МААМ-картинки

Проект «Заповедные места Мордовии»

Баклина Валентина Николаевна
Проект «Заповедные места Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект : «Заповедные места Мордовии»

Автор проекта : Баклина Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификацион-ной категории

Краткая аннотация проекта

2017 год в России Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2015г. №392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий» объявлен годом экологии.

Проведение данного проекта приурочено к данному событию.

Публикация «Проект „Заповедные места Мордовии“» размещена в разделах

Проект является познавательным, творческим и направлен на изучение природы с целью объяснить детям, что заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов. Дети знакомятся с животными и растениями, которые там находятся.

Проект рассчитан на дошкольников и их родителей, заинтересованных в сохранении природы в настоящее время и во имя будущих поколений.

Актуальность проекта

Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет необходимость форми-рования нового экологического мышления, «экологизации» во всех науках и во всей человече-ской деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.

Основная цель экологического образования – всестороннее развитие личности, ответст-венно относящейся к окружающей среде.

В настоящее время остро встаёт вопрос уже не о добыче, разработки и использовании богатств нашей планеты, а об их сохранении. Пора менять своё потребительское отношение к природе. Необходимо менять представление о неисчерпаемости природных ресурсов, преодо-леть беспечное отношение и воспитывать нравственное, гуманное отношение к природе, уме-ние видеть её красоту, желание защитить и сохранить нашу природу.

Растительный и животный мир Мордовии многообразен. В результате воздействия человека численность многих видов значительно сократилась, а некоторые из них полностью исчезли. Чтобы сохранить редкие виды растений и животных в Мордовии, созданы заповедники.

Участие в проекте позволит расширить представления о заповедниках Мордовии, позво-лит выявить редкие и исчезающие виды растений и животных.

Новизна проекта

Новизной проекта является личностная включённость воспитателей, детей и родителей. Проект позволяет воспитателям, детям и их родителям заниматься любимым делом и одновре-менно приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетё н в другие виды деятельности: социализация, безопасность, труд, социальный мир и предметное окружение, развитие речи, изобразительную деятельность, региональный компонент. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

Оригинальность: приобщение детей к изучению растительного и животного мира род-ного края происходит в ходе экскурсий (в зоопарк, в детскую библиотеку).

Основной целью проекта является создание условий для воспитания у детей старшего дошкольного возраста эколого-краеведческой культуры через познание удивительного мира природы родного края и пробуждение уважительного, бережного отношения к растениям и животным, занесённым в Красную книгу.

Задачи проекта :

образовательные:

• формировать и развивать экологические представления;

• продолжать знакомить дошкольников с растениями и животными нашей респуб-лики;

• расширить знания о заповедных местах Республики Мордовия;

• дать представление о природоохранной деятельности людей;

• способствовать обогащению, систематизации представлений о растениях и жи-вотных, занесённых в Красную книгу;

оздоровительные:

• охранять и укреплять здоровье детей;

• учить детей правильно взаимодействовать с природой;

• формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармо-ничного развития личности.

воспитательные:

• воспитывать чувство гордости за природное достояние своей малой родины;

• формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живой природе;

• формировать ответственное отношение к родной природе и готовности к актив-ным действиям по её охране.

развивающие:

• развить познавательную активность детей в процессе формирования представле-ний об охранных природных территориях (местах)заповедниках;

• развивать трудовые умения и навыки;

• развивать эстетические представления.

Вид проекта :

по продолжительности – краткосрочный;

по доминирующей деятельности – игровой, познавательный, творческий;

по количеству участников – групповой.

Продолжительность: 1 неделя.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Методы обучения

В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).

Словесный метод: беседа (опирается на сведения, уже известные детям); рассказ, объ-яснения (используется, когда излагаются сведения, не опирающиеся на предыдущие знания де-тей); обсуждение (впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); привлечения индивидуального опыта ребёнка; чтение лите-ратуры.

Наглядный метод: наглядные материалы; демонстрационные материалы; демонстрация голосов птиц, звуков природы с применением аудиотехники.

