Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях

Марина Чешуева
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях

Музыка из всех видов искусств является самым сильным средством воздействия на человека. Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений, а в настоящее время её лечебный эффект доказан научно.

Музыкальный руководитель, опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей, ставит в своей работе следующие задачи:

1. Систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки,

2. В начало и конец занятия внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить,

3. Внедрять элементы здоровьесбережения во время танцев и игр и драматизаций и использовать современные здоровье сберегающие технологии:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика

Логоритмика Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Особое место в работе над речью детей отводится музыкальным играм, пению и движению под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритм декламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями. Интегрированные занятия, музыкальный руководитель должен проводить с логопедом и психологом, следуя следующим педагогическим принципам — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала.

Логоритмические занятия проводятся 1 раз в неделю музыкальным руководителем и логопедом.

Регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности детей, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование музыкальным руководителем сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

Пальчиковая гимнастика (кинезиологические игры)

На музыкальных занятиях пальчиковые игры музыкальный руководитель проводит чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомые дошкольникам- «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др. адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.

- упражнения с младшими дошкольникам выполняется в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной рукой или симметрично расположенными пальцами (ручные знаки)

Например, упражнение

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

(Сопровождается поступенным пением мелодии вверх и вниз.)

Постепенно разгибая пальцы, начиная с большого, из кулачка, ребёнок должен голосом изобразить поступенное движение мелодии вверх, что позволяет включить в работу оба полушария, заставить их взаимодействовать друг с другом. Такое упражнение развивает не только мелкую моторику рук, но и звуковысотный слух.

- упражнения, проводимые со старшими дошкольниками, усложняется, объём заданий увеличивается, наращивается темп выполнения задания, варьируется использование мелодий (постепенный переход от поступенного движения к движениям по трезвучию, скачкообразным движениям).

В отличие от малышей, для которых используются упражнения только с симметричными движениями и сопровождаемые пением звуков только октавы, старшим дошкольникам музыкальный руководитель предлагает одновременные разнотипные движения рук, сопровождаемые пением интервалов, соответствующих азбуке 6 и 7-ой ступени развития программы «Камертон».

В отличие от содружественных движений, регуляция которых происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции, за счёт чего расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребёнка, развивается координация движений, основные признаки музыкальности: эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, музыкальное мышление.

ПсихогимнастикаЧтобы научить ребенка сдерживать и контролировать свои эмоции применяется релаксация для снятия эмоционального напряжения; коррекции настроений и отдельных черт характера; педагог упражняет детей в умении выразительно и эмоционально изображать отдельные эмоции, движения; обучает ауторелаксации.

Такие занятия музыкальный руководитель проводит с детьми с чрезмерной утомляемостью и непоседливостью, вспыльчивым и замкнутым, с неврозами и нарушениями характера, с легкими задержками психического и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Психогимнастику в психопрофилактической работе можно использовать с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Она помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Дыхательная и артикуляционная гимнастикаЧтобы голос ребенка звучал беспрепятственно, объёмно и ровно музыкальный руководитель ставит перед собой следующие задачи:

• повышать общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям

• развивать дыхательную мускулатуру, улучшать вентиляцию и кровообращение в лёгких

• отработать механизм физиологически правильного речевого и певческого дыхания.

• способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

• улучшает дренажную функцию бронхов;

Педагог должен использовать кинезиологические дыхательные упражнения и дыхательную гимнастику А. Стрельниковой. Стрельниковская гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Большой маятник», «Малый маятник», «Кошечка», «Обними плечи», «Ушки», «Повороты головы», «Перекаты», «Шаги».

Артикуляционная гимнастика помогает музыкальному руководителю в тренировке мышц речевого аппарата детей, развивает музыкальную память, способствует запоминанию текста песен, вниманию, развивает чувство ритма. При отборе упражнений следовать рекомендациям учителя-логопеда. В результате этой совместной работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память и внимание. Гимнастикой музыкальный руководитель может заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

АрттерапияАрт-терапия – это буквально лечение искусством. Это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала ребенка, помогает музыкальному руководителю решить следующие задачи:

• снизить эмоциональную тревожность;

• повысить самооценку;

• развить коммуникативные навыки;

• способствовать закреплению положительных поведенческих реакций

Важно использовать следующие виды арттерапии: музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия, песочная терапия. Для проведения арттерапии, необходимо в каждой группе уголки, оснащенные различными пособиями и дидактическими играми: музыкально-творческие игры, различные виды кукольных театров, запасник ценных вещей, уголок ряженья, ёмкости с песком и т. д.

Эта работа эффективно влияет на улучшение эмоционального состояния детей и в целом на создание положительного климата в группе, что в свою очередь является одним из компонентов оздоровительной работы с дошкольниками.

ВокалотерапияСистема вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса, музыкальный руководитель включает в каждое музыкальное НОД.

Звук «А-А-А» - стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги;.

Звук «И-И-И»- активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух;

Звук «У-У-У»- усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха;

Звук «М-М-М» - с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.

Ритмопластика Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях - это психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Музыкальный руководитель занимаясь с ребенком ритмопластикой, способствует развитию у него организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка и движения, доступные возможностям детей, понятными по содержанию игрового образа.

Ритмопластика являются средством профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, развивают музыкальность, двигательные способности, благотворно влияют на психическую сферу ребенка.

Движения современных танцев укрепляют мышцы стопы, укрепляют мышечный каркаса вокруг позвоночника, способствуют увеличению подвижности суставов.

Стренчинг. Элементами стренчинга педагог обучает детей в игровой форме. Детям предлагается сказка, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых, выполняют сложные упражнения в интересной форме.. Упражнения выполняются под музыку, охватывая все группы мышц.

Моделирование оздоровительной работы в музыкальной деятельности детей.

Занятия

Музыкально- ритмические движения(«Ритмическая мозаика» Буренина.)

Младший возраст: «Чебурашка», «Кукла- неваляшки», «Плюшевый медвежонок»;

Средний возраст: «Разноцветная игра», «Антошка», «Белые кораблики», «Мячик», «Волшебный цветок», «Птичка польку танцевала»

Старший дошкольный возраст: «Веселые путешественники», «Кузнечик», «Чунга- чанга», «Дразнилки», «Кукляндия», «Карнавальное шествие», полька «Кремена», «Найди пару», «Какадурчик»,

Дыхательная гимнастика. (А. Н. Стрельникова)

Упражнения : ладошки, «Шарики», «Дерево», «Кошка», «Маятник», «Повороты головы», «Насос», «Перекаты»

Попевки на одном звуке: «Сорока», «Андрей- воробей», «Люли», «Сапожок»;

Попевки на двух звуках и нескольких звуках: «Баю-бай», «В школу», «Лесенка», «Теремок», «Самолет», «Ракета», «Горошина»;

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики встречаются, «Твердые ладошки», «Веселые пальчики», «Пальчики танцуют», «Что умеют мои пальчики»

Музыкально подвижные игры: «Ай-дили-дили-дили», «Игра с лентой», «Найди листок», «Огуречик», «Мой ребенок», «Беги ко мне»;

Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ): упражнения «Водоворот», «Мельница», «Солнечные зайчики», «Лови мяч», «Покачаемся в лодке», и т. п.

Релаксация. Упражнения «Отдохнем», «Влесу», «На волнах», «Погреемся на солнышке», «Загораем»

Примерный алгоритм проведения музыкальной НОД с применением

здоровьесберегающих технологийПодготовительная группа (продолжительность НОД – 30мин.)

Вводная часть. Активная музыкотерапия с использованием музыкально-ритмических упражнений 3мин

Приветствие. Кинезиологические распевки 2мин

Восприятие музыки Слушание музыки с элементами музыкотерапии, дыхательной гимнастики, ритмопластики 4мин.

Пение, песенное творчество Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, кинезиологические пальчиковые игры 7мин.

Музыкально-дидактические игры Использование ИКТ, пособий, моделирование 2мин.

Танцы, танцевальное творчество Музыкально-ритмические движения 5-7мин.

Музыкальные игры, игра на ДМИ Творческое музицирование 4мин.

Заключительная часть Психогимнастика, элементы пассивной музыкотерапии 2мин

Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии (пособие «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», автор О. Н. Арсеневская.) можно достичь хороших результатов.

Взаимодействие и просветительская работа педагога с родителями проводится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровьесбережения ребенка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком вне ДОУ на информационных стендах, проведение мастер-классов с родителями по применению здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе музыкальным руководителем здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса:

• способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,

• способствует формированию потребности в двигательной активности,

• способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,

• позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,

• формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей

Публикации по теме:

Логоритмика и развитие речи у детей первой младшей группы. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Консультации для родителей 1 младшей группы. Тема: «Логоритмика и развитие речи у детей первой младшей группы» и «Здоровьесберегающие технологии.

Консультация для воспитателей «Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях» МБДОУ «Детство» структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях Консультация.

Мастер-класс «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Задачи: обучить детей.

Проект «Здоровячки. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» Проект «Здоровички» (здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях) Автор : Павлова М. Л., музыкальный руководитель Вид проекта:.

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Развитие фонематических процессов у младших школьников» Тема: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Развитие фонематических процессов у младших школьников». Цель: развитие.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического,.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии: цели, задачи Давайте мы все встанем и поприветствуем друг друга красиво (например, реверансом или поклоном или просто рукопожатием) Молодцы, сегодня.

Здоровьесберегающие технологии в ДОО и их использование на занятиях ЛФК ГБОУ г. Москвы «Школа № 1272» Доклад: Тема: «Здоровьесберегающие технологии в ДОО» Составила воспитатель: Куриленко В. В. Москва.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
Опубликовано: 7 мая 2018 в 14:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

Конспект ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «День народного единства»
Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину. Задачи: обучающие: расширять представления детей о территории России,...
Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»
Уважаемые родители, ваш ребенок еще не школьник, но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи, будущего первоклассника. Ведь главная ее...
Работа по методике развития чувства ритма у детей 5–8 лет «Ритмический лес»
Подготовил и разработал: Музыкальный руководитель МАДОУ №8 г. Сухой Лог Карпуков Д. М. «Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно...