Баклина Валентина Николаевна
Проект «Заповедные места Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Заповедные места Мордовии»
Автор проекта : Баклина Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификацион-ной категории
Краткая аннотация проекта
2017 год в России Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2015г. №392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий» объявлен годом экологии.
Проведение данного проекта приурочено к данному событию.
Публикация «Проект „Заповедные места Мордовии“» размещена в разделах
Проект является познавательным, творческим и направлен на изучение природы с целью объяснить детям, что заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов. Дети знакомятся с животными и растениями, которые там находятся.
Проект рассчитан на дошкольников и их родителей, заинтересованных в сохранении природы в настоящее время и во имя будущих поколений.
Актуальность проекта
Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет необходимость форми-рования нового экологического мышления, «экологизации» во всех науках и во всей человече-ской деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.
Основная цель экологического образования – всестороннее развитие личности, ответст-венно относящейся к окружающей среде.
В настоящее время остро встаёт вопрос уже не о добыче, разработки и использовании богатств нашей планеты, а об их сохранении. Пора менять своё потребительское отношение к природе. Необходимо менять представление о неисчерпаемости природных ресурсов, преодо-леть беспечное отношение и воспитывать нравственное, гуманное отношение к природе, уме-ние видеть её красоту, желание защитить и сохранить нашу природу.
Растительный и животный мир Мордовии многообразен. В результате воздействия человека численность многих видов значительно сократилась, а некоторые из них полностью исчезли. Чтобы сохранить редкие виды растений и животных в Мордовии, созданы заповедники.
Участие в проекте позволит расширить представления о заповедниках Мордовии, позво-лит выявить редкие и исчезающие виды растений и животных.
Новизна проекта
Новизной проекта является личностная включённость воспитателей, детей и родителей. Проект позволяет воспитателям, детям и их родителям заниматься любимым делом и одновре-менно приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетё н в другие виды деятельности: социализация, безопасность, труд, социальный мир и предметное окружение, развитие речи, изобразительную деятельность, региональный компонент. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Оригинальность: приобщение детей к изучению растительного и животного мира род-ного края происходит в ходе экскурсий (в зоопарк, в детскую библиотеку).
Основной целью проекта является создание условий для воспитания у детей старшего дошкольного возраста эколого-краеведческой культуры через познание удивительного мира природы родного края и пробуждение уважительного, бережного отношения к растениям и животным, занесённым в Красную книгу.
Задачи проекта :
образовательные:
• формировать и развивать экологические представления;
• продолжать знакомить дошкольников с растениями и животными нашей респуб-лики;
• расширить знания о заповедных местах Республики Мордовия;
• дать представление о природоохранной деятельности людей;
• способствовать обогащению, систематизации представлений о растениях и жи-вотных, занесённых в Красную книгу;
оздоровительные:
• охранять и укреплять здоровье детей;
• учить детей правильно взаимодействовать с природой;
• формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармо-ничного развития личности.
воспитательные:
• воспитывать чувство гордости за природное достояние своей малой родины;
• формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живой природе;
• формировать ответственное отношение к родной природе и готовности к актив-ным действиям по её охране.
развивающие:
• развить познавательную активность детей в процессе формирования представле-ний об охранных природных территориях (местах) – заповедниках;
• развивать трудовые умения и навыки;
• развивать эстетические представления.
Вид проекта :
по продолжительности – краткосрочный;
по доминирующей деятельности – игровой, познавательный, творческий;
по количеству участников – групповой.
Продолжительность: 1 неделя.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Методы обучения
В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).
Словесный метод: беседа (опирается на сведения, уже известные детям); рассказ, объ-яснения (используется, когда излагаются сведения, не опирающиеся на предыдущие знания де-тей); обсуждение (впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); привлечения индивидуального опыта ребёнка; чтение лите-ратуры.
Наглядный метод: наглядные материалы; демонстрационные материалы; демонстрация голосов птиц, звуков природы с применением аудиотехники.
Практический метод: познавательно-исследовательские работы; изготовление рисун-ков; экологическая акция «Добрая зима для птиц» (изготовление кормушек, подкормка зимую-щих птиц).
Формы работы с родителями:
– анкетирование;
– консультации;
– индивидуальные беседы;
– организация совместной деятельности с детьми (выполнение совместного домашнего задания (изготовление кормушек для птиц); участие в экскурсиях, заседании клуба весёлых и находчивых).
Основное содержание проекта
Этапы реализация проекта
Первый этап – подготовительный
– Создание проблемы, постановка цели и задач;
– Подбор методической литературы для реализации проекта;
– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродук-ций картин; организация предметно-развивающей среды в группе.
Второй этап – основной
– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
– Проведение тематического занятия;
– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей;
– Организация выездных экскурсий в зоопарк, детскую библиотеку.
Третий этап – заключительный
– Подведение итогов работы над данным проектом проходило на открытом мероприятии экологический КВН «Земля – наш дом родной».
– Выставка творческих работ детей, оформление стенда «Редкие и исчезающие виды растений и животных».
– Анализ результатов проекта.
Ресурсы:
Материально-техническая база:
1) предметно-развивающая среда;
2) наглядный и демонстрационный материал;
3) бумага, цветные карандаши, кисти, акварельные краски.
4) мультимедийный проигрыватель; музыкальное оформление (аудиозаписи «Звуки природы»);
5) карточки-домики с изображением растений, занесённых в Красную книгу и не зане-сённых в неё.
Теоретическая и методическая литература:
1. Астрадамов В. И., Альба Л. Д., Силаева Т. Б., Рыбин Ю. И., Талалаевский Л. М., Фили-монов В. Б., Якушкина М. Н. Особо охраняемые природные территории Мордовии / Под общ. ред. В. И. Астрадамова: Монография. – Саранск : Мордовское кн. изд-во, 1997.
2. Васильев Н. Г., Горин Д. А., Рашек В. Л. и др. Заповедники СССР : Справочник / под ред. Бородина А. М. и Сыроечковского Е. Е. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Лесн. пром-сть, 1983.
3. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. : Илекса, Ставрополь : Сервисшкола, 2000.
4. Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. – М. : Просвещение, 2010.
5. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. / Сост. Астрадамов В. И. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – Т. 2 : Животные. – 336 с.
6. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. / Сост. Силаева Т. Б. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2003. – Т. 1 : Редкие виды растений, лишайников и грибов. – 288 с.
7. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
8. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
9. Сорокина А. И., Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактиче-ских и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду». Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Просвещение, 2000.
10. Терешкин И. С., Соколова Н. Н., Шалыбков А. М. Мордовский заповедник // Заповед-ники европейской части РСФСР. II / Под ред. В. В. Соколова, Е. Е. Сыроечковского. – М. : Мысль, 1989.
Интернет-ресурсы:
1. Детский портал «Солнышко» https://www.solnet.ee/
2. Международный образовательный портал «МААМ. RU» https://www.maam.ru/
Ожидаемые результаты по проекту :
Дети:
1. Дети овладели понятиями «заповедник», «национальный парк», «Красная книга».
2. У детей сформировались представления и знания о заповедных местах Мордовии.
3. Расширились и систематизировались представления о редких и исчезающих видах животных и растений родного края.
4. Сформировались представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
5. Дети проявляют ответственное, бережное отношение к природе, стремятся принять посильное участие в её охране и защите.
6. Обращают внимание на красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм.
Педагоги:
1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошко-льника.
2. Повышение профессионального мастерства: повысится экологическая культура педа-гогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
3. Пополнение развивающей предметно-пространственная среды в группе.
4. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.
Родители:
1. Обогащение уровня экологических знаний родителей.
2. Повышение экологической культуры родителей, понимания необходимости в эколо-гическом воспитании детей.
3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Критерии результативности проекта :
Высокий уровень. Хорошее знание изученного материала, ребёнок усвоил практически весь объём знаний, предусмотренных в рамках данного проекта; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность; отношение к природ-ным объектам – совершает позитивные поступки, проявляет сочувствие к попавшим в беду, стремится самостоятельно помочь, проявляя осознанность, проявляет гуманные чувства к жи-вому.
Средний уровень. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие знаний; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах; отношение к природным объектам – устойчивый интерес к животным и растениям.
Низкий уровень. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо знаний по теме; отношение к природным объектам – слабые эмоциональ-ные проявления или вообще отсутствуют (равнодушие); отсутствие желания включаться в со-вместную деятельность с педагогом и другими детьми.
Перспективный план работы с родителями:
Месяц/неделя Образовательный модуль Тема Совместная дея-тельность Цель деятельности
понедельник «Заповедная
Мордовия» «Как нау-чить ре-бенка лю-бить и ох-ранять родную природу» Постановка целей, определение акту-альности и значи-мости проекта.
Анкетирование родителей.
Подбор методиче-ской литературы для реализации проекта.
Подбор наглядно-дидактического материала, худо-жественной лите-ратуры.
Подбор репродук-ций, художествен-ных картин по те-ме проекта.
Консультация.
Цель: обсудить цели и задачи проекта;
– выявить отношение родителей к вопросам экологического образо-вания дошкольников в детском саду и его ре-ального осуществления в семье;
– сформировать интерес у родителей по созда-нию условий для реали-зации проекта;
– создать условия для ознакомления детей с заповедниками Мордо-вии.
Пятница «Заповедная
Мордовия» «Земля наш дом родной» КВН для детей и родителей. Цель: систематизиро-вать имеющиеся знания об окружающем мире в увлекательной игровой форме.
Перспективный план работы с педагогами:
Месяц/неделя Вид деятельность Программное содержание
февраль
март
апрель Семинар-практикум:
Тема: «Педагогическая мастерская воспитателя» Цель: Совершенствовать профессиональ-ную подготовку воспитателей в работе с детьми. Создать условия для развития творческого потенциала педагогов.
Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности:
«По заповедным местам Мордовии»
февраль Консультация: «Особенности и формы организации работы с родителями по экологиче-скому воспитанию детей до-школьного возраста» Цель: Ознакомление воспитателей с особен-ностями и формами организации работы с родителями по экологическому воспитанию детей.
План реализации проекта с детьми.
Время
проведе-ния Образователь-ный модуль Тема Программное
содержание Совместная
деятельность
с детьми Ответствен-ные
1 2 3 4 5 6
Вторник «Заповедная
Мордовия» «Земля наш общий дом» – Углубить зна-ния детей о при-родном мире Мордовии;
– научить ребён-ка визуализиро-вать эмоцио-нальные ощуще-ния при прослу-шивании музы-ки;
– совершенство-вать речевые на-выки, необходи-мые для обще-ния: умение вступать в разго-вор, поддержи-вать его, изла-гать свои мысли понятно для ок-ружающих;
– формировать ответственное и бережное отно-шение к родной природе.
Беседа «Земля наш общий дом».
Чтение худо-жественной литературы: Д. Мамин-Сибиряк «Се-рая шейка», В. Бианки «Мастер без топора», Е. Чарушин «Про зайчат», «Медвежо-нок», «Лися-та», Я. Пинясов «Доктор Тук-Тук». Л. Дай-неко «Есть на земле огром-ный дом».
Выставка ре-продукций «Природа края глазами ху-дожников».
Прослушива-ние звуков природы: шум воды, дождя, звуки леса, звуки дельфи-нов, птичье пение, «Песня жаворонка» П. Чайковского, А. Вивальди «Весна» и др.
Дидактические игры «Узнай по описанию», «Кто, где жи-вёт?».
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».
Составление творческих рассказов де-тей по темам: «Моё любимое животное», «Лес – это дом для многих жильцов».
Отгадывание загадок. Воспитатели
Среда «Заповедная
Мордовия» «Что такое – заповед-ник? – Расширить знания детей о заповедных мес-тах Республики Мордовия;
– показать, какие ценные, охра-няемые виды растений и жи-вотных произра-стают и живут в нашей республи-ке;
– побуждать же-лание побывать в заповедных местах;
– формировать интерес к приро-доохранной дея-тельности, жела-ние участвовать в ней;
– воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди бе-регут, охраняют заповедные уголки природы;
– обогащать и активизировать словарь детей по теме. Экологические беседы «Что такое – запо-ведник? «За-поведные мес-та Мордовии», «Животный и растительный мир заповед-ника».
Познаватель-ное занятие НОД «По за-поведным местам Мор-довии».
Подвижная игра «Медведи и пчёлы».
Организация целевой про-гулки при оз-накомлении детей с приро-дой родного края (экскур-сия в зоопарк с участием ро-дителей).
Воспитатели
Родители
Четверг «Заповедная
Мордовия» «Для чего нужна Красная Книга» – Продолжать знакомить детей с природой род-ного края и фор-мировать эколо-гически-осознанное от-ношение к при-роде;
– развивать у де-тей представле-ния о назначении Красной книги;
– развивать у де-тей бережное отношение к редким и исче-зающим видам растений и жи-вотных;
– способствовать развитию твор-ческого потен-циала;
– формировать навыки осущест-вления биотех-нических меро-приятий (под-кормка зимую-щих птиц).
Беседа «Для чего нужна Красная Кни-га».
Экскурсия в детскую биб-лиотеку.
Чтение худо-жественной литературы (стихотворе-ние А. Яшина «Покормите птиц»).
Дидактическая игра «Накорми зверей и птиц».
Ручной труд «Кормушки для птиц».
Рисование с детьми.
Проведение заседания клу-ба весёлых и находчивых.
Оформление выставки ри-сунков детей «Редкие и ис-чезающие ви-ды растений и животных». Воспитатели
Родители
пятница «Заповедная
Мордовия» «Земля наш дом родной» Цель: системати-зировать имею-щиеся знания об окружающем мире в увлека-тельной игровой форме. КВН для детей и родителей.
Воспитатели
Родители
Выводы:
Внедрение в работу проекта «Заповедные места Мордовии» позволило:
- сформировать начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получил эмо-циональные впечатления о природе региона, в котором он проживает, получил представ-ления о разных формах жизни и охраны природы.
- повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.