Практический метод: познавательно-исследовательские работы; изготовление рисун-ков; экологическая акция «Добрая зима для птиц» (изготовление кормушек, подкормка зимую-щих птиц).

Формы работы с родителями:

– анкетирование;

– консультации;

– индивидуальные беседы;

– организация совместной деятельности с детьми (выполнение совместного домашнего задания (изготовление кормушек для птиц); участие в экскурсиях, заседании клуба весёлых и находчивых).

Основное содержание проекта

Этапы реализация проекта

Первый этап – подготовительный

– Создание проблемы, постановка цели и задач;

– Подбор методической литературы для реализации проекта;

– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродук-ций картин; организация предметно-развивающей среды в группе.

Второй этап – основной

– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

– Проведение тематического занятия;

– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей;

– Организация выездных экскурсий в зоопарк, детскую библиотеку.

Третий этап – заключительный

– Подведение итогов работы над данным проектом проходило на открытом мероприятии экологический КВН «Земля – наш дом родной».

– Выставка творческих работ детей, оформление стенда «Редкие и исчезающие виды растений и животных».

– Анализ результатов проекта.

Ресурсы:

Материально-техническая база:

1) предметно-развивающая среда;

2) наглядный и демонстрационный материал;

3) бумага, цветные карандаши, кисти, акварельные краски.

4) мультимедийный проигрыватель; музыкальное оформление (аудиозаписи «Звуки природы»);

5) карточки-домики с изображением растений, занесённых в Красную книгу и не зане-сённых в неё.

Теоретическая и методическая литература:

1. Астрадамов В. И., Альба Л. Д., Силаева Т. Б., Рыбин Ю. И., Талалаевский Л. М., Фили-монов В. Б., Якушкина М. Н. Особо охраняемые природные территории Мордовии / Под общ. ред. В. И. Астрадамова: Монография. – Саранск : Мордовское кн. изд-во, 1997.

2. Васильев Н. Г., Горин Д. А., Рашек В. Л. и др. Заповедники СССР : Справочник / под ред. Бородина А. М. и Сыроечковского Е. Е. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Лесн. пром-сть, 1983.

3. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. : Илекса, Ставрополь : Сервисшкола, 2000.

4. Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. – М. : Просвещение, 2010.

5. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. / Сост. Астрадамов В. И. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – Т. 2 : Животные. – 336 с.

6. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. / Сост. Силаева Т. Б. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2003. – Т. 1 : Редкие виды растений, лишайников и грибов. – 288 с.

7. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

8. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

9. Сорокина А. И., Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактиче-ских и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду». Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Просвещение, 2000.

10. Терешкин И. С., Соколова Н. Н., Шалыбков А. М. Мордовский заповедник // Заповед-ники европейской части РСФСР. II / Под ред. В. В. Соколова, Е. Е. Сыроечковского. – М. : Мысль, 1989.

Интернет-ресурсы:

1. Детский портал «Солнышко» https://www.solnet.ee/

2. Международный образовательный портал «МААМ. RU» https://www.maam.ru/

Ожидаемые результаты по проекту :

Дети:

1. Дети овладели понятиями «заповедник», «национальный парк», «Красная книга».

2. У детей сформировались представления и знания о заповедных местах Мордовии.

3. Расширились и систематизировались представления о редких и исчезающих видах животных и растений родного края.

4. Сформировались представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

5. Дети проявляют ответственное, бережное отношение к природе, стремятся принять посильное участие в её охране и защите.

6. Обращают внимание на красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм.

Педагоги:

1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошко-льника.

2. Повышение профессионального мастерства: повысится экологическая культура педа-гогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

3. Пополнение развивающей предметно-пространственная среды в группе.

4. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.

Родители:

1. Обогащение уровня экологических знаний родителей.

2. Повышение экологической культуры родителей, понимания необходимости в эколо-гическом воспитании детей.

3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах.

Критерии результативности проекта :

Высокий уровень. Хорошее знание изученного материала, ребёнок усвоил практически весь объём знаний, предусмотренных в рамках данного проекта; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность; отношение к природ-ным объектам – совершает позитивные поступки, проявляет сочувствие к попавшим в беду, стремится самостоятельно помочь, проявляя осознанность, проявляет гуманные чувства к жи-вому.

