Папки-передвижки

Внедрение здоровьесберегающих технологий в систему работы по воспитателя по коррекции речи старших дошкольников

Чепурнова Марина
Внедрение здоровьесберегающих технологий в систему работы по воспитателя по коррекции речи старших дошкольников

р:«Здоровьесбережение + развитие речи»

ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Публикация «Внедрение здоровьесберегающих технологий в систему работы по воспитателя по коррекции речи старших дошкольников» размещена в разделах

Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи, в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что большое количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, страдают также хроническими заболеваниями. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 7 летнего возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т. к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью [1, с. 10].

Поэтому использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, организовывать занятия интереснее и разнообразнее [2, с. 8]. Использование здоровьесберегающих технологий принадлежит к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий в содействии с инновационными технологиями создают условия для развития речи детей.

Актуальность данной проблемы и запросы родителей подвели к необходимости разработки проекта по внедрению здоровьесберегающих технологий в деятельность учителя-логопеда по коррекции речи детей.

Целью проекта стало создание условий для развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.

В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:

- повысить уровень знаний педагогов ДОУ об использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей, и внедрить их в этапы программных занятий и в различные режимные моменты;

- создать условия для повышения эффективности работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях;

- привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.

Проект был реализован в несколько этапов:

1. Констатирующий: первичное обследование детей.

2. Формирующий:

- организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, с использованием здоровьесберегающих технологий;

- организация взаимодействия с педагогами и родителями по вопросам коррекции речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий.

3. Контрольный: итоговое обследование детей.

Проект разработан на основе принципов коррекционной педагогики : научности; системности; доступности материала; наглядности; сознательности и активности; прочности обучения; индивидуального подхода.

А так же с учётом принципов здоровьесбережения :

Не навреди!

Принцип триединого представления о здоровье.

Непрерывность и преемственность.

Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.

Для выявления возможности влияния применения здоровьесберегающих технологий на речевое развитие детей была сформирована экспериментальная группа из 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В течение учебного года были созданы условия для успешного усвоения детьми

речевого материала и развития всех компонентов речевой системы с применением здоровьесберегающих технологий, а именно:

организована и скоординирована работа по систематизации и обобщению речевого материала у детей с нарушениями речи, путём внедрения здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающий процесс;

организована система взаимодействия всех участников педагогического процесса: воспитателей, специалистов и родителей по внедрению инновационных и здоровьесберегающих технологий;

создана картотека методических материалов для успешной реализации внедрения здоровьесберегающих технологий в коррекционный процесс.

разработан пакет диагностических материалов для отслеживания динамики речевого развития детей и оценки эффективного коррекционного воздействия.

В коррекционно-развивающий процесс, с целью повышения его эффективности, активно внедрялись следующие здоровьесберегающие технологии :

1. Артикуляционная гимнастика, которая способствовала:

- улучшению кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервации;

- улучшению подвижности артикуляционных органов;

- укреплению мышечной системы языка, губ, щёк;

- уменьшению спастичности артикуляционных органов.

2. Дыхательная гимнастика, которая была направлена на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания. Велась работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

3. Зрительная гимнастика, которая использовалась:

- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

- для укрепления мышц глаз

- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

4. Развитие общей моторики.

Оздоровительные паузы, направленные на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции дало ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

5. Развитие мелкой моторики.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях было уделено особое внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию, формированию графических навыков.

6. Су – джок терапия

На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла в пальцах.

7. Массаж и самомассаж.

Виды развивающего массажа, используемые при организации коррекционно-развивающего воздействия :

- массаж и самомассаж лицевых мышц;

- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

- плантарный массаж (массаж стоп);

- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

- массаж артикуляционной мускулатуры.

8. Релаксация.

Комплекс упражнений на релаксацию использовался для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц.

На протяжении учебного года велась систематическая работа с педагогами ДОУ и родителями детей экспериментальной группы по вопросам использования здоровьесберегающих технологий при коррекции речевых нарушений.

Анализ результатов по использованию приемов здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе позволил сделать следующие выводы:

процесс работы по устранению речевых нарушений ведётся интенсивнее;

взаимодействие всех участников педагогического процесса повышает эффективность и результативность коррекционной работ;

уровень родительской активности и просвещённости повысился, что качественно сказалось на эффективности работы с детьми.

Данные результаты позволили сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике является перспективным и эффективным средством при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Список литературы:

1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : методическое пособие. М. : Сфера, 2008. – 158 с.

2. Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. М. : Школьная Пресса, 2007. – 48 с.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Конспект интегрированной ООД по развитию речи «В сказочном зимнем лесу» с использованием здоровьесберегающих технологийКонспект интегрированной ООД по развитию речи «В сказочном зимнем лесу» с использованием здоровьесберегающих технологий Ход ООД: Воспитатель. (заходят под музыку «Зимняя песенка» Г. Гладкова) Ребята, сегодня необычный день, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе логопеда «Здоровье — это главное!» Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда • «Здоровье это состояние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение здоровьесберегающих технологий в систему работы по воспитателя по коррекции речи старших дошкольников
Опубликовано: 23 января 2020 в 16:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД