Конспект ООД «Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки — матрешки»

Елена Шмигельская
Конспект ООД «Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки — матрешки»

Приобщение к истокам русской народной культуры

Конспект

организованной образовательной деятельности

с детьми средней группы

на тему «Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки – матрешки»

МКДОУ «Детский сад с. Екатерино - Никольское»

Воспитатель: Шмигельская Е. И.

Образовательная область: Познавательное развитие

Цель: Формировать представление о русской культуре через традиционную народную игрушку – матрешку.

Задачи:

Образовательные:

Расширить представления детей об особенностях внешнего вида куклы – матрешки;

Познакомить с историей названия куклы;

Дать элементарные сведения о русском национальном характере;

Формировать представление о традиционном женском костюме в России;

Закреплять знание предметов женского гардероба (рубашка, сарафан, платок, фартук).

Развивающие:

Активизировать внимание, зрительное восприятие;

Развивать речь, мышление, воображение и творческие способности детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской культуре, народным традициям.

Предварительная работа: Знакомство с куклой – матрешкой, её конструктивными особенностями, техникой изготовления, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание хороводной песни «Ай да березка», знакомство с обобщающим понятием «одежда», изучение предметов мужского и женского гардероба.

Демонстрационный материал: Нарисованные на плотном картоне матрешки, бумажные заготовки предметов одежды матрешки, бумажная накладка на лицо матрешки с «грустным выражением», «волшебный сундучок», макет дерева березы для хоровода.

Ход занятия.

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, вы уже позавтракали и успели поиграть игрушками. Какими игрушками вы играли?

Дети: кубики, куклы, машинки, мячи…

Воспитатель: Я для вас принесла еще одну игрушку. Эта игрушка существует уже много лет в нашей стране. Русский народ очень ее любит. Попробуйте отгадать, что я вам принесла:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Конечно, это Матрешка! Она пришла к нам в гости и хочет с вами познакомиться. А вы хотите с ней познакомиться?

Дети: Да!

Основная часть

Воспитатель: Давайте поздороваемся и скажем Матрешке, как нас зовут.

Все вместе: Здравствуйте, добро пожаловать!

Воспитатель: Меня зовут Елена Ивановна.

Дети: Меня зовут Владислав. Меня зовут Максим и т. д.

Все вместе: Приятно познакомиться!

Воспитатель: Ребята, Матрешка хочет нам рассказать, что её название произошло от женского имени Матрена. Вам знакомо это имя?

Дети: нет.

Воспитатель: В наше время это имя практически не встречается. Но матрешка появилась в нашей стране очень давно, более 100 лет назад. Люди очень полюбили её и назвали обычным для того времени женским именем – Матрена. Раньше так называли многих девочек и женщин. Вот и куклу зовут также, как и обычную девочку – Матрена, Матренушка или Матрешка.

Вам нравится её имя?

Дети: Да.

Воспитатель: Мне кажется, что Матрешка пришла к нам не одна. А вы как думаете, она привела с собой подружек?

Дети: Да. (Нет)

Воспитатель: Эта игрушка не простая. У нее есть подружки. Где же они?

Дети: Внутри!

Воспитатель: Давайте попросим Матрешку открыться.

Все вместе: Ты, матрешка, не шути,

Есть подружка? - покажи!

Воспитатель открывает матрешку, и перед детьми появляется еще одна кукла.

Воспитатель: Вот и подружка! Ребята, вам нравится Матрешка?

Дети: Да.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Красивая, веселая, яркая, нарядная.

Воспитатель: Я согласна с вами. Мы с вами уже узнали, что Матрешка – это игрушка, которая пришла к нам из давнего времени. В те времена люди одевались по-другому. Никто не носил футболки и шорты. Такой одежды тогда не было. Как одевались девочки и женщины? Мы узнаем от нашей гостьи, куклы Матрешки. Посмотрите внимательно, во что одета Матрешка. Что у Матрешки на голове?

Дети: Платок.

Воспитатель: Действительно, платок. Много лет назад шапки было трудно купить, и женщины повязывали на голову платки. Как вы думаете, Матрешке нравится её платок?

Дети: Да. Платок у нашей матрешки яркий, красивый, украшен цветами.

Воспитатель: Женщины любили носить платки и повязывали их почти каждый день. Когда был праздник, то они надевали самые яркие, красивые платки. Вот и наши Матрешки, собираясь к нам в гости, надели свои самые нарядные платочки.

Какая ещё одежда есть у нашей Матрешки?

Дети: Рубашка, сарафан и фартук.

Воспитатель: На Матрешке надета рубашка. На рубашке – сарафан.

В те времена, когда появилась в России кукла - матрешка, многие женщины и девочки носили сарафаны. Вот и Матрешки нарядились. Да и фартуки цветные повязали.

Ребята, а может у наших матрешек есть еще одна подружка? Давайте спросим.

Все вместе: Ты, матрешка, не шути,

Есть подружка? - покажи!

(Воспитатель открывает матрешку и демонстрирует детям еще одну куклу. У третьей куклы в руке нарисован платочек).

Воспитатель: Ребята, я думаю, эта кукла самая весёлая! Догадайтесь, почему?

Дети: У Матрешки есть платочек.

Воспитатель: Зачем Матрешке платочек?

Дети: Чтобы танцевать, играть.

Воспитатель: Русский народ умеет и любит веселиться. И в прежние времена люди водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Девушки на Руси любили играть и танцевать с платочком. А вы умеете танцевать с платочком?

Дети: умеем.

Воспитатель: И хоровод водить можете?

Дети: можем.

Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, в нашей группе выросла березка. Давайте о ней споем!

Дети и воспитатель идут к макету березы, берут с собой матрешку с платочком, помещают её в центр хоровода к макету.

Пение песни «Ай да березка» с хороводом (слова Ж. Агаджановой, музыка Т. Попатенко).

1-й куплет:

Мы вокруг березки встанем в хоровод.

Радостно и звонко каждый запоет.

Дети поют, водят хоровод.

Припев: Ай, да березка, белый ствол!

Зеленей, зеленей ты листвой. Дети сужают круг к центру, затем возвращаются на свои места.

2-й куплет: (поет воспитатель)

Яркие платочки в руки мы возьмем

У березки стройной песни заведем. Воспитатель поет, идет по кругу и раздает девочкам платочки, мальчикам - народные инструменты (ложки, трещотки)

Припев: Ай, да березка, белый ствол!

Зеленей, зеленей ты листвой.

(припев повторяется) Мальчики играют на инструментах, девочки танцуют (машут платочком на головой и выставляют ногу на пяточку, кружатся).

Воспитатель: Как мы хорошо повеселились! И песню пели про березу. В русских лесах много берез растет. Наш народ любит это дерево. Вот она, березка, какая: стройная, белая, кудрявая!

Теперь давайте вернемся к нашим Матрешкам.

Ребята, внутри этой куклы есть еще одна подружка. Давайте и на неё посмотрим.

Все вместе: Ты, Матрешка, не шути,

Есть подружка? - покажи!

(Воспитатель открывает матрешку и появляется последняя кукла, без росписи, на лице – грустное выражение)

Воспитатель: (с сожалением) Ребята, эта кукла грустная. Как вы думаете, почему?

Дети: У нее нет нарядной одежды!

Воспитатель: А вы можете помочь Матрешке?

Дети: Да!

Воспитатель: Что вы можете сделать?

Дети: Раскрасить красками, карандашами, вырезать одежду из цветной бумаги, ткани, украсить пластилином и т. п.

Воспитатель: Вы молодцы! Теперь давайте изготовим одежду для нашей Матрешки. Поможет нам в этом мой волшебный сундучок. Пожалуйста, помогите мне собрать все материалы.

(Дети приносят цветную бумагу, ножницы, клей, краски и др. Всё складывают в сундучок, закрывают крышку)

Воспитатель: Теперь скажем волшебные слова:

Сундучок – сундучок,

Ты – волшебный толстячок!

Нашей куколке, Матрешке,

Помоги совсем немножко.

Раз, два, три –

Нашу куклу наряди!

Воспитатель открывает сундучок и демонстрирует заготовки одну за другой, дети называют предъявляемые предметы одежды: рубашка, сарафан, фартук, платок. С помощью клея дети «наряжают» Матрешку.

Воспитатель меняет бумажную накладку на лице Матрешки. Перед детьми предстает яркая, нарядная, веселая кукла.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Матрешка вас благодарит! Вы смогли её развеселить. Когда Матрешки придут к нам опять, они уже все вместе будут играть и веселиться с нами.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня принимали гостей. Кто пришел к нам в гости?

Дети: Матрешки.

Воспитатель: Сколько Матрешек было у нас в гостях?

Дети: четыре.

Воспитатель: Что вам рассказала первая Матрешка?

Дети: Матрешка рассказала нам о своём имени.

Воспитатель: О чем поведала вам вторая Матрешка?

Дети: О своем наряде.

Воспитатель: Какие предметы женской одежды прошлого вы теперь знаете?

Дети: сарафан, рубашка, платок, фартук.

Воспитатель: Что принесла с собой третья Матрешка?

Дети: Платочек. Мы пели, играли на инструментах и плясали.

Воспитатель: Что случилось с последней Матрешкой?

Дети: У неё не было нарядной одежды, и мы ей помогли, теперь она красивая и веселая.

Воспитатель: Что вам сегодня больше всего понравилось делать?

Дети: петь, веселиться, помогать Матрешке, собирать материалы и др.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими новыми подружками и пригласим их в гости к нам снова. В следующий раз мы подготовимся к встрече и нарисуем ещё красивых матрешек, чтобы нашим гостям было весело!

Публикации по теме:

Конспект итогового мероприятия во второй младшей группе «Знакомство с народной культурой посредством малых фольклорных форм» КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ во 2 ой младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы». Цель: Развитие.

Конспект занятия «Знакомство с народной культурой и традициями» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой и ее традициями. Развивать познавательную активность детей в процессе эксперементирования.

Фотоотчёт познавательного проекта «Знакомство с русской культурой и традициями»Фотоотчёт познавательного проекта «Знакомство с русской культурой и традициями» Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности,.

Календарно-тематическое планирование недели «Знакомство с народной культурой и традициями» Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями». Программное содержание: Продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Календарное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» в младшей группе Календарное планирование работы группы «Колосок» С 12 по 16 марта по теме «Знакомство с народной культурой и традициями» Цель: Расширение.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у пряхи». Ознакомление дошкольников с русской народной культуройКонспект НОД по познавательному развитию «В гостях у пряхи». Ознакомление дошкольников с русской народной культурой Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с предметами крестьянского быта. Задачи: Расширять представления детей о предметах старины,.

Перспективный план по ознакомлению с русской народной культурой для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план по ознакомлению с русской народной культурой в старшем дошкольном возрасте. Сентябрь «Кто мы, откуда? Где наши корни?.

План-конспект НОД «Знакомство с народной культурой и традициями». во второй младшей группе Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями». Тема занятия: «Красивый платочек с элементами дымковской росписи». Интеграция.

Проект «Знакомство с народной культурой и традициями» во второй младшей группе Проект Знакомство с народной культурой и традициями 2 младшая группа Воспитатель: Дмитриева Е. А. г. Воронеж, 2018 г. МБДОУ «Детский сад.

Творческий проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника Осенины» Творческий проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника «Осенины». СОДЕРЖАНИЕ 1. Тема проекта 2.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект ООД «Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки — матрешки»
Опубликовано: 30 августа 2018 в 07:15
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. День шишки на МААМ

Во многих детских садах сейчас проходят выставки осенних поделок из природного материала. За основу многих из них берутся шишки хвойных деревьев. Материал хороший, удобный для творчества, и далеко ходить...

26 октября. Кружевной день на МААМ

Очередной тематический день посвящен изящному плетению, над которым трудятся мастерицы-кружевницы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об этом виде декоративно-прикладного...

Консультация для родителей «Давайте танцевать!»
Консультация для родителей «Давайте танцевать! » Человек начал танцевать очень давно, гораздо раньше, чем начал говорить. Желание танцевать выражало...
Конспект дистанционного НОД по ФЭМП в средней группе «Три поросёнка»
Цель: Учить считать в пределах 3, называя числа по порядку, согласовывая их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов....
Подборка авторских стихотворений для детей 3–10 лет на тему «Нам всегда и везде нужно...
Здравствуйте уважаемые товарищи воспитатели и педагоги начальных классов. К сожалению, с увеличением количества машин на дорогах статистика...