Средний уровень. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие знаний; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах; отношение к природным объектам – устойчивый интерес к животным и растениям.

Низкий уровень. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо знаний по теме; отношение к природным объектам – слабые эмоциональ-ные проявления или вообще отсутствуют (равнодушие); отсутствие желания включаться в со-вместную деятельность с педагогом и другими детьми.

Перспективный план работы с родителями:

Месяц/неделя Образовательный модуль Тема Совместная дея-тельность Цель деятельности

понедельник «Заповедная

Мордовия» «Как нау-чить ре-бенка лю-бить и ох-ранять родную природу» Постановка целей, определение акту-альности и значи-мости проекта.

Анкетирование родителей.

Подбор методиче-ской литературы для реализации проекта.

Подбор наглядно-дидактического материала, худо-жественной лите-ратуры.

Подбор репродук-ций, художествен-ных картин по те-ме проекта.

Консультация.

Цель: обсудить цели и задачи проекта;

– выявить отношение родителей к вопросам экологического образо-вания дошкольников в детском саду и его ре-ального осуществления в семье;

– сформировать интерес у родителей по созда-нию условий для реали-зации проекта;

– создать условия для ознакомления детей с заповедниками Мордо-вии.

Пятница «Заповедная

Мордовия» «Земля наш дом родной» КВН для детей и родителей. Цель: систематизиро-вать имеющиеся знания об окружающем мире в увлекательной игровой форме.

Перспективный план работы с педагогами:

Месяц/неделя Вид деятельность Программное содержание

февраль

март

апрель Семинар-практикум:

Тема: «Педагогическая мастерская воспитателя» Цель: Совершенствовать профессиональ-ную подготовку воспитателей в работе с детьми. Создать условия для развития творческого потенциала педагогов.

Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности:

«По заповедным местам Мордовии»

февраль Консультация: «Особенности и формы организации работы с родителями по экологиче-скому воспитанию детей до-школьного возраста» Цель: Ознакомление воспитателей с особен-ностями и формами организации работы с родителями по экологическому воспитанию детей.

План реализации проекта с детьми.

Время

проведе-ния Образователь-ный модуль Тема Программное

содержание Совместная

деятельность

с детьми Ответствен-ные

1 2 3 4 5 6

Вторник «Заповедная

Мордовия» «Земля наш общий дом» – Углубить зна-ния детей о при-родном мире Мордовии;

– научить ребён-ка визуализиро-вать эмоцио-нальные ощуще-ния при прослу-шивании музы-ки;

– совершенство-вать речевые на-выки, необходи-мые для обще-ния: умение вступать в разго-вор, поддержи-вать его, изла-гать свои мысли понятно для ок-ружающих;

– формировать ответственное и бережное отно-шение к родной природе.

Беседа «Земля наш общий дом».

Чтение худо-жественной литературы: Д. Мамин-Сибиряк «Се-рая шейка», В. Бианки «Мастер без топора», Е. Чарушин «Про зайчат», «Медвежо-нок», «Лися-та», Я. Пинясов «Доктор Тук-Тук». Л. Дай-неко «Есть на земле огром-ный дом».

Выставка ре-продукций «Природа края глазами ху-дожников».

Прослушива-ние звуков природы: шум воды, дождя, звуки леса, звуки дельфи-нов, птичье пение, «Песня жаворонка» П. Чайковского, А. Вивальди «Весна» и др.

Дидактические игры «Узнай по описанию», «Кто, где жи-вёт?».

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».

Составление творческих рассказов де-тей по темам: «Моё любимое животное», «Лес – это дом для многих жильцов».

Отгадывание загадок. Воспитатели

Среда «Заповедная

Мордовия» «Что такое – заповед-ник? – Расширить знания детей о заповедных мес-тах Республики Мордовия;

– показать, какие ценные, охра-няемые виды растений и жи-вотных произра-стают и живут в нашей республи-ке;

– побуждать же-лание побывать в заповедных местах;

– формировать интерес к приро-доохранной дея-тельности, жела-ние участвовать в ней;

– воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди бе-регут, охраняют заповедные уголки природы;

– обогащать и активизировать словарь детей по теме. Экологические беседы «Что такое – запо-ведник? «За-поведные мес-та Мордовии», «Животный и растительный мир заповед-ника».

Познаватель-ное занятие НОД «По за-поведным местам Мор-довии».

Подвижная игра «Медведи и пчёлы».

Организация целевой про-гулки при оз-накомлении детей с приро-дой родного края (экскур-сия в зоопарк с участием ро-дителей).

Воспитатели

Родители

Четверг «Заповедная

Мордовия» «Для чего нужна Красная Книга» – Продолжать знакомить детей с природой род-ного края и фор-мировать эколо-гически-осознанное от-ношение к при-роде;

– развивать у де-тей представле-ния о назначении Красной книги;

– развивать у де-тей бережное отношение к редким и исче-зающим видам растений и жи-вотных;

– способствовать развитию твор-ческого потен-циала;

– формировать навыки осущест-вления биотех-нических меро-приятий (под-кормка зимую-щих птиц).

Беседа «Для чего нужна Красная Кни-га».

Экскурсия в детскую биб-лиотеку.

Чтение худо-жественной литературы (стихотворе-ние А. Яшина «Покормите птиц»).

Дидактическая игра «Накорми зверей и птиц».

Ручной труд «Кормушки для птиц».

Рисование с детьми.

Проведение заседания клу-ба весёлых и находчивых.

Оформление выставки ри-сунков детей «Редкие и ис-чезающие ви-ды растений и животных». Воспитатели

Родители

пятница «Заповедная

Мордовия» «Земля наш дом родной» Цель: системати-зировать имею-щиеся знания об окружающем мире в увлека-тельной игровой форме. КВН для детей и родителей.

Воспитатели

Родители

Выводы:

Внедрение в работу проекта «Заповедные места Мордовии» позволило:

- сформировать начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получил эмо-циональные впечатления о природе региона, в котором он проживает, получил представ-ления о разных формах жизни и охраны природы.

- повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Публикации по теме:

Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» Галина Заева. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии». В моем сердце уголок найдется, Для.

Фотоотчет о посещении выставки «Заповедная природа Мордовии»Фотоотчет о посещении выставки «Заповедная природа Мордовии» Представляю вашему вниманию фото-отчетО посещении выставки "ЗАПОВЕДНАЯ ПРИРОДА МОРДОВИИ"В начале февраля был объявлен городской конкурс.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Природа Мордовии» Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Природа Мордовии» Программное содержание: - Формировать представление.

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию «Заповедные места Камчатского края» подг. гр. Программное содержание: - дать представление о заповедниках Камчатского края. - познакомить с уникальными растениями и животными, которые.

Образовательный проект «Творчество художников Мордовии» Красота родного края… - это источник любви к Родине. Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда.

Проект «Памятные места города Липецка» .

Проект «Памятные места и достопримечательности города Йошкар-Ола» Проект «Памятные места и достопримечательности города Йошкар-Ола» Выполнила: Смоленцева Екатерина Владимировна, воспитатель МДОБУ «Руэмский.

Проект «Заповедные места Мордовии» Актуальность проекта. Природа Мордовии очень разнообразна. На современной карте республики можно увидеть леса и поля, реки и озера, низины.

Экологический проект «По страницам Красной книги Мордовии» Тип проекта: Познавательно-творческий, долгосрочный. Вид проекта: Групповой. Актуальность проекта: Ухудшение экологической обстановки.

Заповедные места моего края. ФотозарисовкиЗаповедные места моего края. Фотозарисовки На левом берегу реки Малая Лаба, в месте ее слияния с рекой Уруштен расположен кордон Восточного отдела Кавказского государственного природного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Заповедные места Мордовии»
Опубликовано: 28 марта 2017 в 21:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Заповедные места Мордовии»» (включая файлы) размещена пользователем Баклина Валентина Николаевна (УИ 560787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД