Папки-передвижки

«Земля за Байкалом». Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с культурой бурятского народа

Татьяна Литвиненко
«Земля за Байкалом». Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с культурой бурятского народа
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание

• Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Познакомить с символикой республики Бурятия – флагом.

• Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаментах, играх бурятов. Воспитывать уважение к культурам других народов. Расширять представление детей о нашей Родине. Формировать в понимании детей образ многонациональной Родины.

• Способствовать развитию познавательных способностей воспитанников, умение работать в группе;

Публикация «„Земля за Байкалом“, Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с культурой бурятского народа» размещена в разделах

• Воспитывать патриотические и нравственные чувства дошкольников.

Материал к занятию :

Иллюстрации (медведь, лошадь); фотографии (флаг, юрта, карта Бурятии, национальные орнаменты); аудиозапись народной мелодии ; фото столицы Улан-Удэ; палочки-кони для подвижной игры; материал для ручного труда (пластилин, бисер, цветная бумага, заготовки одежды из бумаги, клей, ножницы).

Ход занятия:

Дети заходят под национальную бурятскую мелодию и садятся на стульчики.

1. Древнеримский философ Сенека говорил о том, что: «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя».

- Родина – это страна, в которой человек родился и гражданином которой он является.

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина. (Татьяна Бокова)

- Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? (дети отвечают)

А ведь у каждого растения, у каждой былинки есть свое место, откуда она берет жизненную силу. Сегодня мы с вами совершим путешествие «на землю за Байкалом» - в республику Бурятию.

За Байкалом страна в три солнца,

Расстелилась и тут и там,

Где улусов твоих оконца,

Ярко светятся по утрам.

Солнца блик в Селенге играет,

Нет на свете тебя родней,

По земле я родной шагаю,

Что зовётся – Бурятией!

Не любить тебя - невозможно,

Я влюбилась в твои края,

И люблю я тебя безбожно,

Дорогая Бурятия!

2. Посмотрите на карту, ребята, от нашего поселка Култук до республики Бурятии не так уж и далеко.

Воспитатель вывешивает карту.

Как гласит преданье,

Триста лет назад

Встретились в Сибири

Русский и бурят.

Русский земледелец

Возле Ангары

Ковырял лопатой

Кочки да бугры.

Пас бурят отару

Где-то в стороне.

И к нему подъехал

Русский на коне.

«Сайнбайну-у!» - гортанно

Прокричал бурят.

Это означало :

«Здравствуй, русский брат!»

Русский улыбнулся

И сказал: «Привет!»

С незнакомым другом

Разделил обед

С той поры частенько

Виделись они:

Ближе у обоих

Не было родни. (Цыден-Жап Жимбиев)

Бурятия очень красива и своеобразна.

Столица Бурятии город Улан-Удэ. Когда-то этот город назывался Верхнеудинском и начинался с деревянного Удинского острога в 1688 году. Острог был вскоре обнесен деревянными стенами с бойницами. По приказу посла царя Петра 1 Федора Головина он охранялся 200 казаками.

А в 1934 году Верхнеудинск переименовали в Улан-Удэ, что означает красная река (Уда). Город Улан-Удэ стоит на берегу великой реки Селенги, что несет свои воды в озеро Байкал.

Из маленького острога город превратился в крупный центр на востоке нашей страны. Сегодня в городе проживает более 350 тысяч человек.

Воспитатель знакомит детей с фотографиями города.

3. У каждого народа есть свои замечательные люди: это ученые и артисты, архитекторы и строители, поэты и писатели. Вот и я хочу вам рассказать о таком человеке – это Цыден-Жап Жимбиев, народный писатель Бурятии. Своей самой главной задачей он всегда считал, чтобы дети не забывали родной язык своих предков, знали историю, культуру своего народа, и «чтоб наши дети, внуки и правнуки знали свои корни, историю рода и брали с них пример». Около 50 книг издано у Ц. А. Жимбиева, 9 из них переведены на другие языки.

Для детей Цыден-Жап Арсаланович написал хорошие добрые книжки: «Имя человека», «Новая сказка», «Подснежники», «Легенда Тунки». Его книги, это всегда добрый разговор с маленькими читателями, а некоторые стихи посвящены своим собственным детям. Широкая степь, кони-скакуны, живое озеро Байкал, синие кедры – вот темы его стихотворений.

Воспитатель показывает портрет писателя и читает стихотворение их книги «Цветы на снегу» - «Скачки».

4. У республики Бурятия есть свой флаг, гимн и свой президент. Я вас познакомлю с флагом республики Бурятия.

Воспитатель показывает детям флаг.

Государственный флаг Бурятии представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных цветных полос:

Верхний, синий или голубой цвет - ассоциируется с небом и водной гладью, он символизирует вечность, бесконечность, доброту, потомство.

Белый цвет- цвет святости, благополучия, достатка.

Сочетание синего и белого говорит о том, что Бурятия — часть Российской Федерации.

Желтый цвет-цвет солнца, жизни, тепла, власти, веры.

В левом верхнем углу синей части полотнища флага изображен, желтым цветом, традиционный символ Бурятии (соембо, представляющий собой изображение луны, солнца и очага.

Огонь означает тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг – символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени олицетворяет прошлое, средний - современность, а третий - будущие поколения. С солнцем связаны представления об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия. Луна почитается как главное светило, хозяйка ночи.

5. А теперь послушайте загадку и найдите к ней отгадку:

“Дом без крыши и окон

И живут буряты в нем” (юрта).

– Вот в каких юртах жили буряты.

Воспитатель показывает иллюстрацию юрты.

Раньше буряты жили в поселениях – улусах. Каждый улус состоял из нескольких юрт. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались зимники. Основа деревянная, а сверху прикреплялся войлок (ткань, из чего сшиты валенки). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону, от холодного ветра. Пол покрывался досками, кожей и волоком. А летом буряты часто переезжали с места на место и поэтому юрты были деревянные и легко разбирались и собирались. Состояли они из 6-8 стенок, а посередине устанавливались балки, чтоб поддерживать юрту. Для установки юрты использовали конский волос, потому что они при намокании не растягивались.

6. А скажите, про какое животное можно так сказать?

Трусливый как… (заяц)

Проворный как (белка)

Хитрый как… (лиса)

Сильный как (медведь)

А вот кем же является медведь для бурятов?

Медведь на бурятском языке – бабагай. Можно сказать “могучий дядя”, “дедушка”, “старший брат”, “мать-отец”.

Медведь считался священным зверем, буряты считали его сильнее любого шамана. Есть такое выражение “Медведь выше полёта шамана”. Шаманы использовали даже кору с деревьев, которую оцарапал медведь. Такое дерево буряты называли “освящённым деревом”. Когда посвящали человека в шаманы, использовали медвежьи шкуры. Раньше у людей не было календаря и люди считали, что когда медведь выходит из берлоги, начиналась весна, заканчивался зимний сезон и сезон охоты.

“Не наделив человека крыльями – небо подарило ему лошадь” – так гласит бурятская народная мудрость.

7. Что вы можете сказать о роли коня в жизни бурятов?

Буряты не мыслили себя без коней. Конь для бурята – это друг, богатство, радость и гордость. О конях буряты знают ну просто всё. Очень много обычаев, сказок, легенд, ласковых слов они придумывали для лошадей. Буряты никогда не били, не ругали лошадей. Лошади были с человеком и в радости, и в горе, в жару и в холод. Они очень преданные животные, верные друзья. Буряты с детства запрягали и распрягали лошадей. Едва научившись ходить, ребёнок уже умел скакать на коне.

8. У каждого народа есть свои народные игры.

Мы поиграем в игру «Ловкие наездники» - ведь мы с вами говорили, что самое священное животное бурят - это конь.

Дети делятся на 2 команды

Бег на лошади (палочке) вокруг кеглей, кто быстрей.

9. Показ иллюстраций с орнаментами национальных костюмов бурят.

Что это, ребята? (дети отвечают)

Да, это орнамент. Орнаменты мы видим везде. Они обозначают узоры, украшения. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она крылья бабочек, спинки гусениц и змей, создала листья и цветы.

“Пусть чуткие, гибкие пальцы

Вышьют искристый и светлый узор,

Чтобы песни, сказки старинные

Достойное место в узоре нашли”.

Этим стихотворением сказано из чего создавались орнаменты – они «собирались» из сказок, песен и всегда соответствовали народу, который его мастерил.

10. Воспитатель предлагает детям пройти в творческую мастерскую и украсить бурятские национальные костюмы народными орнаментами, используя пластилин, бисер и цветную бумагу.

(Продуктивная деятельность детей).

Итог: Мы сегодня окунулись с вами в культуру бурятского народа – коренного населения нашей бескрайней Сибири. И узнали много интересного и познавательного. Но это еще не конец наших путешествий. Мы познакомимся с обычаями, кухней, праздниками, сказками и песнями Бурятии. Поэтому с Бурятией мы не прощаемся, а говорим ей: «До свидания!»

Публикации по теме:

Презентация проекта «Наш дом — планета»Презентация проекта «Наш дом — планета» Уважаемые коллеги, гости!Предлагаемый Вашему вниманию проект, я создавала несколько лет. Использую его в работе как программу дополнительного.

Знакомство с Якутией Цель: Дать представления о Якутии, как части России. Научить определять на карте территорию Якутии. Познакомить с гербом, флагом республики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Земля за Байкалом». Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с культурой бурятского народа
Опубликовано: 29 января 2014 в 13:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Земля за Байкалом». Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с культурой бурятского народа» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Литвиненко (УИ 183266) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД