Кондрашева Юлия Викторовна
Проект «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Ненаглядная краса России»
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы
в которых воплощается Родина»
(В. А. Сухомлинский)
ТЕМА: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»
Творческое название: «Ненаглядная краса России»
Автор проекта воспитатель МБДОУ №42 «Малинка», Калинина Юлия Викторовна
Участники проекта : Дети, воспитатель, родители группы №5
Публикация «Проект „Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта – информационно-практический
По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности
По характеру участия – ребенок участник
По продолжительности – долгосрочный
По количеству участников – групповой
Форма представления – презентация
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ОБУСЛОВЛЕНА :
- Большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
- Развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС
Способствует ли высокое художественное совершенство декоративно-прикладного искусства воспитанию нравственно-патриотических чувств.
ГИПОТЕЗА
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
- Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
- Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы.
- Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т. д.
- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Как повысить интерес к народно-прикладному искусству?
2. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?
3. Как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей?
4. Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами?
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Предметы народных промыслов.
Иллюстрации.
Стихотворные и художественные тексты, загадки, пословицы.
Дидактические игры
ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Развитие творчества, ассоциативного мышления, памяти, внимания на НОД.
Использование дидактических игр, предметов народных промыслов для индивидуальной и фронтальной работы.
Взаимосвязь декоративно-прикладного, устного и музыкального искусства.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.
Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
Развивать творческие способности детей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
Расширять представления детей о происхождении данного вида народного искусства.
Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.
Приобщать родителей к совместной деятельности.
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА Подготовительный этап (сентябрь)
Основной этап (октябрь – апрель)
Заключительный (май)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1 Анкетирование родителей, воспитатель, сентябрь
2 Диагностика детей, воспитатель, сентябрь
3 «Круглый стол» с участием родителей и детей, воспитатель, сентябрь
4 Оформление серии выставок для родителей по русским народным промыслам, воспитатель, сентябрь
5 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, воспитатель, сентябрь
6 Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды, воспитатель, сентябрь
7 Составление плана работы кружка «Родничок» (блок «Декоративно-прикладное искусство», воспитатель, сентябрь
ОСНОВНОЙ ЭТАП
1 Проведение НОД (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных, воспитатель, октябрь - апрель
2 Работа кружка «Родничок», воспитатель, октябрь - апрель
3 Экскурсии в парк с целью наблюдения за растениями, воспитатель, октябрь, январь, апрель
4 Экскурсии в музей в краеведческий музей города, воспитатель, ноябрь, февраль
5 Выставка «Народные игрушки своими руками», воспитатель, дети, родители, декабрь
6 Заучивание стихов, загадок о народных промыслах, воспитатель, октябрь - апрель
7 Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей, воспитатель, дети, родители, март
8 Оформление творческого альбома «Ненаглядная краса России», воспитатель, март
9 Презентация проекта в форме творческой гостиной «Путешествие в Городец» для родителей и воспитателей совместно с музыкальным руководителем,апрель
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1Диагностическое обследование детей, анализ результативности, воспитатель, май
2 Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые руки не знают скуки», воспитатель, дети, родители, май
3 Представление материалов проекта на педагогическом совете ДОУ, воспитатель, май
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
ВЫВОД
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.
Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1
Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.
Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез,2005.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.