Папки-передвижки

Знакомство с экологией родного края посредством художественного творчества

Анна Калачина
Знакомство с экологией родного края посредством художественного творчества

Калачина А. П.

МАДОУ «Детский сад №80» (г. о. Саранск)

В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее и сильнее. Не следует забывать о том, что начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения, поэтому, экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного образования. Можно, сказать, что нашим детям повезло родится в Республике Мордовии, потому что мы проживаем в одном из экологически чистом и благоприятном регионе. Но, если мы хотим сохранить и приумножить это богатство, то о природе мы должны заботится с малых лет, с рождения, как мать заботится о ребенке, так и ребенок с малых лет должен научится беречь мир вокруг себя, чтобы оставить его для потомков. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, начинает выделять себя из окружающей среды. Важно на этом этапе пробудить в ребенке чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды. Наблюдая за воспитанниками, стало заметно, как дети могут, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях. Именно поэтому появилась большая необходимость того, чтобы донести до ребенка важность и значение окружающего нас мира. Не секрет, что природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! И чтобы сохранить эти яркие детские впечатления от происходящего вокруг нас, решено было развивать экологические представления детей посредством художественного творчества, это позволяет обогащать знания детей с родным краем посредством художественного творчества. Экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее успешно и продуктивно будет проходить в условиях полного личностного самовыражения, через художественное творчество. Приобретая навыки художественной работы в области декоративно-прикладного, в том числе народного искусства, у детей развиваются познавательные способности, фантазия, воображение, эмоциональная отзывчивость по отношению к эстетическим явлениям в жизни, таким образом, у детей проявляется любовь к природе.

Публикация «Знакомство с экологией родного края посредством художественного творчества» размещена в разделах

Экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее успешно и продуктивно будет проходить в условиях полного личностного самовыражения, через художественное творчество. Формировать у детей познавательный интерес к природе Республики Мордовия, экологического сознания и организации творческой деятельности нам поможет интегрированный метод обучения, а именно взаимосвязь с искусством. Этот метод позволит ребенку открыть душевный мир и овладеть простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами, самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования, такие как:

Техника тычка – этот метод будет больше интересен самым маленьким художникам. Ведь здесь практически все, что нужно делать – это точечно наносить краску с помощью специального предмета, прорисовывать, таким образом жителей лесов, знакомить с жителями водоемов, флоры и фауны нашей РМ.

Рисование ватными палочками этот метод можно так же назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Рисование с помощью ватных палочек – это весьма необычная техника, интересная не только младшим школьникам, но и малышам, которые только начинаю знакомятся с различными инструментами для живописи.

Работа со световыми столами для рисования. Здесь дети не только учатся рисовать, но и снимают психоэмоциональное напряжения.

Работа с кинетическим песком. Здесь при работе мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта». Так же в играх с кинетическим песком интенсивно развиваются все познавательные функции такие как восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика.

Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Занятие с войлоком способствует развитию творческих способностей и расслаблению. В технике выкладывания картин из войлока, дети учились выкладывать картины природы, животных, насекомых из шерсти, занятие увлекательное и новое для детей.

Аппликация из круп и семян. Не что не может сравниться с природным материалом. Соприкасаясь с природой, мы становимся добрее. И эта доброта нас вдохновляет на творчество, давая простор фантазий. Используя такой не обычный, но «повседневный» в нашей жизни материал, можно создать настоящей шедевр.

На основании цели были сформулированы следующие задачи:

Систематизировать знания об окружающем мире. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия. Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей. Развивать творческие способности детей. Развивать мелкую и общую моторику, посредством использования разнообразных техник и материалов. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение. Обеспечить единство воздействия детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического развития воспитанников.

Участники стали дети, родители, педагогический коллектив, детская городская библиотека им. Н. А. Некрасова, Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И. Д. Воронина.

Работа состоит из трё х этапов:1 этап – подготовительный, 2 этап – основной,

3 этап – заключительный

Первый этап подготовительный включает в себя 4 блога.

1. Блок: «Мордовия родина моя», здесь дети знакомятся с природой Мордовии её уникальностью, заповедниками, инфраструктурой промышленностью нашего города.

