Приложение МААМ

Конспект занятия по знакомству с историческим наследием и культурой России «Из истории мужской и женской одежды»

Наталья Гурьянова
Конспект занятия по знакомству с историческим наследием и культурой России «Из истории мужской и женской одежды»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с историческим наследием и культурой России (рассказать об истории мужской и женской одежды); приобщать детей к духовной культуре на основе использования фольклора (загадок, пословиц, поговорок).

Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Развивать у детей речь, мелкую моторику рук, творческие способности в разных видах деятельности (музыкальной и изобразительной).

Публикация «Конспект занятия по знакомству с историческим наследием и культурой России „Из истории мужской и женской одежды“» размещена в разделах

Воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, Родине, бережное отношение к одежде.

Словарная работа: знакомство с новыми словами – понева, передник, телогрея, душегрея, кокошник, зипун, кафтан, косоворотка.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций одежды, журналов мод, чтение русских народных сказок, заучивание загадок, пословиц, народные подвижные игры, сюжетно – ролевые игры «Ателье», «Магазин», налеп на пластине «Сарафан».

Материал: предметы быта, иллюстрации одежды Древней Руси, мяч, ТСО, налеп на пластине «Сарафан», рис.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети входят в зал (избу).

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь по лавкам. На улице стужа да холод, а в избе тепло, печка топится. Ох, хорошо! Зачастили вы ко мне в гости. Видно понравилось вам у меня. Пришли узнать что–то новое, интересное?

Дети: да!

Воспитатель: ну что же

«Сядем рядком, да поговорим ладком»

Сегодня я расскажу вам об истории мужской и женской одежды, о том, как люди одевались в старину.

Рассказ про одежду

Во все времена.

Про то, как менялась

С веками она.

Как нынче нужна,

Как важна была прежде…

Итак, начинаем

Рассказ про одежду.

Как называется человек, который шьет одежду?

Дети: портной.

Воспитатель: А почему он так называется? А потому что в Древней Руси вся одежда называлась порты или портище. Слово «платье» появилось только в 16 веке, а портами стали называть часть мужской одежды. Портные в зависимости от того, что они шили, назывались «шубниками, кафтанниками, рукавишниками».

«Всяк портной на свой раскрой»

Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась пояском (показ иллюстраций). Женщины поверх рубахи одевали поневу. Это прабабушка современной юбки. Далее шел передник, затем навершник и завершал костюм головной убор (показ иллюстраций). Поневный комплект считается более древним по сравнению с сарафановым комплектом. Передник всегда щедро украшался вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

Навершник – это наплечная одежда по типу укороченной рубахи. Одевали ее обычно осенью или весной и носили поверх рубахи, поневы и передника. Навершник всегда старались украсить вышивкой, аппликациями из дорогих тканей.

Сарафановый комплект носили на Руси в будни и в праздники начиная с 14 века. Изготавливался сарафан из холста, домотканого сукна, шелка, парчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились придвижении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой. В праздничный сарафановый наряд входили и так называемые душегреи – коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики. А в ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи, которые шили из дорогих тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полоской. В отличие от душегреи телогреи были с рукавами (показ иллюстраций). Вот так одевались женщины на Руси. Кто мне покажет поневу, навершник, передник, сарафан, душегрею и телогрею (идет закрепление того, что дети узнали про женскую одежду).

В Древней Руси юноши и девушки любили собираться на поляне и водить вокруг березы хоровод. Вот и мы с вами сейчас немного отдохнем.

«Делу время, а потехе час»

Хоровод «Во поле березонька стояла»

(см. приложение к занятию).

Воспитатель: мы с вами отдохнули и продолжим наш рассказ теперь уже про мужскую одежду. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета.

Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные, праздничные штаны шили в полоску.

Еще одной типичной мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи был кафтан. Для зажиточных шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Бедный люд носил кафтаны покороче, так как ходил пешком по грязным улицам. Иногда под кафтан одевали зипун. Он был длинною до колен и спереди имел застежку. Для самых бедных зипун был единственной теплой одеждой. Зимой богачи носили шубы. У знати шубы были на собольем меху. У людей попроще на заячьем или собачьем меху.

«У него шуба дом стережет»

Зимняя одежда имела большое значение, особенно одежда из овчины. Полушубки и тулупы шили мехом вовнутрь. Полы тулупа заходили одна за другую, а подвязывали его поясом. В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом.

Таким образом, штаны, рубаха, кафтан, шуба – вот весь основной мужской гардероб наших предков.

Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс или кушак. Это не просто деталь туалета, а «опознавательный знак», символ благосостояния. Знать носила пояса украшенные драгоценными камнями. Однако пояс был не только украшением, к нему подвешивались нож, ложка, иногда гребень и специальная сумочка, заменявшая карманы (карманы появились только в 16 веке и поначалу не пришивались, а пристегивались к одежде.

В холодную погоду все без исключения надевали рукавицы или рукавицы перщатые (перчатки). Названия эти происходят от слов рука или перст (палец). Люди побогаче имели рукавицы на дорогом меху. Люди победнее носили кожаные рукавицы, подбитые бараньим мехом, или вязаные варежки из толстой шерсти. Городские модницы носили рукава, покрытые сверху материей – меховые муфты. Вот так одевались люди в Древней Руси (затем идет закрепление названий одежды, дети показывают иллюстрации).

А сейчас мы с вами поиграем в игру

«Назови ласково» (см. приложение)

Воспитатель: Дети, а какие пословицы и загадки вы знаете про одежду? Дети называют пословицы и загадки (см. приложение). Молодцы, ребята, много вы знаете пословиц и загадок про одежду. На прошлом занятии мы с вами делали налеп на пластине «Сарафан». Сегодня вы украсите этот сарафан узором из риса. Дети проходят за столы и украшают подол, перед сарафана орнаментом.

Итак, о чем мы с вами сегодня говорили, что нового узнали на занятии. Подводится итог.

Воспитатель: по русской традиции гостей всегда угощали чаем, вот и я вас угощу чаем с баранками.

Приложение к занятию

1. Хоровод «Во поле березонька стояла»

1. Во поле березонька стояла, 2. Не кому березу заломати,

Во поле кудрявая стояла., Не кому кудряву заломати.

Люли, люли стояла 2 раза Люли, люли заломати 2 раза

3. Я пойду, пойду погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли, люли заломаю 2 раза

2. Загадки

1. Сверху голо, 4. Днем обручем

Снизу лохмато Ночью змеей (пояс)

Что твоя хата (шуба).

2. Дуйся, не дуйся 5. Что за друг,

Через голову суйся, Без которого мужик

Попляши день – деньской Из дома не выйдет

И пойдешь на покой (рубашка) (шапка)

3. А ну - ка, ребята, 6. Я как зонт не промокаю,

Кто отгадает? От дождя вас защищаю.

На десять братьев И от ветра вас укрою.

Двух шуб хватает (рукавичка) Ну, так что же я такое?

(плащ)

7. Чтоб не мерзнуть, 8. Надевают для покоя,

Пять ребят Снимают для учтивости.

В печке вязаной сидят. (халат)

(варежки)

3. Игра «Назови ласково»

Телогрея – телогреечка Юбка – юбочка Кушак - кушачок

Лямка – лямочка Рубаха – рубашечка Шуба – шубка

Пояс – поясок Рукава – рукавчики Тулуп – тулупчик

Понева – поневка Рукавицы – рукавички Плащ - плащик

Передник – передничек Карман – кармашек Шапка - шапочка

Душегрея – душегреечка Кафтан – кафтанчик

Застежка – застежечка Варежка – варежечка

Кокошник – кокошничек Сарафан - сарафанчик

4. Пословицы про одежду

«Шуба тепла и богата – жить вам легко и богато»

«Друг лучше старый, а платье новое»

«По одежке встречают, по уму провожают»

«У бабы рубашка – те же мешки: рукава завяжи, да чего хочешь положи»

«Не поносишь старого – не носить и нового»

Публикации по теме:

«Знакомство с историческим наследием России» (Ковры и ткани в русской избе). Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Знакомство с историческим наследием России» (Ковры.

Формирование гражданско-патриотических чувств через приобщение к истории и культуре России «С чего начинается Родина?» (из опыта работы) Митюшина М. Е., воспитатель МБДОУ д/с № 61 «Малышок» г. Ставрополя Гражданско-патриотическое.

Конспект комплексного занятия по развитию речи, мышления для детей с нарушением слуха «Классификация одежды, письмо слов» На занятии использована презентация (флипчарт) для интерактивной доски. Возможности презентации предполагают взаимодействие детей с интерактивной.

Конспект занятия «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья» Антропова М. Н. «ДС №106». г. Саратов. Цель: формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, особенностям жизни,.

Конспект ткрытого занятия для старшей группы «В прошлое одежды» Цель:Продолжать закреплять навыки составления описательного рассказа по схеме и образцу педагога. Расширять,активизировать словарный запас.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое одежды» в средней группе Программное содержание занятия: - продолжать знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека,.

Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «Что хранится в сундуке. Мужской народный костюм» Что хранится в сундуке. Мужской народный костюм. Конспект занятия для детей средней группы. Разработала: воспитатель Токарева Т. Н. МАДОУ.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего возраста «Магазин одежды» Цель: закрепить знания детей об одежде и обуви. Программные задачи: 1. Расширить представления детей о названиях предметов одежды и обуви.

Мини-музей как средство приобщения дошкольников к истории и культуре России (из личного опыта)Мини-музей как средство приобщения дошкольников к истории и культуре России (из личного опыта) Не секрет, что современные родители приобщают детей к электронным технологиям, новомодным гаджетам, но совершенно не знакомят детей с историей.

Уроки войны и уроки истории. «Патриотизм — духовная основа национальной безопасности России» О, мать моя, Россия, Русь, Незыблем трон твой златоглавый, Люблю тебя, тобой горжусь, Многострадальной и державной. Александр Черный Патриотизм.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по знакомству с историческим наследием и культурой России «Из истории мужской и женской одежды»
Опубликовано: 22 апреля 2017 в 16:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по знакомству с историческим наследием и культурой России «Из истории мужской и женской одежды»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гурьянова (УИ 29356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД