Папки-передвижки

Консультация «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников»

Анастасия Герасимова
Консультация «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

(Д. Б. Лихачёв)

Умение замечать красоту, любование предметами окружающей действительности появляются еще в раннем детстве. Но в этом возрасте это происходит непроизвольно, как что-то само собой разумеющееся. Важно не растерять этот интерес и научить ребенка видеть красоту в самых обычных предметах, учить наслаждаться красотой окружающего мира.

Публикация «Консультация „Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников“» размещена в разделах

Современные дошкольники растут в мире цифровых технологий, и поэтому их художественно-эстетический вкус развивается во многом под влиянием этих технологий.

Художественно-эстетическое воспитание рассматривается как непрерывный, социально контролируемый, органический процесс «вхождения» ребёнка в социум в процессе освоения культурных средств под непосредственным руководством взрослого. На современном этапе развития общества в условиях социально – экономических трансформаций изменяются не только структурные, но и содержательные характеристики культуры и образования, влияющие на художественно-эстетическое воспитание личности в период дошкольного детства. В дошкольном образовании остаётся нерешённым вопрос разработки педагогических программ по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, несмотря на многообразие исследований, посвящённых данной проблеме. Недостаточность разработок и использования в образовательном процессе ДОО программ для детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности влияет на качество воспитания эстетически развитого, творчески активного ребёнка-дошкольника.

Именно на этапе дошкольного развития происходит формирование основ личности, ее эстетическое и художественное развитие. Художественно-эстетическое воспитание выступает важнейшей частью процесса развития и формирования детей. За счет такого вида воспитания дошкольников : – происходит должное развитие эстетических оценок; – формирование у ребенка эстетического отношения к окружающему миру и всему обществу. Результатом таких мероприятий, как раз и выступает художественно-эстетическое развитие ребенка.

Художественно–эстетическое воспитание направлено на формирование у ребенка художественного вкуса, эстетических ценностей и творческого предпочтения, чувства красоты, знакомство с разными видами искусства. Дети должны научиться чувствовать искусство, передавать заложенный сюжет и эмоционально сопереживать происходящему.

Н. Варкки считает, что «педагогика определяет художественно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве» [2, с. 57]

Главная цель художественно– эстетического воспитания заключается в том, что «взрастить в человеке эстетическую культуру», включающую в себя: восприятие – способность видеть прекрасное в любом его проявлении в природе, искусстве, межличностных отношениях; чувства – эмоциональная оценка прекрасного; потребности – желания и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного; вкус – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам; идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве [9, с. 35].

Вторая задача художественно–эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного восприятия таких социально–психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать значимые предметы и явления, наслаждаться ими» [8, с. 62]

Важным признаком художественно–эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Возникновение у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим, все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности [7,с. 120].

Дошкольникам доступны все виды художественной деятельности : рисование, лепка, составление рассказов, придумывание стихов, пение. Естественно, они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Развитие художественных творческих способностей детей, в котором происходит возникновение замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.

Дети, начиная с младшего дошкольного возраста, любят творить, мастерить, создавать что-то новое. С большим удовольствием дети постигают новое. Через художественно-эстетическое развитие дети познают мир, расширяют границы своего кругозора, знакомятся с народно-прикладным творчеством и культурой своего народа, а также других народов. Дети учатся сопереживать, эмоционально откликаться на увиденное или услышанное, учатся отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что художественно– эстетическое воспитание – важнейшая сторона личностного развития детей. Художественно–эстетическое воспитание предполагает ознакомление с разными видами искусства, накопление художественно–эстетических впечатлений и образов, пробуждение интереса к произведениям искусства, первые шаги к осознанному творческому процессу, способность понимать, созерцать и оценивать произведения искусства, воспитание видения прекрасного во всех жизненных проявлениях.

Педагоги прививают детям эстетический вкус, умение познавать красоту мира. Главное делать это ненавязчиво. Педагог должен контролировать деятельность ребенка на том или ином занятии по художественно-эстетическому развитию, направлять его, подсказывать верные и возможные действия.

Одним из средств художественно–эстетического воспитания является среда, в которой ребенок живет и развивается. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, можно надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. С. А. Козлова, Т. А. Куликова отмечали, что с первых лет жизни ребенка важно и дома, и дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. [1]

Художественно–эстетическое воспитание предполагает ознакомление с разными видами искусства, накопление художественно– эстетических представлений и знаний и художественных образов. Художественно–эстетическое воспитание пробуждает первые шаги к осознанному творческому процессу, воспитывает грамотного зрителя, способного понимать, созерцать и оценивать произведения искусства, видения прекрасного во всех жизненных проявлениях.

Список использованной литературы

1. Бутенко Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно эстетического развития детей дошкольного возраста : моногр. Москва: ВЛАДОС, 2012. 386 с.

2. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003 № 6 С. 57–67.

3. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду М. : Просвещение. 2001. 72 с.

4. Волынкин В. И. Художественно–эстетическое воспитание и развитие дошкольников : учебное пособие. Ростов–н/ Д: Феникс, 2007. 441 с.

5. Запорожец И. Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М. 2005.186 с.

6. Золотухина А. А., Чичканова Т. А. Художественное воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. №15. С. 72–73.

7. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4–е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт М, 2001. 607 с.

8. Педагогический словарь. Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Климова Н. А., Москва. 2003. 90 с

9. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М. : Советская педагогика, 2012. 344 c.

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка»Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка» Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят! Вырастить ребенка сильным, крепким,.

Консультация музыкального руководителя «Значение музыкально-ритмического воспитания в ДОУ»Консультация музыкального руководителя «Значение музыкально-ритмического воспитания в ДОУ» Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер. образы передаются в движениях. Основой является.

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольниковЗначение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников»
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 19:47
+65Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Герасимова (УИ 311839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД