Шатрюк Лидия Ивановна
Значение инновационных технологий в развитии речевой активности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Значение инновационных технологий в развитии речевой активности у дошкольников
В современных условиях развития общества и модернизации образования особую активность приобретает совершенствование воспитательно - образовательной работы в различных звеньях образовательной системы. Ведущим направлением в современном образовании, способствующим проявлению инноваций, является личностно - ориентированный подход, который в центр образовательной системы ставит личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития реализация её природных потенциалов. В условиях вариативности образования у педагогов появился достаточно широкий выбор программ и педагогических технологий нового поколения. Цель развивающего образования состоит в том, чтобы человек научился развиваться сам, стал субъектом собственного развития. Поэтому ещё на дошкольной ступени образования необходимо создать оптимальные условия, которые способствуют становлению и развитию в ребёнке способности к самореализации, саморазвитию, активному взаимодействию с миром, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментирования и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.
Публикация «Значение инновационных технологий в развитии речевой активности у дошкольников» размещена в разделах
Я поставила перед собой цель разработать оптимальные условия становления субъективности ребёнка старшего дошкольного возраста, на основе применения инновационных технологий. Использование современных методик: опытно – экспериментальная деятельность, критическое мышление и проектный метод способствуют развитию познавательных и творческих способностей детей. Именно познавательные способности детей дошкольного возраста направлены на выявление наиболее значимых, объективно существующих связей в предметах и явлениях.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет экспериментирование, и это в своих работах отмечают педагоги Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, Е. Л. Панько, выделяя основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
При осуществлении педагогической деятельности по организации детского экспериментирования дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
- высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
- фиксировать этапы действий и результаты графически.
Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. В группе необходимо создать уголок экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятиях экспериментам.
Применение технологий критического мышления очень актуально и необходимо в познавательно – речевом развитии старших дошкольников. В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л. С. Выготского: «…всякое размышление есть результат внутреннего спора…». Именно критическое мышление даёт возможность не просто пичкать детей информацией, а побуждать их мыслить критически, т. е. делать свои умозаключения на основании полученной информации, размышлять, задавать вопросы. У старших дошкольников умственное развитие достаточно богато для того, чтобы дать ему толчок к движению мысли. А словарный запас, и багаж знаний детей позволяет грамотно излагать свои мысли, задавать вопросы.
В своей работе предлагаю использовать следующие стратегии критического мышления:
- пятистишие, которое составляют по схеме:
1 строка – имя существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – четыре слова, отражающее моё отношение
5 строка – существительное (синоним)
- кластер . данная стратегия осуществляется следующим образом:
1. сбор информации
2. классификация
3. распределение
- диаграмма Венна (используется для сравнения предметов, явлений, живых объектов)
- РАФТ расшифровывается таким образом:
Р – роль, которую берёшь на себя
А – аудитория, к которой обращаешься
Ф – форма обращения
Т – тема обращения
- чтение с пометами. Во время знакомства с произведением слушатели отмечают для себя информацию, которая им знакома, и то, что для них ново.
- тонкие и толстые вопросы.
Тонкие – буквальные, конкретные вопросы, на которые можно найти ответ в тексте.
Толстые – требующие поиска, не имеющие однозначного ответа.
- составление рассказов по ключевым фразам.
- эссе – эскиз сочинения, слова, предложения.
- Биопоэма
1. имя
2. 3-4 прилагательных, описывающих меня и моё отношение с миром
3. 2-3 вещи, которые я люблю.
4. 2-3 чувства, которые я испытываю в данный момент
5. 2-3 страха, которые я испытываю.
6. 2-3 мои достижения.
7. 2-3 события, которые я хочу, чтобы произошли.
8. фамилия.
(данную стратегию можно применить к любому объекту, предмету)
Развитие познавательных способностей обуславливает процесс становления детского интеллекта и в этом случае наиболее эффективным способом является проектная деятельность. Ценность данной деятельности заключается в организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планирования действий.
Для сбора информации и систематизации знаний детей, о каких – либо объектах, использовала ознакомительно – ориентированные проекты: «Книги», «Безопасная улица», «Космос», «Почва – живая земля» и др.
Освоение проектного метода позволяет создать условия для планомерной и эффективной воспитательно – образовательной работы. В ходе проектной деятельности дети проживают успех, уверенность в своих действиях, которые в дальнейшем результате являются стимулом личного их развития.
Проект включает: цели и задачи; актуальность и научно – методическое обеспечение; распределение деятельности по этапам; ожидаемый результат; активизацию словаря дошкольника.
В процессе проектной деятельности педагог вместе с детьми выполняет заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно движется к цели. Цель проекта принимается и осваивается детьми. Продуктом проекта становится самостоятельные развёрнутые рассказы.
По мнению учёного Джона Дьюи ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни.
Инновационные средства, которые активно осваивает ребёнок, которые дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовать свою деятельность проявлять субъективность. В процессе инновационной деятельности наиболее активно развиваются мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают собственной учебной деятельностью, учатся действовать в соответствии с указаниями взрослого, достигать нужных результатов, оценивать их, без чего невозможна полноценная подготовка к школьному обучению