Здоровьесберегающая деятельность дошкольного образовательного учреждения: проблемы и пути их решения

Рина Яхина
Здоровьесберегающая деятельность дошкольного образовательного учреждения: проблемы и пути их решения

«Здоровьесберегающая деятельность дошкольного образовательного учреждения: проблемы и пути их решения»

Проблему здоровьесбережения можно отнести к разряду национальных проблем, решением которой занимаются органы государственной власти. Это подтверждается принятием ряда нормативных документов, которыми руководствуются в своей деятельности дошкольные образовательные учреждения страны в целом, и МАДОУ «Березка» в частности, в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников (2 слайд):

Закон «Об образовании» №273 ФЗ;

Постановление В. В. Путина «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения»;

Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”

Постановление Правительства РФ от 04.10.200 №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» елу

Содержание

ФЗ от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной

программы развития образования"

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 294"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. № 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях"

Закон «Об образовании» №273 ФЗ определяет дошкольное образование как первую ступень общего образования, что подчеркивает уникальность и ценность дошкольного возраста в формировании здоровья, воспитании всесторонне развитой личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, подтверждая необходимость радикальных изменений в системе дошкольного образования, выдвигает в качестве приоритетной задачи охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Эта задача, учитывая жесткие климатогеографические условия Крайнего Севера и местностей, к нему приравненных, является особенно актуальной для нашего региона. Низкие температуры воздуха, резкие перепады давления, недостаток кислорода, ультрафиолетовое «голодание» - вот неполный перечень природных факторов, отрицательно влияющих на детский организм. Высокий уровень заболеваемости детей подтверждается данными территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по ХМАО-Югре в г. Когалыме (3 слайд). Около 20% детей страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата, заболеваниями эндокринной системы, в частности, йододефицитом (4 место в структуре заболеваний, заболеваниями пищеварения (6 место в структуре заболеваний, заболеваниями глаз, в частности, миопией (2 место в структуре заболеваний).

В нашем детском саду также ведется анализ заболеваемости детей (4 слайд): в 2013 году количество случаев составило 394, в 2014 году – 760. Заболевания органов дыхания составили 268 и 599 соответственно.

Группы здоровья:

2013г. 2014г.

105 1гр 135

174 2гр 200

23 3гр 22

3 4гр 4

16 Подг. гр 20

Как видно из таблицы, количество 1 и 2 групп увеличилось, однако количество детей с 3 и 4 группой увеличилось.

Таким образом, образовательная деятельность в ДОУ должна осуществляться с учетом здоровьесберегающего подхода. При этом необходимо учитывать (5 слайд):

региональные особенности ;

особенности учреждения (материально-технические, кадровые, финансовые);

индивидуальные особенности дошкольников (в том числе, группу здоровья);

последние исследования в области науки, научные достижения;

социальное окружение (объекты инфраструктуры – Дворцы Спорта, Центры здоровья, школы и т. д.)

Я думаю, знаю, что во всех детских садах города используются здоровьесберегающие технологии, на базе некоторых садов, в том числе нашем, функционируют центры Здоровья. Мне не хотелось бы занимать ваше время перечислением тех форм, методов, технологий, которые используются нами, так как они являются практически стандартными. Сегодня мне хотелось бы раскрыть некоторые особенности нашей здоровьесберегающей деятельности, которые связаны с материально-техническими и кадровыми условиями, а также раскрыть проблемы, с которыми столкнулись в процессе реализации.

Комплексная система

физкультурно-оздоровительной системы в ДОУ (7 слайд)

1. Наличие оптимальных материально-технических условий (12 слайд).

1.1 Помещения и территория ДОУ

Для обеспечения двигательной активности дошкольников в ДОУ имеются:

Физкультурные залы – 3 шт;

Музыкальные залы – 3шт;

Бассейн -1 (2 чаши);

Спортивные площадки – 2;

Тропа Здоровья.

Дополнительные помещения (7 слайд):

Комната ОБЖ -1;

Логопункт – 2;

Сенсорная комната – 1;

Кабинет психолога – 1.

Физиокабинет – 1;

Фитобар -1.

Медицинский блок включает в себя:

Кабинет медицинской сестры – 1;

Процедурный кабинет - 1;

Изолятор – 3;

1.2. Материалы и оборудование

Физкультурные залы снабжены стандартным спортивным оборудованием. В наличии имеются также:

Тренажеры – 8шт («Бегущая дорожка», «Велосипед»);

Мини-лыжи – 25 шт;

Коньки – 20 шт;

Самокаты – 10 шт;

Велосипеды – 10шт;

В бассейне также достаточное количество спортивного плавательного оборудования: различного рода надувных игрушек, мячей, нарукавников, кругов; игрушек тонущие, с изменяющейся плавучестью; доски, нудолсы, аквалошадки и многое другое.

Данное оборудование используется как на занятиях, так и в кружковой работе (2 физкультурных занятия в зале, 1 – на воздухе, 1 динамический час, 1 раз – кружок «Грация» или «Школа мяча»; 2 занятия в бассейне, 1 кружок «Морская звезда»). Несмотря на наличие залов, площадок и оборудования, мы сталкиваемся с трудностями, с которыми по мере возможности справляемся.

1. Трудности в применении лыж и коньков.

Дело в том, что в прошлом году мы сделали каток, но использовать его в полном объеме не смогли: температура воздуха не позволяла, сложности с расчисткой снега, сложности с обеспечением безопасности детей при их большом количестве.

2. При использовании мини-лыж, они оказались не совсем удобными в использовании (неудобные крепления). Тем не менее, инструкторы по физо изменили немного конструкцию крепежа, и используют лыжи в работе с детьми.

3. По проекту в бассейне не были предусмотрены поручни, обязательные для детей. Поэтому в прошлом году бассейн был введен в эксплуатацию только после того, как шефы помогли изготовить и установить поручни.

4. Спортивная площадка, предназначенная для спортивных игр, не покрыта специальным покрытием. В этом году, мы надеемся, эта проблема будет решена с помощью тех же шефов.

В комнате ОБЖ имеются игровые пособия, дидактические и режиссерские игры, макеты по ПДД, ППБ. Кроме того, имеется мобильный автогородок, куда входят светофоры, машинки (педальные и на аккумуляторах, который используется на территории ДОУ. Благодаря КСАТ в прошлом году нанесена была дорожная разметка, согласованная с ГИБДД. Все это позволяет решать задачи сохранения собственного здоровья детьми через соблюдение правил ПДД.

Говоря о физическом здоровье, нельзя забывать об интеллектуальном, а также психическом здоровье детей. В условиях нашего детского сада функционируют 2 логопункта, кабинет психолога и сенсорная комната. Один учитель-логопед осуществляет коррекцию речевого развития в старших-подготовительных группах, второй ведет группу компенсирующей направленности с паталогией речевого развития. Педагог-психолог проводит коррекционные занятия согласно перспективному планированию, используя при этом возможности сенсорной комнаты. Сенсорная комната дает возможности получать различные стимулы – зрительные, слуховые, тактильные – и использовать эту стимуляцию длительное время. Различное сочетание всех этих стимулов может оказывать разное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка:

- тонизирующее,

- стимулирующее,

- укрепляющее,

- восстанавливающее,

- успокаивающее,

- расслабляющее.

В ноябре 2014 года мы приобрели 2 комплекта БОС –«Логотерапевтический», «Коррекция психоэмоционального состояния». Учитель-логопед Зотеева О. С. и педагог-психолог Шакирьянова О. В. прошли курсы повышения квалификации в г. С-Петербург.

Шакирьянова по теме «Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи» по направлению «Коррекция психоэмоционального состояния».

Показания: Тревожные нарушения, ADD/ADHD (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, Дислексия, дизартрия, Заикание (логоневроз, Посттравматический стрессовый синдром, Синдром хронической усталости.

Зотеева заикание, логоневрозы;

• нарушения темпа речи;

• ринолалии;

• ринофонии;

• дизартрии;

• дислалии;

• афазии;

• моторная алалия;

• дисграфии;

• дислексии;

В детском саду имеется фитобар. Она представлена в виде зоны для отдыха- диваны, телевизор. В настоящее время он не функционирует в связи с отсутствием расходных материалов (трав). С сентября 2015 года планируется введение платной услуги «Фиточай», «Кислородный коктейль».

Медицинскую деятельность в детском саду осуществляют две медицинские сестры. И основная трудность, с которой столкнулись, я думаю, большинство садов – это передача медицинских работников КГБ. Проявился, так скажем, «конфликт интересов». С одной стороны, ответственность руководителя ДОУ за обеспечение сохранения и укрепления здоровья дошкольников, качественное питание, соблюдение санитарно-гигиенических требований и т. д., с другой стороны – нежелание медицинских работников делать то, что как они считают, делать не обязаны.

2. Наличие кадрового потенциала (18 слайд)

В детском саду 11 узких специалистов, из них 3 занимаются коррекционной деятельностью, 3 – инструкторы по физической культуре. Хотелось бы отметить взаимодействие инструктора по труду и педагога-психолога по использованию метода изотерапии в кружковой работе. Цель их совместного взаимодействия - нормализовать психологическое состояние детей, имеющих негативные психологические проявления, путем метода изотерапии. Ведь как известно, изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием.

Работа в данном направлении началась, педагог-психолог провела диагностику, результаты которой определили списочный состав кружка. Инструктор по труду организует 1 раз в неделю кружковые занятия с детьми, нуждающимися в коррекции психического развития или поведения.

3. Наличие системы работы с социальными партнерами (19 слайд)

Взаимодействие со школой, с Дворцом спорта.

Таким образом, здоровьесберегающая деятельность в детском саду осуществляется, имеет свои особенности, имеются проблемы, которые решаются на уровне ДОУ.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-po-zdorovyu_l4k74.pptx | 5318,11 Кб | Скачан: 27
 
Публикации по теме:

Обеспечение здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ - основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем,.

Утренняя гимнастика на воздухе для детей старшего дошкольного возраста. Проблемы, пути их решения В настоящее время особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в различных формах – физкультурные занятия,.

Мордовские народные игры в условиях дошкольного образовательного учреждения Мордовские народные игры корнями уходят в далёкое прошлое. Они самобытные и имеют свои особенности, отражают формы общественных отношений.

Имидж дошкольного образовательного учреждения Современная система дошкольного образования переживает период громадных перемен. Практически полностью изменилась нормативная база, регулирующая.

Проект «Экологическая тропа» муниципального дошкольного образовательного учреждения Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» МДОУ «Детский сад №1 «Берёзка» Проект.

Пути повышения эффективности деятельности работников образовательного учреждения .

Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения (слайд1) Состояние здоровья детей постоянно становится главной.

Самообразование воспитателя «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения» РАЗДЕЛ 2. 2.1 Разработка проекта по адаптации детей к детскому саду в группе №1. С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни.

Современные проблемы литературного развития дошкольника и возможные пути их решения Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребёнка. Чтение веками служило средством становления.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Здоровьесберегающая деятельность дошкольного образовательного учреждения: проблемы и пути их решения
Опубликовано: 21 марта 2016 в 18:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Дидактическая игра из фетра «Подбери наряд»
Мастер-класс. Дидактическая игра "Подбери наряд" Цель: развитие творческих способностей, научиться подбирать стиль к особенностям фигуры человека на рисунке,...
Стихотворение для старших дошкольников «Рыжуха-осень»
Как осенний листок подсказал тему стихотворения Рыжуха - осень * Осенний листочек влетел мне в окошко, И рыжим он был, как дворовая кошка....
Фоторепортаж о кружковых занятиях по знакомству с буквой о и звуком [O] во второй...
Букве О и звуку [O] посвящено 2 занятия. 1. Рассмотрели складовые картинки ОГУРЕЦ, КОЗА, ВОЛК, ГНОМ, ВЕДРО, ВОРОНА. 2. Определили место буквы в словах:...