Папки-передвижки

«Знакомство с кубанской хатой» с элементами художественного творчества (6 фото)

Александра Богданова
«Знакомство с кубанской хатой» с элементами художественного творчества

Конспект

организованной образовательной деятельности в логопедической группе

«Знакомство с кубанской хатой» с элементами художественного творчества.

Подготовила воспитатель логопедической группы: Богданова Александра Игоревна

Программные задачи:

• Воспитывать любовь к малой Родине;

Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;

• Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

• Закреплять

• Развивать

Публикация «„Знакомство с кубанской хатой“ с элементами художественного творчества» размещена в разделах

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, хата, рушник, самовар, ухват, кочерга, чапельник, чугун.

Предварительная работа: оформление мини-музея «Казачья горница», составление альбома «Жизнь и быт кубанских казаков», рассматривание фотографий из жизни кубанских казаков, чтение стихов о Кубани, мультимедийное сопровождение.

Материал: Аудио запись песни Кубанского Казачьего хора, фотографии быта казаков, макет печи, тесто соленое, дощечки, скалки, куклы казака и казачки. Мини-музей д/сада «Казачья горница», костюм кубанской казачки для воспитателя, папахи, цветные платки для детей.

Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа.

Ход занятия:

Под фонограмму песни Кубанского Казачьего хора дети заходят в группу, садятся.

Воспитатель:

Могучие песни летят в поднебесье

Открытая высь голубая.

И нет красивее края в России,

Чем наша Кубань.

Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани)

- Правильно.

- Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Ребята, а вы хотите отправиться в прошлое. Давайте пройдем в наш небольшой музей. А вот в этом сундуке у меня для вас есть сюрприз.

(Воспитатель достает из сундука папахи, цветные платки, костюм казачки)

- Чтобы попасть в прошлое, нам надо с вами все это надеть, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!»

*

- Вот мы и попали в старинную кубанскую хату. И я буду здесь хозяйкой, а вы казачата, моими гостями.

А скажите мне ребята, как называлось жилище казаков? (ответы детей)

- Правильно. Хаты казаки строили из хвороста, глины, соломы, камыша. Как только стены были готовы, созывали родственников и соседей для мазки, мазали глиной, перемешанной вместе с соломой. Крыша была из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Внутри хата делилась на две половины. Воспитатель обращает внимание на комнату.

- В одной половине хаты - нарядная кровать и гора подушек на ней, на стенах висят фотографии, которые казачки украшали вышитыми

полотенцами - рушниками.

«Знакомство с кубанской хатой» с элементами художественного творчества

Рядом с кроватью стоит сундук - скрыня. Лавки вдоль стен. В углу, среди расшитых полотенец, висят иконы. А вторая половина называлась малая хата или хатына, где стояла большая печь.

- А что самое главное в казачьей хате? (ответы детей)

Да ребята, войдя в хату, на печь сразу обращаешь внимание, она занимает почти полкомнаты. У кубанцев есть такая поговорка: «Без печи хата - не хата».

Фото «Знакомство с кубанской хатой»

Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. Печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь не топили, чтобы в хате жару не было. На дворе стояла летняя печь (кобыця). Приготовленные в печи кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что в печи, на стол мечи».

«Печь нам – мать родная».

«У печи всё красное лето».

«Хлебом не корми, только с печи не гони».

- Правый от печки угол называется «бабий кут», т. е. закуток. Здесь командует хозяйка. Все здесь приспособлено для приготовления пищи, стоит прялка. А вы знаете, для чего нужна прялка? (ответы). Правильно, для того чтобы прясть пряжу. (дети рассматривают прялку)

- Другой, левый угол от печки, называется «красный», т. е. красивый. Здесь стоит стол, скамейки, висят иконы. Это особое место для гостей. Казаки всегда славились своим гостеприимством. Ребята, а вы знаете пословицы о кубанском гостеприимстве (ответы).

«Не красна хата углами, а красна пирогами».

«Умеешь в гости звать, умей угощать».

В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает куклу казака). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху (бешмет, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает тёплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

с элементами художественного творчества - фото

- А сейчас мы поиграем в игру «Одень казака».

Проводится настольная игра.

- А как называли жену казака? (Казачка) (показ куклы казачки).

Фото №1 Конспект организованной образовательной деятельности в логопедической группе Знакомство с

Казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать, приготовить пищу.

- А в чем готовили еду? (ответы детей)

- Правильно, в чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.

- Как же казачка управлялась с такой посудой? Как в печь сажала?

- Да, ребята, для этого у неё был ухват, а сковороду чем из печи доставала?

- И снова вы правильно ответили, чапельник ей в этом помогал.

- А вот в этой посуде хозяйка ставила квашню для хлеба и называется она макитра (показывает фото)

- А вот еще один предмет быта (показывает фотографию глэчика, как он называется и для чего нужен был казачке? (ответы детей)

- Правильно это глэчик и наливали в него молоко, квас.

- А это ребята рубель. Им казачка гладила белье, ведь утюгов тогда ещё не было, они появились позже. Видите, какой он ребристый. На скалку наматывается мятое белье, с силой проводится по нему рубелем несколько раз (показывает). Бельё получается гладким, и пахучим.

(Предоставляет детям возможность попробовать погладить, таким образом, мятое полотенце, просит повторить название «утюга» - рубель).

- А какими еще утюгами пользовались наши предки? (ответы детей)

- Ребята, давайте поиграем. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.

Дети имитируют движения.

- копать

- нести коромысло

- хлеб ставить в печь

- месить

- класть яблоки в корзину

- гладить

- прясть

Фото №2 Кубань кубанской хатой с элементами художественного творчества

Молодцы, дети. Продолжим нашу экскурсию.

- Казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой? (Полотенца, занавесочки, подушки, скатерти, рушники).

- Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте наших далеких предков. Как много новых слов теперь вы знаете. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.

- Дом, в котором жили наши предки (хата)

- Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)

- С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и скалка)

- Воду приносили из ….(колодца)

- Вкусный чай пили из …. (самовара)

- В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (чугун)

- Без чего не может быть хаты казака….(без печки)

- А в этой посуде месили тесто (макитра)

Ну, вот ребята и наше тесто подошло, и мы с вами сейчас будем лепить пирожки для наших дорогих гостей.

(Совместная деятельность педагога с детьми)

Фото №3 Закреплять Развивать Публикация Знакомство с кубанской хатой с элементами художественного творчества размещена в разделах Кубань Хата казака

Молодцы, пирожков налепили и пока они пекутся, мы с вами вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали.

Подведение итога занятия.

Публикации по теме:

«Пасхальные напевы». Фотовыставка художественного творчества в подготовительной группе (фотоотчет)«Пасхальные напевы». Фотовыставка художественного творчества в подготовительной группе (фотоотчет) "Пасхальные напевы" (фотовыставка художественного творчества в подготовительной группе) Автор: Мухина Елена Владимировна. Воспитатель МКДОУ.

Анализ работы по развитию художественного творчества обучающихся в техникуме Анализ деятельности концертмейстера по развитию художественного творчества обучающихся, и участников кружков и студий ОГПОБУ «Технологический.

Из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского художественного творчества» Перспективное планирование по художественно – эстетическому развитию (изобразительная деятельность – рисование). Сентябрь. 1. Цветные стихи.

Консультация для родителей «Факторы, влияющие на развитие детского художественного творчества» «Факторы влияющие на развитие детского художественного творчества в группе компенсирующей направленности для детей аутистического спектра.

Об участии в фестивале-конкурсе художественного творчества «Пасха красная»Об участии в фестивале-конкурсе художественного творчества «Пасха красная» В целях сохранения и развития духовного и культурного наследия; духовного просвещения, нравственного и патриотического воспитания подрастающего.

Образовательный проект «Взаимосвязь художественного творчества дошкольников и художественной литературы» Актуальность проекта «Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой.

Планирование ННОД по развитию художественного творчества с детьми старшей группы на март 1 неделяРисование. Тема: «Весеннее небо» (рисование в технике “по мокрому”). Учить детей свободно экспериментировать с акварельными красками.

Развитие личности ребенка средствами художественного творчества ГБДОУ дет. сад №21 Выборгского района СПб Развитие личности ребенка средствами художественного творчества Автор: Матикайнен.

Развитие творческого воображения и фантазии у дошкольников посредством художественного творчестваРазвитие творческого воображения и фантазии у дошкольников посредством художественного творчества Уильям блейк:В одном мгновеньи видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка.

Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста (предметно развивающая среда) Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство с кубанской хатой» с элементами художественного творчества
Опубликовано: 23 августа 2016 в 15:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД