Получи документы

Значение инновационных технологий в развитии речевой активности у дошкольников

Шатрюк Лидия Ивановна
Значение инновационных технологий в развитии речевой активности у дошкольников

Значение инновационных технологий в развитии речевой активности у дошкольников

В современных условиях развития общества и модернизации образования особую активность приобретает совершенствование воспитательно - образовательной работы в различных звеньях образовательной системы. Ведущим направлением в современном образовании, способствующим проявлению инноваций, является личностно - ориентированный подход, который в центр образовательной системы ставит личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития реализация её природных потенциалов. В условиях вариативности образования у педагогов появился достаточно широкий выбор программ и педагогических технологий нового поколения. Цель развивающего образования состоит в том, чтобы человек научился развиваться сам, стал субъектом собственного развития. Поэтому ещё на дошкольной ступени образования необходимо создать оптимальные условия, которые способствуют становлению и развитию в ребёнке способности к самореализации, саморазвитию, активному взаимодействию с миром, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментирования и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.

Публикация «Значение инновационных технологий в развитии речевой активности у дошкольников» размещена в разделах

Я поставила перед собой цель разработать оптимальные условия становления субъективности ребёнка старшего дошкольного возраста, на основе применения инновационных технологий. Использование современных методик: опытно – экспериментальная деятельность, критическое мышление и проектный метод способствуют развитию познавательных и творческих способностей детей. Именно познавательные способности детей дошкольного возраста направлены на выявление наиболее значимых, объективно существующих связей в предметах и явлениях.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет экспериментирование, и это в своих работах отмечают педагоги Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, Е. Л. Панько, выделяя основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

При осуществлении педагогической деятельности по организации детского экспериментирования дети учатся:

- видеть и выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

- высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;

- фиксировать этапы действий и результаты графически.

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. В группе необходимо создать уголок экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятиях экспериментам.

Применение технологий критического мышления очень актуально и необходимо в познавательно – речевом развитии старших дошкольников. В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л. С. Выготского: «…всякое размышление есть результат внутреннего спора…». Именно критическое мышление даёт возможность не просто пичкать детей информацией, а побуждать их мыслить критически, т. е. делать свои умозаключения на основании полученной информации, размышлять, задавать вопросы. У старших дошкольников умственное развитие достаточно богато для того, чтобы дать ему толчок к движению мысли. А словарный запас, и багаж знаний детей позволяет грамотно излагать свои мысли, задавать вопросы.

В своей работе предлагаю использовать следующие стратегии критического мышления:

- пятистишие, которое составляют по схеме:

1 строка – имя существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – четыре слова, отражающее моё отношение

5 строка – существительное (синоним)

- кластер . данная стратегия осуществляется следующим образом:

1. сбор информации

2. классификация

3. распределение

- диаграмма Венна (используется для сравнения предметов, явлений, живых объектов)

- РАФТ расшифровывается таким образом:

Р – роль, которую берёшь на себя

А – аудитория, к которой обращаешься

Ф – форма обращения

Т – тема обращения

- чтение с пометами. Во время знакомства с произведением слушатели отмечают для себя информацию, которая им знакома, и то, что для них ново.

- тонкие и толстые вопросы.

Тонкие – буквальные, конкретные вопросы, на которые можно найти ответ в тексте.

Толстые – требующие поиска, не имеющие однозначного ответа.

- составление рассказов по ключевым фразам.

- эссе – эскиз сочинения, слова, предложения.

- Биопоэма

1. имя

2. 3-4 прилагательных, описывающих меня и моё отношение с миром

3. 2-3 вещи, которые я люблю.

4. 2-3 чувства, которые я испытываю в данный момент

5. 2-3 страха, которые я испытываю.

6. 2-3 мои достижения.

7. 2-3 события, которые я хочу, чтобы произошли.

8. фамилия.

(данную стратегию можно применить к любому объекту, предмету)

Развитие познавательных способностей обуславливает процесс становления детского интеллекта и в этом случае наиболее эффективным способом является проектная деятельность. Ценность данной деятельности заключается в организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планирования действий.

Для сбора информации и систематизации знаний детей, о каких – либо объектах, использовала ознакомительно – ориентированные проекты: «Книги», «Безопасная улица», «Космос», «Почва – живая земля» и др.

Освоение проектного метода позволяет создать условия для планомерной и эффективной воспитательно – образовательной работы. В ходе проектной деятельности дети проживают успех, уверенность в своих действиях, которые в дальнейшем результате являются стимулом личного их развития.

Проект включает: цели и задачи; актуальность и научно – методическое обеспечение; распределение деятельности по этапам; ожидаемый результат; активизацию словаря дошкольника.

В процессе проектной деятельности педагог вместе с детьми выполняет заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно движется к цели. Цель проекта принимается и осваивается детьми. Продуктом проекта становится самостоятельные развёрнутые рассказы.

По мнению учёного Джона Дьюи ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни.

Инновационные средства, которые активно осваивает ребёнок, которые дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовать свою деятельность проявлять субъективность. В процессе инновационной деятельности наиболее активно развиваются мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают собственной учебной деятельностью, учатся действовать в соответствии с указаниями взрослого, достигать нужных результатов, оценивать их, без чего невозможна полноценная подготовка к школьному обучению

Публикации по теме:

Аналитическая справка «Эффективность использования педагогических технологий в развитии речевой активности детей» Аналитическая справка по тематической проверке в старшей группе «Эффективность использования педагогических технологий в развитии речевой.

Дифференцированный и индивидуальный подход в развитии связной речи детей с ОВЗ посредством инновационных технологий 1 СЛАЙД. Здравствуйте, коллеги! Сегодня хочу поделиться своим опытом работы по индивидуальному подходу в развитии связной речи у детей с.

Использование инновационных технологий в развитии интелектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Использование инновационных технологий в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Инновационность.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детейИспользование инновационных технологий в речевом развитии детей условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского.

Консультация для педагогов «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой.

Консультация для воспитателей «Роль игры-драматизации в развитии речевой активности детей дошкольного возраста» Роль игры-драматизации в развитии речевой активности детей дошкольного возраста. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания.

Педагогический проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников» Педагогический проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников» Автор проекта – Осипова К. А. ,.

Применение инновационных технологий в музыкальном развитии детей в детском саду В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. В этой новизне педагогического процесса.

Роль современных образовательных технологий в развитии познавательно-речевой сферы дошкольниковРоль современных образовательных технологий в развитии познавательно-речевой сферы дошкольников Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе является организация воспитательно-образовательного процесса, направленного.

Значение речевой подготовки в обучении дошкольников к школе в условиях двуязычия В настоящее время готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение инновационных технологий в развитии речевой активности у дошкольников
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 12:45
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД