Оксана Трушина
Консультация «Значение взрослого в развитии активности ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтоб маленький ростокс земли подняться мог,ты помоги ему…
Духовной красотойкак чистою водой, ты напои его…
И в суматохе днейтеплом согрей и сохрани его…»
Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции:
1) служит носителем ценностей и человеческого опыта;
2) является организатором процесса воспитания и обучения.
Публикация «Консультация „Значение взрослого в развитии активности ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Первая функция (взрослый – носитель ценностей) может реализоваться различными способами, в том числе и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания. Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно, когда дело касается моральных явлений.
С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся личности. В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых.
Ведущий метод, способствующий реализации функции в целенаправленной форме, для ребенка – наблюдение, а для взрослого организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.
Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка – взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность.
Родители же могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка.
Основное влияние взрослых на развитие личности ребенка заключается в организации усвоения им моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Сильнее всего на ребенка влияет поведение близких ему людей Он подражает им, принимает их манеры, заимствует у них способ оценки людей, событий, вещей. Однако это влияние не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью множества людей, наблюдая за тем, как они работают, слушая рассказы, сказки, просматривая фильмы и т. д. Для него образцом является поведение людей, которых уважают, о ком одобрительно говорят. Решающими в освоении образцов поведения являются оценки, которые дают взрослым, детям, персонажам сказок, фильмов, рассказов люди, мнение которых для ребенка наиболее важно.
Взрослые играют ведущую роль в развитии личности ребенка, учат ребенка правилам поведения, настраивают на положительные поступки.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, касающиеся культурно-гигиенических навыков, соблюдение режима, обращения с игрушками. Подчиняясь требованиям взрослых, они сами пытаются овладеть этими правилами. Нередко, в дошкольном учреждении дети обращаются к воспитателю по поводу нарушения правил поведения их сверстниками. Эти заявления зачастую является своеобразным просьбой подтвердить правило и его обязательность для всех.
Самый же главным компонент в воспитании ребёнка любого возраста-это родительская любовь и уважение, потому как именно с их помощью вы воспитаете полноценную всесторонне развитую личность.
Велика роль взрослого и в переключении внимания ребёнка с одной деятельности на другую. Потому как для детей дошкольного возраста, предоставляет сложность в кроткий срок переключиться например с игры на учебу. Взрослый помогает тем, что дает ребёнку установку, определяет этапность, переход от одной деятельности к другой.
Очень важно при воспитании ребёнка правильно пользоваться запретами. Любой запрет должен быть обоснованным,а требования должны предъявляться спокойным тоном.
Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.
Воспитывая в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы они выросли трудолюбивыми, но и чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Например, известный отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский считал, что если ребёнок научился трудиться для других людей и это принесло ему радость, то он не может стать злым человеком.
Ближайшим социальным окружением ребенка является, как правило, семья. Долгое время она ощутимо влияет на формирование личности подрастающего человека. Семейная микросреда имеет особую значимость в развитии ребёнка, такие воздействия, как одобрение и неодобрение родителей, является регулятором и стимулом психического развития ребенка от их характера зависит формирование некоторых свойств ребенка и его поведения.
Воспитание с использованием строгих, но противоречивых требований и запретов, как утверждают психиатры, приводит у детей неврозы, навязчивые состояния и психостению. Отрицательно влияют на их самооценку и, порождают неуверенность в собственных силах попытки взрослых изолировать ребенка от сверстников, лишения его элементарной самостоятельности, надоедливые наставления и нравоучения, оскорбления, унижения, высмеивание и физические наказания за ошибки и неудачи, внушение ребенку его слабости и неполноценности.
Психологический климат в семье, который отображается на характере общения с детьми, уровне интереса к ним, их проблемам, заботе и внимании к ним, является существенным фактором формирования морального облика ребенка. Чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее формируется как личность, тем более подвержен пассивности и апатичности, тем выше вероятность формирования у него слабого характера. Дружеские отношения, теплая семейная атмосфера, в которой растет ребенок, способствуют формированию чувства личной защищенности, уверенности в себе, оптимизму.
На формирование личности дошкольника влияет и состав семьи. Ребенок, в воспитании которого, кроме родителей, участвуют бабушки и дедушки, более способен к сочувствию, дружелюбию, однако менее самостоятелен и упорен, ему не достает организаторских способностей.
Влияние родственников на развитие ребенка зависит от того, как он относится к ним, оценивает их. Приверженность ребенка к родным выражается в желании быть рядом (особенно, когда ребенок болеет или переживает страх, напуган, играть с ними, сделать им приятный подарок, в сопереживании радости и печали родителей. Эти чувства дети реализуют и в рисунках, высказываниях.
Особая роль в семейной микросреде ребенка принадлежит матери, поскольку ей отдают предпочтение дети всех возрастных групп. Важное значение имеют также отношения с отцом, братом, сестрой, дедушкой и бабушкой, нередко - с далекими родственниками.
А. С. Макаренко говорил, обращаясь к родителям: «Не думайте,
что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это имеет для ребёнка большое значение».
Дети склонны к подражанию, они питают безграничное доверие к взрослым. Будьте же для своего ребёнка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту!