвета?»

• Изучаем понятия «высокий- низкий», «широкий- узкий», «длинный- короткий».

• Развитие у детей количественных представлений.

«Считаем ступеньки» (состав числа).

• Измерение с помощью палочек Кюизенера.

Математические действия с помощью палочек Кюизенера.

• Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера

Логические задачи. (8часов)

Теоретическое занятие (0 часов).

Практическое занятие (8 часов).

Игры на развитие:

• Внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры, игры «Веселый счет», «Исправь ошибки» и др.);

• Воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);

• - Памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);

• - Мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным

• признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Месяц Количество часов Количество часов теоретических занятий Количество часов практических занятий

октябрь 9 1 8

ноябрь 8 1 7

декабрь 9 5 4

январь 7 4 3

февраль 7 3 4

март 9 1 8

апрель 8 8

май 8 8

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Литература:

• Е. В. Колесникова. Я составляю числа: Математика для детей 5-7 лет. «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М. 2015

• Е. В. Колесникова. Я считаю до десяти» Математика для детей 5-6 лет. (Математические ступеньки) ТЦ Сфера, М. 2014

• 3. Е. В. Колесникова. Я решаю логические задачи. ТЦ Сфера, М. 2011

• 4. Серия «Рабочие тетради дошкольника», «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» для детей 5-6 лет. Солнечные ступеньки.

• Л. Д Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Издательство ГНОМ М. 2017

• К. В. Шевелев «Занимательная геометрия» ЮВЕНТА М. 2017

• К. В. Шевелев «Логика. Сравнение. Счет.» Ювента М. 2016

• К. В. Шевелев «Графические диктанты» Ювента М. 2017

• О. К Никифорова «Учимся думать, играя» Задания и упражнения по развитию логического мышления для детей 5-7 лет. Волгоград 2017

Интернет ресурсы.

https://www.maam.ru/detskijsad

Материально-техническое оснащение :

• Строительный набор.

• Кубики с сюжетными картинками (8-24 кубика).

• Конструкторы.

• Рамки-вкладыши.

• Коллекция шнуровок.

• Арифметическое домино.

• Набор карточек с цифрами.

• Демонстрационный материал по каждой теме программы.

• Счетные палочки.

• Цветные Палочки Кюизенера.

• Наборы плоскостных и объемных фигур.

• Цветные карандаши.

• Линейка.

• Тетрадь в клетку.

• Настольно-печатные игры для детей 5-7 лет.

Занимательные книги по математике

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебное тесто». Часть 1 УТВЕРЖДАЮ Заведующая МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №13» ___Н. В. Статных Дополнительная общеобразовательная программа.

Дополнительная общеобразовательная программа – «Очумелые ручки» Содержание стр. Пояснительная записка. 3 Цели и задачи.

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» для детей старшей группы Дополнительная общеразвивающая программа (познавательное развитие) «Занимательная математика» Возраст детей: 4 – 7 лет Срок реализации программы:.

Образовательная программа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Пояснительная записка Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных.

Презентация «Занимательная математика для детей старшего дошкольного возраста» Презентация на тему Занимательная математика для детей старшего дошкольного возраста. Была предоставлена на родительской конференции ДОУ.

Приложение к проекту «Занимательная математика». Дидактические игры и пособия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возрастаПриложение к проекту «Занимательная математика». Дидактические игры и пособия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Золотая рыбка» Приложение к проекту «Занимательная математика».

Проект по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Проект по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Актуальность темы Предмет.

Программа работы кружка дополнительного образования «Занимательная математика» с детьми дошкольного возраста Программа работы кружка дополнительного образования «Занимательная математика» с детьми дошкольного возраста Воспитатель: Буянкина.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по вышивке «Чудесный крестик» для детей 5–7 лет к дополнительной образовательной программе на 2017-2018 учебный год «Согласовано» Старший воспитатель НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка».

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ладошки» для дошкольников 4–5 лет с нарушением зрения Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Занимательная математика»
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 19:43
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД