Папки-передвижки

НОД «Знакомство с бурятской юртой» в средней группе

Светлана Эпова
НОД «Знакомство с бурятской юртой» в средней группе

НОД в средней группе «Знакомство с бурятской юртой»

Цель: Приобщение детей к культуре и обычаям бурятского народа.

Задачи: 1. Развивать интерес к культуре бурятского народа

2. Воспитывать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на предметы бурятского народа.

3. Воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества.

Публикация «НОД „Знакомство с бурятской юртой“ в средней группе» размещена в разделах

Словарная работа: юрта, очаг, кочевать, скотоводство, бурятские слова – «дэгэл», «малгай», «гутал»

Ход занятия.

Дорогие друзья!

Приветствую вас с пожеланием счастья и добра.

Сегодня мы с помощью музейного экспоната, который называется «Бурятская юрта» попадем в культуру и быт бурятского народа.

В юрте маленькой,

В юрте войлочной,

Мне просторно жилось и спокойно.

Там тепло, когда небо облачно

И прохладно порою знойной.

Так писал бурятский поэт Алексей Бадаев.

У каждого человека есть свой дом, а у каждого народа дом имеет свое название. Вот и у бурятского народа было свое необычное жилище.

- Кто скажет, как называлось жилище у бурят? (юрта)

- Какую форму имеет юрта? (круглую)

Да, юрта имела круглую форму, как солнце.

Посмотрите на стены, какие они? (деревянные)

Правильно, они сделаны из деревянных палочек, которые скреплены между собой так, чтобы юрту можно было легко разбирать и собирать.

-Для чего нужно было иметь такую юрту? (Что бы кочевать с одного места на другое)

- Почему буряты кочевали? (Чтобы прокормить скот)

- За какими животными ухаживали буряты? (Лошади, овцы, коровы)

Буряты занимались скотоводством, потому и кочевали с одного места на другое.

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Два барана» - пальчиковая гимнастика:

Захотели утром рано,

Побадаться два барана.

Выставив рога свои

Бой затеяли они.

Долго так они бадались,

Друг за друга зацеплялись.

Но к обеду вдруг устав,

Разошлись, рога подняв.

В центре юрты находился очаг. В очаге постоянно горел огонь, даже в ночное время.

- Как вы думаете, почему? (Считалось, что огонь оберегает жилище от врагов, от злых духов)

Над очагом круглое отверстие, через которое выходил дым, и проходил свет в юрту.

Бурятский народ и в наше время бережно относится к огню, не бросает в огонь мусор, грязь.

Буряты очень гостеприимный народ.

- Что значит «гостеприимный»? (Всегда приветливо встретят, даже незнакомца, напоят чаем, угостят традиционной бурятской едой)

- Как называется бурятская еда? (бухлёр, позы, белая еда)

- А вы заметили, что я сегодня в необычном наряде?

- Как называется бурятская одежда? (Дэгэл)

Посмотрите, платье у меня длинное просторное.

- Почему буряты шили такие платья? (Чтобы было тепло, удобно садиться на лошадь)

На лошадях ездили не только мужчины, но и женщины.

- Что это? (Шапка)

Бурятская шапка называется «малгай».

- Что необычного в бурятской шапке? (Верхушка остроконечная, символизирует благополучие, наверху есть шарик красного или желтого цвета – символ солнца, кисточки – лучи солнца)

Посмотрите, шапка, юрта, очаг и отверстие над очагом - все круглое, такое же как солнце, это говорит о том, что буряты почитали солнце.

Обратите внимание на бурятскую обувь. Она называется «Гутал»

-Почему носки загнуты вверх? (Чтобы не споткнуться на ровном месте и таким образом не обидеть землю, так как буряты очень любят и почитают землю)

- Что мы можем сказать о бурятском народе, какой он? (Гостеприимный, трудолюбивый, любит и почитает огонь, солнце и землю)

Буряты в юрте обычно садились на пол, на ковер или на специальные подушки. Долгими зимними вечерами взрослые и дети собирались в юрте и играли в различные игры на меткость и на ловкость.

Ребята, а сейчас я вам предлагаю сесть на ковер, садитесь поудобнее, не мешая друг другу. Мы с вами тоже сыграем в бурятскую народную игру «Шагай надан», в переводе на русский язык обозначает «щелканье». Эта игра известна с древних времен. В специальном мешочке хранятся косточки бараньих лодыжек. Существуют правила игры, которые нужно обязательно соблюдать:

- играют по очереди;

- щелкать нужно средним пальцем правой руки;

- забирать подбитую косточку левой рукой;

- если щелчок не получился, или игрок не подбил другую косточку, ход переходит следующему;

- побеждает тот, кто собрал больше косточек.

(Повторить правую руку, левую руку, показать средний палец правой руки)

- Ребята, а где хранились косточки?

После игры собрать косточки в мешочек.

- Ребята, как вы думаете, что развивает эта игра?

- Для чего буряты хотели быть меткими, сильными, ловкими? (Чтобы охотиться, стрелять из лука и т. п.)

Показать лук – это орудие охоты древних бурят. Лук стреляет стрелами, для этого нужно натягивать тетиву, прицеливаться. Как раз игра, в которую мы с вами играли, развивает эти качества.

В наше время устраиваются соревнования по стрельбе из лука, это очень популярный вид спорта у нас в Бурятии. Наши спортсмены часто выигрывают соревнования в других городах, странах.

- Ребята, что вы сегодня узнали о быте и культуре бурятского народа?

На этом наше небольшое путешествие по бурятской юрте закончилось, на следующем занятии я вам расскажу о бурятской посуде, об украшениях и о многом другом.

Публикации по теме:

Знакомство детей средней группы с профессией Тамбовского края «Лесник» Конспект занятия по программе «Ранняя профориентация» в средней группе Тема занятия: «Знакомство детей с профессией Тамбовского края.

Фото и видеоотчет «Знакомство с татарским костюмом и танцем» в средней группеФото и видеоотчет «Знакомство с татарским костюмом и танцем» в средней группе Задачи: 1. Обогащать представление детей о народностях, населяющих Россию. Ямал. 2. Познакомить детей с татарским национальным костюмом.

Отчет по проекту «Знакомство с народными промыслами» в средней группеОтчет по проекту «Знакомство с народными промыслами» в средней группе Фотоотчет по проекту «Знакомство с народными промыслами»в средней группе Добрый день, уважаемые гости странички! Приглашаю Вас на виртуальную.

Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗКонспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира Педагогическая цель: расширять представления детей.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство с растением огорода тыквой»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство с растением огорода тыквой» Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство с растением огорода- тыква» Средняя группа Материал подготовила и правила:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Телефон» Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми средней группы. ТЕМА: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Телефон».

Конспект непрерывно образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с профессией строителя»Конспект непрерывно образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с профессией строителя» Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием.

Конспект НОД в средней логопедической группе «Детский сад. Знакомство с групповой комнатой» Конспект НОД в средней логопедической группе по теме «Детский сад. Знакомство с групповой комнатой» Образовательная область: речевое развитие.

«Знакомство с числом 3». Конспект занятия для средней группы НОУ Детский Сад «ЖАРКИ» Выполнила: воспитатель первой категории Агафонова Екатерина Ивановна Конспект непосредственно-образовательной деятельности.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группыЗнакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Автор публикации:
НОД «Знакомство с бурятской юртой» в средней группе
Опубликовано: 14 февраля 2020 в 17:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД