Сафет Исмаиловна Коблева
Конспект открытого интегрированного занятия «Земля — наш общий дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
открытого интегрированного занятия
(экология, ознакомление с окружающим, музыка)
в подготовительной группе
Тема: «Земля - наш общий дом»
2013 год
Задачи: Дать представления детям, что Земля- уникальная экосистема, включающая множество различных сообществ. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе, об объектах живой и не живой природы, продолжать развивать интерес к художественному слову, способствовать развитию навыков пения.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия „Земля — наш общий дом!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Предварительная работа: Рассматривание модели Земли- глобус, изготовление макета Солнечной системы совместно с детьми, заучивание стихотворений, загадок, пословиц о природе, рассматривание иллюстраций, альбомов с животными, птицами, насекомыми, чтение художественных произведений.
Материал: Глобус, макет Солнечной системы, запрещающие экологические знаки, плоскостная модель дерева, картинки лесных животных, объявления-загадки.
Ход занятия
Россия – огромная наша страна. Подумаем вместе, какая? Якут, что на севере крайнем живёт, нам скажет: Здесь снег очень часто идёт, оленей пушистых гуляют стада И много повсюду блестящего льда. А мальчик из Сочи задорно хохочет: «Какие морозы? Здесь пальмы растут и душистые розы». И кто из них прав? Правы оба понятно! Россия огромна, сильна, необъятна.
-Дети, а на какой планете находиться такая огромная страна Россия? (На планете Земля)
- Давайте посмотрим на модель нашей планеты. Кто знает, как называется модель земного шара? (Глобус)
- Наша планета Земля - это огромный-преогромный шар, который вращается вокруг Солнца. А какие другие планеты вы знаете? (Луна, Венера, Марс и т. д).
- Как вы думаете, есть ли жизнь на этих планетах? (Нет)
- Почему? (Там нет воздуха и воды)
- Посмотрите на глобус, художник красиво разрисовал его в разные цвета. Как вы думаете, какой цвет что символизирует? (Синий –вода, зелёный – растительность, жёлтый и коричневый сушу).
- Скажите, без чего не смогут жить на Земле живые существа? (Воздух, вода, свет)
-А Человек может жить на Земле без природы? (Нет)
Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
-У каждого человека есть свой дом, у каждого животного есть свой дом, у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом, а можем ли мы назвать нашим домом нашу Землю? (Да)
-Земля- это наш общий чудесный дом для всех людей. Зверей, птиц, насекомых, растений. Послушайте. Какие красивые стихи посвятил нашему общему дому поэт Леонид Дайнеко:
Есть на земле огромный дом под крышей голубой, Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья. Живёшь в том светлом доме ты и все твои друзья. Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нём. Природою родной земли зовётся этот дом!
-Ребята, давайте посмотрим из чего состоит наш общий дом : над головой у нас общая крыша-голубое небо, под ногами общий пол-земля, у нас одна на всех печка и лампочка- ласковое солнышко, вентилятор тоже один –ветер. Нам всем вместе надо хорошо знать, любить и беречь наш общий дом, планету Земля.
- Ребята, а у меня для вас сюрприз, наш старый друг Старичок-Лесовичок пригласил нас к себе, но он беспокоится не забыли ли вы правила поведения в лесу? Давайте мы их сейчас повторим:
Лесные правила
1. Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, только чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь! Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
2. Ветку с дуба не ломай, никогда не забывай Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать, Из рогатки не стрелять! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают?
3. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, Палкой бить, ты в лесу всего лишь гость, Здесь хозяин дуб и лось. Их покой побереги, ведь они нам не враги!
- Молодцы, ребята, Старичок-Лесовичок будет рад видеть нас. Ну что отправимся в волшебное лесное царство?
(Дети под музыку маршируют по импровизированной лесной тропинке)
-Вот мы и пришли на лесную полянку, в дороге мы устали, давайте присядем на «травку» и поговорим. (Дети располагаются на ковре кто как хочет)
-А кто знает, кого мы можем здесь встретить? (Зверей) Но звери чаще всего боятся человека. Заяц – трусливый, олень- осторожный, волк тоже обходит стороной человека.
-Дети, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком? Их очень много, они повсюду: на деревьях, на цветах, на земле, в воздухе. Кто это? (Насекомые)
-Каких насекомых вы знаете? (Муравей, комар, божья коровка, пчела и т. д.) -Дети, а что бы было, если бы насекомых не стало? -Много разных насекомых –это хорошо или плохо?
Тризовская игра «Хорошо-плохо»
( Хорошо: интересно наблюдать, красиво, пища для птиц и животных и т. д. Плохо: могут укусить, мешают отдыхать, вредят растениям и т. д.)
-Дети, ну что отдохнули немного? Пойдем дальше?
-Смотрите, на деревьях развешаны объявления Кто же их развесил? (Снимаю с «веток» объявления)
1. Друзья буду рад видеть вас, только адреса у меня нет. Я свой домик ношу с собой. (Улитка)
2. Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж, дикообраз, ёлка, сосна)
3. Срочно нужны пух и перья, для дома (гнезда). (Птица)
4. Потеряла хвост! Тому, кто найдёт, прошу не беспокоиться, отращу другой! (Ящерица)
5. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочу обхитрю, вокруг пальца обведу! (Лиса)
- Вот какие разные лесные жители! В природе нет ни плохих зверей, ни хороших. Все они нужны и важны.
-У каждого живого существа есть что-то, что помогает ему выжить. Я буду называть животное, а вы что ему помогает выжить:
• Олень- быстрые ноги и рога
• Кабан- длинные клыки
• Черепаха –твердый панцирь
• Заяц- быстрые ноги и чуткие уши
• Еж- колючие иголки
Физкультминутка «Лисонька, ты где?»
(Дети становятся в круг и закрывают глаза. Ведущий незаметно для детей прикосновением назначает лису. По сигналу дети открывают глаза, но никто не знает где же лиса. Ведущий зовет: «Лисонька, ты где?». Лиса отвечает: «Я здесь», и бросается ловить «зайцев». «Зайца», присевшего на корточки ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.
- Ребята, почему говорят: «Лес – наше богатство?» Я сейчас расскажу вам как используют лес? Из древесины изготавливают мебель, музыкальные инструменты, лака, нитки, лекарства. - Какая ещё польза от леса? (Чистый воздух, ягоды, орехи, грибы) - А какие грибы бывают? (Съедобные и не съедобные) - Назовите съедобные (Боровик, лисички, опята и т. д.) - А все ли грибы можно собирать? А какие нельзя? (Мухомор и т. д. - Да мухоморы, очень красивые, но очень ядовитые, их собирать нельзя, а вот песенку послушать о них можно
Песенка «Мухоморы»
- Ребята, высокий старый лес называют пятиэтажным. А теперь помогите мне расселить животных, птиц, насекомых по их квартирам.
Дидактическая игра «Многоэтажный дом»
( На мольберте плоская модель дерева: корни- подвал, «5 этажей» дерева)
-Кто будет жить в «подвале»? (Мыши, кроты)
- На первом этаже? (Ёж, заяц, кабан)
- На втором этаже, на кустах и низких деревьях? (Дятел, соловей)
- На третьем этаже? (Сорока)
-На четвёртом и пятом этаже? (Иволга и хищные птицы, ястреб)
- Все живые существа приспособлены к своей среде обитания. У крота, например, лапки как лопатки, для того чтобы копать землю и гладкая шёрстка. А как вы думаете, для чего у белки длинный пушистый хвост? (Он помогает прыгать с ветки на ветку)
- Белка и заяц меняют на зиму шерсть. Почему у зайца шубка зимой белая. А у белки серая? Правильно, зайцу надо прятаться от лисы и охотников на белом снегу, поэтому его шубка белая. А белка живёт на дереве, сядет она на ствол дерева. Вот её и незаметно.
- А кузнечик может быть красным? (Нет, кузнечик живёт в траве, вот он и зелёный)
- А белка может летать? (Нет, у неё нет крыльев)
- Правильно, летает тот у кого есть крылья, ползает тот у кого нет ног, плавает тот, у кого есть плавники, чешуя и т. д.
Игра: Земля, огонь, воздух, вода.
- Ребята, как вы думаете Человек часть природы? Какой природы? Человек часть живой природы, существо мыслящее. Человек на земле- это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех. Он летает на самолёте выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит крепче бобра, но из-за того, что Человек сильнее всех, он стал причиной загрязнённых водоёмов, закопчённого воздуха, гибели многих животных и птиц, редких растений. Если Человек умнее и сильнее всех, то он должен все свои знания и умения направить на охрану природы.
- Ребята, а что вы сможете сделать для охраны природы? (Не ломать ветки деревьев, зря не рвать цветы, не разорять муравейники и гнёзда, ловить бабочек и т. д.).
- Ребята, а что вы испытываете, когда слышите, что где-то на планете идёт война? (Страх, испуг, ужас, гнев)
- Во время войны гибнут люди и страдает вся природа, поэтому все люди Земли должны беречь мир и охранять его, и взрослые и дети!
Наша планета Земля очень щедра и богата, Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Ребёнок 1. Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету!
Ребёнок 2. Развеем над нею и тучи, и дым, в обиду её никому не дадим
Ребёнок 3. Беречь будем птиц, насекомых, зверей, от этого станем мы только добрей.
Ребёнок 4. Украсим всю Землю садами, цветами…Такая планета нужна нам с вами!
Ребёнок 5. Давайте улыбнёмся! Как хорошо вокруг! Природа- наш хороший, наш добрый, верный друг!
Ребёнок 6. Для нас лесной кузнечик споёт среди травы, а ветер нам сыграет на клавишах листвы.
- Ну вот, ребята, закончилось наше путешествие. Кого вы встретили? Что нового узнали? Что вам понравилось больше всего? - Старичок-Лесовичок очень доволен вами и прислал вам угощенье корзину с фруктами.