Конспект ООД «Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки — матрешки»

Елена Шмигельская
Конспект ООД «Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки — матрешки»

Приобщение к истокам русской народной культуры

Конспект

организованной образовательной деятельности

с детьми средней группы

на тему «Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки – матрешки»

МКДОУ «Детский сад с. Екатерино - Никольское»

Воспитатель: Шмигельская Е. И.

Образовательная область: Познавательное развитие

Цель: Формировать представление о русской культуре через традиционную народную игрушку – матрешку.

Задачи:

Образовательные:

Расширить представления детей об особенностях внешнего вида куклы – матрешки;

Познакомить с историей названия куклы;

Дать элементарные сведения о русском национальном характере;

Формировать представление о традиционном женском костюме в России;

Закреплять знание предметов женского гардероба (рубашка, сарафан, платок, фартук).

Развивающие:

Активизировать внимание, зрительное восприятие;

Развивать речь, мышление, воображение и творческие способности детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской культуре, народным традициям.

Предварительная работа: Знакомство с куклой – матрешкой, её конструктивными особенностями, техникой изготовления, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание хороводной песни «Ай да березка», знакомство с обобщающим понятием «одежда», изучение предметов мужского и женского гардероба.

Демонстрационный материал: Нарисованные на плотном картоне матрешки, бумажные заготовки предметов одежды матрешки, бумажная накладка на лицо матрешки с «грустным выражением», «волшебный сундучок», макет дерева березы для хоровода.

Ход занятия.

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, вы уже позавтракали и успели поиграть игрушками. Какими игрушками вы играли?

Дети: кубики, куклы, машинки, мячи…

Воспитатель: Я для вас принесла еще одну игрушку. Эта игрушка существует уже много лет в нашей стране. Русский народ очень ее любит. Попробуйте отгадать, что я вам принесла:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Конечно, это Матрешка! Она пришла к нам в гости и хочет с вами познакомиться. А вы хотите с ней познакомиться?

Дети: Да!

Основная часть

Воспитатель: Давайте поздороваемся и скажем Матрешке, как нас зовут.

Все вместе: Здравствуйте, добро пожаловать!

Воспитатель: Меня зовут Елена Ивановна.

Дети: Меня зовут Владислав. Меня зовут Максим и т. д.

Все вместе: Приятно познакомиться!

Воспитатель: Ребята, Матрешка хочет нам рассказать, что её название произошло от женского имени Матрена. Вам знакомо это имя?

Дети: нет.

Воспитатель: В наше время это имя практически не встречается. Но матрешка появилась в нашей стране очень давно, более 100 лет назад. Люди очень полюбили её и назвали обычным для того времени женским именем – Матрена. Раньше так называли многих девочек и женщин. Вот и куклу зовут также, как и обычную девочку – Матрена, Матренушка или Матрешка.

Вам нравится её имя?

Дети: Да.

Воспитатель: Мне кажется, что Матрешка пришла к нам не одна. А вы как думаете, она привела с собой подружек?

Дети: Да. (Нет)

Воспитатель: Эта игрушка не простая. У нее есть подружки. Где же они?

Дети: Внутри!

Воспитатель: Давайте попросим Матрешку открыться.

Все вместе: Ты, матрешка, не шути,

Есть подружка? - покажи!

Воспитатель открывает матрешку, и перед детьми появляется еще одна кукла.

Воспитатель: Вот и подружка! Ребята, вам нравится Матрешка?

Дети: Да.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Красивая, веселая, яркая, нарядная.

Воспитатель: Я согласна с вами. Мы с вами уже узнали, что Матрешка – это игрушка, которая пришла к нам из давнего времени. В те времена люди одевались по-другому. Никто не носил футболки и шорты. Такой одежды тогда не было. Как одевались девочки и женщины? Мы узнаем от нашей гостьи, куклы Матрешки. Посмотрите внимательно, во что одета Матрешка. Что у Матрешки на голове?

Дети: Платок.

Воспитатель: Действительно, платок. Много лет назад шапки было трудно купить, и женщины повязывали на голову платки. Как вы думаете, Матрешке нравится её платок?

Дети: Да. Платок у нашей матрешки яркий, красивый, украшен цветами.

Воспитатель: Женщины любили носить платки и повязывали их почти каждый день. Когда был праздник, то они надевали самые яркие, красивые платки. Вот и наши Матрешки, собираясь к нам в гости, надели свои самые нарядные платочки.

Какая ещё одежда есть у нашей Матрешки?

Дети: Рубашка, сарафан и фартук.

Воспитатель: На Матрешке надета рубашка. На рубашке – сарафан.

В те времена, когда появилась в России кукла - матрешка, многие женщины и девочки носили сарафаны. Вот и Матрешки нарядились. Да и фартуки цветные повязали.

Ребята, а может у наших матрешек есть еще одна подружка? Давайте спросим.

Все вместе: Ты, матрешка, не шути,

Есть подружка? - покажи!

(Воспитатель открывает матрешку и демонстрирует детям еще одну куклу. У третьей куклы в руке нарисован платочек).

Воспитатель: Ребята, я думаю, эта кукла самая весёлая! Догадайтесь, почему?

Дети: У Матрешки есть платочек.

Воспитатель: Зачем Матрешке платочек?

Дети: Чтобы танцевать, играть.

Воспитатель: Русский народ умеет и любит веселиться. И в прежние времена люди водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Девушки на Руси любили играть и танцевать с платочком. А вы умеете танцевать с платочком?

Дети: умеем.

Воспитатель: И хоровод водить можете?

Дети: можем.

Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, в нашей группе выросла березка. Давайте о ней споем!

Дети и воспитатель идут к макету березы, берут с собой матрешку с платочком, помещают её в центр хоровода к макету.

Пение песни «Ай да березка» с хороводом (слова Ж. Агаджановой, музыка Т. Попатенко).

1-й куплет:

Мы вокруг березки встанем в хоровод.

Радостно и звонко каждый запоет.

Дети поют, водят хоровод.

Припев: Ай, да березка, белый ствол!

Зеленей, зеленей ты листвой. Дети сужают круг к центру, затем возвращаются на свои места.

2-й куплет: (поет воспитатель)

Яркие платочки в руки мы возьмем

У березки стройной песни заведем. Воспитатель поет, идет по кругу и раздает девочкам платочки, мальчикам - народные инструменты (ложки, трещотки)

Припев: Ай, да березка, белый ствол!

Зеленей, зеленей ты листвой.

(припев повторяется) Мальчики играют на инструментах, девочки танцуют (машут платочком на головой и выставляют ногу на пяточку, кружатся).

Воспитатель: Как мы хорошо повеселились! И песню пели про березу. В русских лесах много берез растет. Наш народ любит это дерево. Вот она, березка, какая: стройная, белая, кудрявая!

Теперь давайте вернемся к нашим Матрешкам.

Ребята, внутри этой куклы есть еще одна подружка. Давайте и на неё посмотрим.

Все вместе: Ты, Матрешка, не шути,

Есть подружка? - покажи!

(Воспитатель открывает матрешку и появляется последняя кукла, без росписи, на лице – грустное выражение)

Воспитатель: (с сожалением) Ребята, эта кукла грустная. Как вы думаете, почему?

Дети: У нее нет нарядной одежды!

Воспитатель: А вы можете помочь Матрешке?

Дети: Да!

Воспитатель: Что вы можете сделать?

Дети: Раскрасить красками, карандашами, вырезать одежду из цветной бумаги, ткани, украсить пластилином и т. п.

Воспитатель: Вы молодцы! Теперь давайте изготовим одежду для нашей Матрешки. Поможет нам в этом мой волшебный сундучок. Пожалуйста, помогите мне собрать все материалы.

(Дети приносят цветную бумагу, ножницы, клей, краски и др. Всё складывают в сундучок, закрывают крышку)

Воспитатель: Теперь скажем волшебные слова:

Сундучок – сундучок,

Ты – волшебный толстячок!

Нашей куколке, Матрешке,

Помоги совсем немножко.

Раз, два, три –

Нашу куклу наряди!

Воспитатель открывает сундучок и демонстрирует заготовки одну за другой, дети называют предъявляемые предметы одежды: рубашка, сарафан, фартук, платок. С помощью клея дети «наряжают» Матрешку.

Воспитатель меняет бумажную накладку на лице Матрешки. Перед детьми предстает яркая, нарядная, веселая кукла.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Матрешка вас благодарит! Вы смогли её развеселить. Когда Матрешки придут к нам опять, они уже все вместе будут играть и веселиться с нами.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня принимали гостей. Кто пришел к нам в гости?

Дети: Матрешки.

Воспитатель: Сколько Матрешек было у нас в гостях?

Дети: четыре.

Воспитатель: Что вам рассказала первая Матрешка?

Дети: Матрешка рассказала нам о своём имени.

Воспитатель: О чем поведала вам вторая Матрешка?

Дети: О своем наряде.

Воспитатель: Какие предметы женской одежды прошлого вы теперь знаете?

Дети: сарафан, рубашка, платок, фартук.

Воспитатель: Что принесла с собой третья Матрешка?

Дети: Платочек. Мы пели, играли на инструментах и плясали.

Воспитатель: Что случилось с последней Матрешкой?

Дети: У неё не было нарядной одежды, и мы ей помогли, теперь она красивая и веселая.

Воспитатель: Что вам сегодня больше всего понравилось делать?

Дети: петь, веселиться, помогать Матрешке, собирать материалы и др.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими новыми подружками и пригласим их в гости к нам снова. В следующий раз мы подготовимся к встрече и нарисуем ещё красивых матрешек, чтобы нашим гостям было весело!

Публикации по теме:

Конспект итогового мероприятия во второй младшей группе «Знакомство с народной культурой посредством малых фольклорных форм» КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ во 2 ой младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы». Цель: Развитие.

Конспект занятия «Знакомство с народной культурой и традициями» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой и ее традициями. Развивать познавательную активность детей в процессе эксперементирования.

Фотоотчёт познавательного проекта «Знакомство с русской культурой и традициями»Фотоотчёт познавательного проекта «Знакомство с русской культурой и традициями» Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности,.

Календарно-тематическое планирование недели «Знакомство с народной культурой и традициями» Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями». Программное содержание: Продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Календарное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» в младшей группе Календарное планирование работы группы «Колосок» С 12 по 16 марта по теме «Знакомство с народной культурой и традициями» Цель: Расширение.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у пряхи». Ознакомление дошкольников с русской народной культуройКонспект НОД по познавательному развитию «В гостях у пряхи». Ознакомление дошкольников с русской народной культурой Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с предметами крестьянского быта. Задачи: Расширять представления детей о предметах старины,.

Перспективный план по ознакомлению с русской народной культурой для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план по ознакомлению с русской народной культурой в старшем дошкольном возрасте. Сентябрь «Кто мы, откуда? Где наши корни?.

План-конспект НОД «Знакомство с народной культурой и традициями». во второй младшей группе Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями». Тема занятия: «Красивый платочек с элементами дымковской росписи». Интеграция.

Проект «Знакомство с народной культурой и традициями» во второй младшей группе Проект Знакомство с народной культурой и традициями 2 младшая группа Воспитатель: Дмитриева Е. А. г. Воронеж, 2018 г. МБДОУ «Детский сад.

Творческий проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника Осенины» Творческий проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника «Осенины». СОДЕРЖАНИЕ 1. Тема проекта 2.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект ООД «Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки — матрешки»
Опубликовано: 30 августа 2018 в 07:15
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

16 сентября. День кукольного театра на МААМ

В этот день 88 лет назад в Москве был открыт Театр кукол. Сейчас он носит имя своего первого руководителя, Сергея Владимировича Образцова, и считается крупнейшим кукольным театром в мире. За это время в...

Мастер-класс «Георгины — цветы осени»
Вот и закончилось знойное лето. Тихими, плавными, вальсирующими шагами плывёт красавица Осень. Ну что за прелесть- создал Господь эти времена года. Пришла...
Фотоотчет «XVI городской детский туристский краеведческий слет-2019»
XVI городской детский туристский краеведческий слет 2019 13 сентября в парке Победы состоялся XVI городской детский туристский краеведческий слет "Этих...
Фотоотчет «День города»
Я думаю, для многих будет секретом, что дни города, если администрация не пожелает иного пути развития, проводятся обычно усилиями креативных педагогов....