2. Блок: «Растения Мордовии», здесь дети знакомятся с растительным миром Мордовии, с растениями, занесенными в Красную книгу Мордовии.

3. Блок: «Животные нашего края». Дети получат представления о животных нашего края, их приспособлении к среде обитания, о животных, занесенных в Красную книгу Мордовии.

4. Блок: «Насекомые нашего края» здесь расширяем знания детей о жизни насекомых. Учиться выделять отличительные и общие признаки насекомых.

2 этап статьи – основной

Цель данного этапа: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

Участие в совместной деятельности вызвало большой интерес родителей. С целью усиления мотивации к участию в проекте были проведены консультации:

- «Воспитание любви к природе у детей»,

- «Прогулка в природу»,

- организована совместная экскурсия в Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И. Д. Воронина, детскую городскую библиотеку им. Н. А. Некрасова.

- участие в акциях «Зеленая весна».

-участие в акции «Бумажный бум» по сбору макулатуры

- проведение НООД «Времена года»

Цель: Расширять и уточнять представления детей о временах года.

-изготовление игр своими руками на экологическую тему

3 этап статьи – заключительный

Цель данного этапа: повышение уровня знаний по экологии у детей; совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме статьи; создание на территории МАДОУ № 80 экологически благоприятной среды, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

развития дошкольников.

- Анализ уровня обогащения предметно – развивающей среды в группах, в детском саду и на территории ДОУ.

На сегодняшний момент работа не закончена, но анализ результатов повторного мониторинга позволяет сделать ряд положительных выводов.

У детей в целом сформирован познавательный интерес к природе родного края. Дети могут не только назвать достопримечательности родного города, но и рассказать о них, опираясь, во многом, на личный опыт.

Возрос интерес, у детей, так же и у родителей к проблеме охраны природных объектов. Обогатился словарный запас детей. Речь стала более правильной, выразительной, эмоциональной.

В заключение можно сказать, что целенаправленная и системная работа по знакомству с экологией родного края посредством художественного творчества является благоприятным средством, которое способствует становление начал экологической культуры у детей. Реализация данного проекта продолжается.

Литература

1. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. / Сост. Силаева Т. Б. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. — Т. 1: Редкие виды растений, лишайников и грибов. — 288 с.

2. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. / Сост. Астрадамов В. И. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. — Т. 2: Животные. — 336 с

3. Экологическая оценка реакционного потенциала лесных территорий республики Мордовия. О. Ю. Тарасова, кандидат сельскохозяйственных наук доцент кафедры экологии и природопользования ГОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарева» - Саранск, 2011. С. 22.

4 .Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Республике Мордовия в 2011 году / Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия; редкол. : В. Т. Шумкин, В. М. Максимкин, А. Н. Макейчев, И. А. Новиков и др. - Саранск, 2012. 160 с.

5. Республика Мордовии, Заповедники Мордовии https://ru.wikipedia.org

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры у детей старшего возраста посредством приобщения к природе родного края Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение. В дошкольном детстве ребенок проходит самый духовный и интеллектуальный.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения природы родного края В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Презентация «Животные родного края» Конспект ООД в старшей группе по теме: «Лесные жители» Тематический план ООД Тема: «Лесные жители» 1. Организационный момент.

Лепка как один из видов художественного творчества Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы.

Модель познания родного края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №24 «Аленький цветочек» г. Новошахтинск.

Обобщение опыта работы на тему «Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края» Цель: Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края. Основные задачи моего опыта работы: -обогащение.

Презентация «Природа родного края» Презентация на тему «Природа родного края». Край нижегородский мой, любимый Здесь родился, вырос и живу Каждый город твой неповторимый.

Развитие художественного творчества детей средствами вышивкиРазвитие художественного творчества детей средствами вышивки Вышивание – это в первую очередь искусство. Искусство создавать вручную узоры, служащие прекрасным украшением для одежды и предметов быта. Вышивание.

Уголок родного края «Таймыр»Уголок родного края «Таймыр» Уголок родного края воспитывает патриотические чувства, гордость за свою «малую» родину. Формировать познавательный интерес к окружающей.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного края Растить детей глубоко и преданно любящими свою страну - важнейшая задача каждого педагогического коллектива. чтобы воспитать в человеке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с экологией родного края посредством художественного творчества
Опубликовано: 22 января 2019 в 20:50
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД