Галина Якунина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Земля в опасности!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» села Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области
Конспект по познавательно – исследовательской деятельности.
Ознакомление с природным миром.
"Земля в опасности"
Подготовила ;воспитатель детского сада "Солнышко" Якунина Г. В.
2018г
Цель: Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу.
Задачи:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Земля в опасности!“» размещена в разделах
- Дни защиты от экологической опасности, 15 апреля - 5 июня
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Продолжать формировать бережное отношение детей в первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.
2. Привлечь внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды и воздуха.
3. Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.
4. Закреплять правила поведения в природе.
Приоритетные образовательные области: (Ознакомление с природным миром; развитие речи, чтение художественной литературы)
Планируемые результаты: Дошкольник получит возможность научиться: иметь представления о том, что Земля наш общий дом, который нуждается в защите; осознанное бережное отношение ко всему, что нас окружает, знать правила поведения в природе, уметь оценивать поступки людей, оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
- будут сформированы: чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Целевые ориентиры: Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Большая часть земного шага покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди; на планете Земля обитает много живых существ; планета сейчас в опасности : вода, почва, воздух стали грязными; что нужно делать чтобы спасти планету.
Материально – технические ресурсы для педагога : интерактивная доска, глобус, аудиозаписи,, проектор, компьютер, пособие «Сказка про речку», использование ИКТ Сюрпризный момент «Земля SOS» Для детей : карточки_ различный мусор, дидактическая игра «Рассортируй мусор», стаканчики одноразовые с соленой и пресной водой
Предварительная работа:
• Беседа о нравственных качествах и поступках, народов России и мира.
• чтение книг о разных странах и континентах, их климатических условиях, экскурсии, целевые прогулки
• Рассматривание глобуса;
• Подбор картинок по теме;
• Чтение стихов о Земле;
• Знакомство с океанами, морями и материками.
• Прогулки, целевые походы, экскурсии и повседневные наблюдения. Изучение и анализ экологического состояния объектов ближайшего окружения (участка детского сада, двора, парка и т. д.)
• Проведение опыта «Что произойдет с мусором, если его закопать в землю?»
• Сюжетно-ролевые, дидактические игры на природоохранные и экологические темы.
Содержание ОД:
Введение в ОД. Мотивация детей.
Воспитатель.
Дети, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Подарим свои улыбки и хорошее настроение.
Сегодня здесь собрались те, кто любит природу, ценит ее и заботится о ней. А вы, ребята, покажете свои знания, умения и ловкость.
Наш девиз: «Беречь леса, поля и реки, чтоб сохранилось все навеки!»
Совместная постановка познавательной цели
Воспитатель:
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг -
Тут речка, там зеленый луг.
Леса, и горы, и моря, -
Всё называется Земля!
(обратить внимание на экран)
Актуализация знаний детей
- Ребята, посмотрите какая красивая наша планета. А какую форму она имеет? Верно, форму шара. Только шар этот такой большой, и чтобы объехать его, нужно много месяцев. Подскажите, как называется модель земли? Правильно, глобус. Посмотрите, какой он разноцветный, что обозначает каждый цвет:
- Что изображено на глобусе коричневым цветом? Дети: (горы, возвышенности).
- Что изображено зеленым цветом? Дети: (равнины, леса).
- Что изображено желтым цветом? Дети: (пустыни).
- Что изображено белым цветом? Дети: (снежные пустыни).
- Что изображено синим цветом? Дети: (моря, океаны, реки озёра).
Тревожно звонят колокола, напоминающие, что каждый день с лица Земли пропадает несколько видов животных и растений. Нет такой меры, чтобы измерить и оценить красоту природу, синеву морской волны, сияние снежных шапок гор, цветочный узор весеннего луга. И мы с вами тоже часть этой природы. И всякое неблагополучие в ней угрожает нашему здоровью и жизни.
В настоящее время проблема охраны природы приобрела глобальный характер. Она вызывает серьезную озабоченность у людей всех стран и континентов нашей планеты, и требует коллективных усилий, чтобы предотвратить угрожающую человечеству экологическую катастрофу.
Ребята! К нам поступило видеообращение от планеты "Земля", давайте послушаем!
Видеозапись:
- Я Земля! Я — в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут.
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски.
Конфету съел - и что, малыш,
Бросаешь фантик, не глядишь?
Пуcта бутылка, все испил?
А унести не стало сил?
Услышьте голос мой родной
Я плачу дождевой слезой.
Я задыхаюсь, не молчу
Землетрясениями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
- Я планета Земля, сейчас я больна.
И в этом, поверьте, лишь ваша вина.
Я людям не верю и им в назиданье
Придумаю страшное наказание.
Воспитатель:
- Постой, Земля, не торопись!
- Ведь мы за взрослых не в ответе.
- Да, люди мы, но только дети.
- Позволь нам разобраться в том,
За что ты нам грозишь?
Совместное открытие нового (создание проблемной ситуации проектирование решения проблемной ситуации; проблемное объяснение нового знания)
Воспитатель: Ребята, давайте же с вами разберемся, почему Земля на нас гневается?
Воспитатель: Глядя на экран, можно сказать, почему Земля на нас в обиде?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, загрязняют воздух: выхлопные газы от машин и заводов, от пожаров загрязняется воздух, и конечно от сигарет.
Да, ребята, у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую Землю, как и Земля не может выбрать себе другое человечество. Следовательно, болезнь планеты будет отражаться и на здоровье человека.
Воспитатель;
- Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию? Дети: (Установить фильтры на трубы фабрик, придумать новое безопасное топливо, например, электромобили на солнечных батареях, посадить деревья, беречь леса).
Воспитатель:
- Да, это хорошее решение проблемы!
Воспитатель:
- Как вы думаете, для чего нужен воздух? (Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем живым организмам и людям).
Эксперимент №1 (Опыт с воздухом)
- Давайте встанем и проведем с вами эксперимент. Закройте пальцами нос, а ладошкой другой руки закройте одновременно рот. (Дети выполняют)
- Что произошло? (Нечем дышать, не хватает воздуха).
Воспитатель: Послушайте загадку:
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без. (воды)
На Земле нет не одного живого организма, который может прожить без воды.
Вода нужна всему живому на Земле. Например, человек без воды может прожить всего 7 дней. Вода проделывает большой путь прежде, чем попасть к нам на стол. Для того, чтобы вода стала безопасной её специально очищают. Иногда нам кажется, что вода сама течёт из крана и по этому её можно не экономить, пусть льётся. Но это не так. Если мы с вами знаем, что вода в кран поступает из реки, представьте, что случиться с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде?
Видеозапись
ГОЛОС ВОДА
- Я царица, я Вода,
Без меня вам никуда.
Я и в озере, ив море,
В океанском я просторе,
В ручейке и в луже я,
Не прожить вам без меня.
Но как же вы не понимаете,
Что меня вы отравляете?
Ко мне относитесь беспечно,
Считаете, что бесконечна!
Воспитатель:
- Скажите, для чего нам нужна вода? Дети: (Пить, купаться, вода нужна животным).
- Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? Дети: (Пресная, морская, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная).
- Где живет вода? Дети: (В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, и т. д.).
Эксперимент: (Опыт с водой)
На столе стоят стаканчики водой. Давайте попробуем воду
Воспитатель: дети, кто попробовал соленую воду – встаньте с правой стороны, а кто пресную – с левой.
- Какой воды было больше? (соленой)
- Вот и на Земле соленой – морской воды больше, а пресной воды становится все меньше и меньше.
- Почему это происходит). Это получилось, потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязнят дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть, из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеет люди
Первичное закрепление нового знания
- Ребята, послушайте сказку про речку.
Жила-была река. Сначала она жила среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода!
Река очень любила путешествовать.
Однажды она очутилась в городе.
Здесь стояли огромные дома, в которых жили люди.
Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе.
Река согласилась.
Шли годы. Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается.
Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки.
Потемнела река от печали, стала грязной и мутной.
Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река!» никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины.
Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и рыбы – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.
«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили речку.
И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Остановилась жизнь в городе.
- Ребята, а почему речка обиделась (ответы детей)
Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: «Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого. Мы обидели речку и должны попросить у неё прощения».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать речку. Долго они её искали и нашли, но не сразу её узнали: ведь она стала чистой и прозрачной.
Попросили люди речку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали заботиться о ней. На фабрики и заводы поставили фильтры, машины мыли на специальных мойках. Речка была добрая и не помнила зла.
- Ребята, вы поняли, что воду нужно беречь? Как вы думаете что для этого нужно делать? (Экономить воду, не загрязнять).
Нам пора и поразмяться.
Предлагаем прогуляться.
Темным лесом, сочным лугом
Мы шагаем друг за другом.
(Выполняют обычную ходьбу)
Чтоб цветочки не помять,
Ноги нужно поднимать!
(Ходьба с высоко поднятыми коленями)
По тропинкам мы бежим,
Не мешаем, не шумим.
(Бег змейкой друг за другом)
На полянке бабочкам
Весело летать.
(Махи руками одновременно с бегом)
Мы слегка присядем,
Будем наблюдать.
(Приседания)
Прыгают лягушки
На лесной опушке.
(Прыжки из положения приседа)
Очень их боятся
Комары и мушки.
Чтобы ветки не ломать,
Будем тихо мы шагать.
(Ходьба спокойным шагом)
С лесом в дружбе мы живем,
Лесу песенки поем.
(Остановка на месте)
Потянулись, подышали,
И на место пошагали.
Включение нового знания в систему знаний
Видеозапись Когда-то раньше я была
И лесом, и цветущим садом,
Шумела ярким листопадом,
Была красавицей земля,
Была кормилицей для вас,
И плодородной, и могучей,
А стала мусорною кучей, -
Такой вы сделали меня!
Воспитатель:
- Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили мы нашу землю. Вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора - это целый грузовик. На планете несколько миллиардов жителей. Очень скоро, если ничего не придумать, человечеству придется спасать себя от мусора.
- Ребята! Поговорим с вами о том, какую вторую жизнь можно дать мусору?
- Что же можно придумать? Может мусор можно как-то использовать? (Дети высказывают свои предложения)
- Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор? Дети: (Нет, он выделяет вредный дым). А как вы думаете закапывать в землю можно? Дети: (Не всё сгнивает в земле).
- Мусор можно перерабатывать, и уже везде строят мусороперерабатывающие заводы, но чтобы вести мусор на этот завод его надо рассортировать:
бумага, картон - макулатура,
банки, бутылки - стекло,
пластиковые бутылки, пакеты - пластик,
консервные баночки, жесть - металлолом,
шкурка от банана, картофеля - пищевые отходы
- И у нас в селе установлены контейнеры для сбора всех отходов. Но в скором будущем также установят контейнеры для раздельного сбора мусора, а пока давайте мы с вами потренируемся
Воспитатель: А мы с вами поиграем в игру «Рассортируем мусор»
Проводится игра «Рассортируем мусор».
Дети складывают в отдельные контейнеры картинки с изображением мусора.
Воспитатель:
Природа – великий и мудрый воспитатель. К великому сожалению, ещё многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Может быть, оттого, что не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, полезны, просто необходимы, наконец. Наша задача – научиться «читать» книгу природы. Все в окружающем мире взаимосвязано и взаимозависимо. Ядовитый мухомор – лекарство для животных, комары – незаменимый корм для рыб, волки – санитары леса… Мы должны любить и беречь природу. Но иной раз люди не задумываются, наносят вред природе. К нам пришло очень много жалоб, рассмотрим их.
Жалоба №1
«Шестьдесят лет прожила я на свете, но прошлой весной подошё л ко мне юный турист и на стволе у меня вырезал слово: «Лёня» и мой сок вытек. Летом дачник подошёл и вырезал «Ваня», теперь под кору залезают разные вредные насекомые и я погибаю».
Воспитатель: Ребята! как вы думаете, кто прислал эту жалобу?
Кто это? Это береза. Летом березы людей спасают от жары, дают очень полезный и целебный берёзовый сок, который повышает сопротивляемость организма к простудным, инфекционным и аллергическим заболеваниям. И очищают воздух.
Воспитатель: А чем мы с вами можем помочь берё зе: Дети-
Жалоба №2
- Грустно и одиноко мне в лесу. Совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда-то росли десять елочек красавиц. Но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами, вырубили их под самый корешок и увезли. Прилетели через несколько дней снегири и рассказали, что лесных красавиц поставили в комнаты, нарядили, полюбовались несколько дней, да и выбросили на помойку. И стройные зеленые красавицы превратились в мусор… А какие славные они были. Правда и детей жалко, что за новый год без елочки. Как же быть? (обсуждение проблемы с детьми)
Жалоба?3
«Сама знаю, что не красавица, живу я на болоте. Песни громко распеваю и комариков глотаю. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
Ребята! Как вы думаете, кто прислал жалобу?
Это жаба.
Воспитатель: Чем полезны жабы в природе?
Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.
Жалоба №4
«Ох, не любят же меня люди. Голос, видите ли, им не нравятся и глаза, говорят у меня не красивые! Считают, что я беду приношу. А я всю ночь летаю - мышей добываю. А станет светло, спать лечу в дупло».
Кто это? Это сова. Сова находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны погубить 1 тонну зерна.
Жалоба №5.
-В воде, где мы живем, совсем мало кислорода стало, того и гляди
задохнемся. Почему?
Да, все водоемы покрылись толстым слоем льда. Одна надежда осталась на рыболовов. Только они могут спасти нас от неминуемой гибели.
Воспитатель: Петя! как ты думаешь, от кого пришла жалоба
Как рыболовы могут помочь рыбам?
Дети: делают во льду лунки, когда ловят рыбу,
Совместное подведение итогов:
В. : Что вы узнали нового?
Д. : Ответы детей.
В. Чему научились?
Д. : Ответы детей.
В. : Что показалось самым интересным?
Д. : Ответы детей.
В. Где вам это может пригодиться?
Д. : Ответы детей.
В. : Кому вы расскажете, о том, что узнали?
Д. : Ответы детей.
В. Что будет, если мы будем продолжать засорять свою планету?
Д. : Ответы детей.
А сейчас пожалуйста прослушайте наше детское видео- обращение к взрослым людям!