Светлана Игнатова
«Жизнь людей на Севере». Конспект интегрированного занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Жизнь людей на Севере»
Материал: схема стихотворения. Иллюстрация оленей, чума. Бумага для рисования чума, палки для игры. Утварь северного народа.
I. Введение в НОД
Стихотворение:
Родилась я в Коми крае. Это Родина моя.
Лучше края я не знаю, всех дороже мне она.
- О какой республике России говорится в стихотворении?
- Назовите столицу республики.
- Почему Сыктывкар называют столицей? (Там работает правительство, которое руководит всей республикой).
- Как вы думаете, в республике лишь один город, или есть еще другие города?
Публикация «„Жизнь людей на Севере“, Конспект интегрированного занятия в старшей группе» размещена в разделах
- В других городах и селах республики люди тоже занимаются полезным для всех делом, и еще, в Северных городах необычная природа и необычная для нас жизнь людей.
- Как же нам об этом, обо всем узнать, чтобы мы были грамотными, умными, интересными для других?
План НОД:
1) Почитать в книге рассказы, стихи
2) Послушать друг друга
3) Поиграть
4) Слетать в тундру на самолете
- Что получится в конце?
II. 1. Природа Севера
1) Гимнастика для глаз «Самолет» - стоя
Пролетает самолет, с ним собрался я в полет.
Я мотор завожу и внимательно гляжу.
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
- Вот и прилетели на крайний Север республики, город, который называется Воркута.
2) Заучивание стихотворения по схеме:
В Воркуте снега, мороз, суровая природа.
На небе хороводы звезд, а солнца нет полгода.
- Как вы думаете, почему говорят «суровая природа», что это такое? (Долгая холодная зима, пурга, метель, мороз)
- О чем мы узнали из стихотворения? (О природе Севера)
2. Жизнь людей Севера
- Зимой в тундре совсем не бывает солнца, наступает полярная ночь.
- Но там живут люди. Как вы думаете, каким человеком нужно быть, чтобы жить в тундре, где очень холодно?
(Там живут мужественные люди, которые не боятся холода, и, ни за что не променяют свою землю на какую-то другую).
- Почему? (Потому что Крайний Север – это их родной дом).
- Не все жители Крайнего Севера живут в городе Воркуте.
- Люди, которые разводят оленей (иллюстрация, живут в самой тундре.
- Зачем же разводят оленей, что они дают человеку? (Теплый мех, мясо, жир; перевозят тяжелые грузы).
- Посмотрите, какой красивый олень! Что у него есть?
(Голова, туловище, маленький хвостик, копыта, красивые ветвистые рога.)
Упражнение «Покажи оленя» - имитация бега оленя.
- Чем занимаются народы Севера? (Оленеводством, рыболовством и охотой).
- На чем передвигаются народы Севера? (На оленьих и собачьих упряжках)
- Оленеводы делают себе удобные жилища из оленьих шкур, называются эти дома?. (чум) – картина.
- Что такое чум? (Переносное жилище).
Связали шест с другим шестом,
Потом еще с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов ненецкий дом.
Физминутка «Построй чум»
- Как устроен чум?
с небольшим отверстием для выхода дыма сверху.
Чум делится на две половины печью. Женская, на которой находятся сундуки с кухонной утварью. И вторая, где расположены нары, стол на коротких ножках. В этой половине едят, спят.
Освещается чум свечкой.
Рассматривание посуды, которой пользуются северные народы : глиняная, деревянная.
- О чем вы узнали после нашей беседы и игр? (О жизни людей на Севере)
3. Рисование чума
Игра – рисование: «Соедини точки».
Детям предлагают карточки – схемы с нарисованными точками, необходимо соединить все точки, чтобы получить рисунок чума.
III. Рефлексия